Долганы

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 8157 человек

Основной регион - Красноярский край

Родной язык - якутский

Владение родным языком - .

Истоки - Таймыр

Содержание:

  1. Происхождение долган
  2. Долганы - народ Севера
  3. Численность долган
  4. История народа долганы
  5. Язык долган
  6. Религия долган
  7. Культура долган
  8. Жилище долган
  9. Внешность долган
  10. Известные долганы

ДОЛГАНЫ (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии.

Долганы – тюркский народ России, коренное население полуострова Таймыр в Красноярском крае.

Происхождение долган

Долганы – один из самых молодых народов России. Окончательно он сформировался лишь в начале XX века. А появился этот народ в результате смешения живших на севере нынешнего Красноярского края русских старожилов, якутов и эвенков.

Его название эвенкийского происхождения: «дуулганами» себя именовало одно из местных тунгусских племен. В переводе с их языка это означает «срединный». Сами долганы называют себя «тыа-кихи», что означает «кочевые люди».

Долганы - народ Севера

Долганы населяют преимущественно территорию вдоль рек Хатанга и Хета в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Еще некоторая их часть живет в Якутии в Анабарском улусе.

Численность долган

Согласно переписи населения 2010 года, всего в России живет 7 885 представителей этого народа. Из них 5 805 – в Красноярском крае и 1 906 – в Республике Саха. По данным Переписи населения 2020 года - 8 157. 

История народа долганы

Некоторые историки считают, что долганы изначально были самостоятельным племенем со своими культурой и языком. Но более популярна описанная выше теория о происхождении этого народа от якутов, эвенков и так называемых затундренных крестьян.

Этногенез долган начался примерно в XVIII веке.

Затундренными крестьянами тогда называли русских поселенцев на Таймыре. Они начали заселять его в XVI—XVII веках, когда этот регион назывался Пясида.

В основном это были выходцы с Поморья. Их еще называли «промышленными людьми», то есть, занимающимися промыслом. Чтобы выжить в суровых северных условиях, они начали перенимать обычаи местного населения. Как столетия спустя напишут авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», в результате русские крестьяне «объякутились». Постепенно русские переселенцы переняли не только привычки местных жителей, но и язык.

Чуть позже компанию им составили кочующие якуты и тунгусы. С приходом русских в Сибирь эти народы перестали конфликтовать, что сделало их продолжительные кочёвки безопасными.

Весь XIX век представители этих трех национальностей активно сближались и таким образом среди народов Росси появились долганы.

По состоянию на 1917 год этнос включал четыре рода: Долгано-Енисейский, Жиганско-Тунгусский, Долгано-Тунгусский и Боганидско-Тунгусский.

10 декабря 1930-го постановлением ВЦИК был учрежден Таймырский или Долгано-Ненецкий национальный округ. Считается, что этот исторический момент зафиксировал завершение этногенеза долган.

Но и потом их ещё долго путали с соседними племенами. В частности, во время переписи 1926 года было зарегистрировано 656 представителей новой народности, хотя на самом деле их уже тогда было в четыре раза больше.

Во время переписей 1939 и 1959 годов национальность долган была вообще проигнорирована: их причислили к якутам.

7 декабря 1934 года образовался Красноярский край. Долгано-Ненецкий округ вошел в его состав. В 1977 году последний получил статус автономного округа, а в 1992 году – статус самостоятельного субъекта Российской Федерации. При этом в административно-территориальном отношении он оставался частью области.

В 2007 году он снова вошел в состав Красноярского края. Наряду с Эвенкией Таймыр стал административно-территориальной единицей с особым статусом.

Язык долган

Долганский язык долгое время считался диалектом якутского. Возможно, когда-то так и было. Но, смешавшись с эвенкийским языком, он претерпел серьезные структурные изменения и стал слишком сильно отличаться от своего прародителя. В современном долганском лингвисты выделяют пять говоров: норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский.

Долганская письменность появилась лишь в 70-х годах прошлого века. Но записывать легенды таймырцев пытались и раньше. Еще в начале XX века собиратель северного фольклора русский этнограф и лингвист Константин Михайлович Рычков использовал для этого кириллический алфавит.

Отсутствие собственной письменности не мешало долганам выпускать печатную продукцию. Например, в 1961 году в газете «Советский Таймыр» стали появляться небольшие тексты на долганском.

Первая книга на долганском языке была выпущена в 1973 году. Это был сборник стихов основоположницы местной литературы Огдо Аксеновой «Бараксан». Туда вошли собранные ею образцы местного фольклора.

Она же опубликовала в 1979-м первый долганский алфавит. Через два года на его основе вышел первый долганский букварь. После этого язык начали преподавать в начальных классах таймырских школ.

Согласно переписи 2010-го, долганским языком в России владеют 1 054 человека. 793 из них проживают в Красноярском крае, еще 96 – в Республике Саха.

Религия долган

Общая православная вера стала одним из объединяющих факторов для русских, якутов и эвенков, которые образовали новый народ. Тем не менее, среди долган до сих пор можно найти приверженцев традиционных верований якутов и эвенков – шаманизма и анимизма.

У долган эти культы мало чем отличались от эвенкийских. И у тех, и у других мир делился на три части: верхнюю (мир божеств и сильнейших духов), среднюю (мир людей) и нижнюю (мир мертвых).

Шаман умел перемещаться из одной этой сферы в другую, отделяя свою душу от тела. Он занимался лечением болезней и держал связь между людьми и духами. В зависимости от степени своего мастерства долганские камы (от слова «камлать» - вызывать духов) делились на слабых (ылгын), умелых (орто) и любимцев духов (атыыр).

Своих невидимых соседей (духов) долганы тоже дифференцировали. Иччи – это невидимые духи, которые могут вселяться в предметы. Айыы – добрые. Абаасы – злые, источники болезней и несчастий.

Долганы также верили, что некоторые животные обладают магической силой. И тоже делили их на добрых и злых. Например, они считали добрыми собаку и домашнего оленя.

Олень, по убеждению долган, мог предсказывать неудачи, когда пытался «поговорить» с оленеводом, издавая носом характерные звуки.

Пёс делал то же самое, если лаял во сне. Для хозяина это был повод проведать своих оленей: уж не увязался ли за ними волк?

Особенно ценились «четырехглазые» собаки – с белыми пятнами над глазами. Считалось, что они умеют отгонять злых духов.

Некоторые животные вызывали у охотников-долган благоговейный страх, как и у других северных народов. В первую очередь – волк и медведь. На Таймыре этих зверей считали обращенными людьми. Была даже легенда о волке, которого шаман превратил обратно в человека и после этого оборотня выдавал только волчий хвост.
Как и многие народы Севера, долганы отмечали праздник медведя. В случае удачной охоты на хозяина тайги, они поедали его мясо с плясками, пением и ритуальными играми.

Жители Таймыра, кроме того, поклонялись предметам, в которые шаман вселял добрых духов. Это могли быть необычные камни или оленьи рога странной формы.
Православие начало распространяться среди коренного населения в XVIII веке. К тому времени среди долган уже были крещёные русские, что позволило их соседям по полуострову быстро освоить обряды новой религии. Тем не менее, на стыке XIX и XX веков комплекс долганских культов учёные определяли как «троеверие». В нём христианство тесно переплеталось с шаманизмом и анимизмом.

Это заметно и до сих пор. Например, в похоронном обряде. Долганы хоронят покойников по православному обычаю, но рядом с крестом могут поставить сруб с резьбой.

Культура долган

Фольклор таймырцев представляет собой смесь из якутского, эвенкийского и русского народного творчества.

Например, песни долган напоминают якутское олонхо. От якутов долганы переняли и пластинчатый варган – музыкальный инструмент в виде металлического язычка.
От эвенков долганам достались хоровод хейро и некоторые сказочные мотивы. Однако в долганских сказках можно встретить и русского Ивана-царевича.

Материальная культура долган во многом основана на образе жизни северного народа. Его традиционные занятия – кочевое оленеводство, охота и рыбалка. Маршруты кочевок у долган короче, чем у многих соседних народов. Зимой оленеводы спускались на юг – в лесотундру. Летом шли обратно на север.

Долганское оленеводство многое позаимствовало у эвенков и ненцев. У первых, например, долгане научились седлать и доить оленей, у вторых переняли косокопыльные нарты и практику использования пастушьих собак.

Охотились долганы в основном на диких оленей и пушного зверя. Для ловли оленей они позаимствовали у соседних народов много интересных способов и сами изобрели немало хитростей. В ход шли ружья с отравленными пулями, самострелы, спрятанные на звериной тропе, и даже специально выведенные олени-манщики, которые заманивали своих сородичей в ловушку.

Разумеется, прикладные виды долганского искусства чаще всего связаны с охотой на рогатых и их разведением. Например, долганы украшали свои одежды бисером и орнаментами из оленьего меха - ардай. Также у них немало искусных мастеров по обработке оленьей и мамонтовой кости. Резной костью они украшают ножи, упряжки и другие предметы обихода.

Эти долганские промыслы дожили до наших дней. А вот вышивка нитками из оленьих сухожилий уже не практикуется.

Верхняя одежда долган, суконные кафтаны сонтап, была похожа на эвенкийскую. Под ней долганы носили русские рубахи, штаны и платья, которые они шили из покупной ткани и украшали узкой окантовкой и множеством пуговиц. 

Зимой долганы надевали либо куртки из оленьего меха, либо сокуи – одежду без застёжек с капюшоном мехом наружу. Летом долганы носили такие же сокуи, только суконные.

Долганские головные уборы бэсрегэ внешне напоминали капоры. Летом их шили из сукна и украшали бисером, зимой их делали из лисьих камусов (так называется шкура с ноги животного).

Зимнюю обувь долганы делали из оленьих камусов (зимняя), а летом носили украшенные бисером ровдуги из замши.

В наше время национальная долганская одежда в таймырских поселках по-прежнему используется: по праздникам в неё наряжаются женщины.

Жилище долган

Традиционным долганским жильем считается переносной эвенкийский чум (дю), представляющий собой деревянный каркас, крытый оленьей ровдугой (летом) или оленьими шкурами (зимой). Иногда у долган встречались эвенкийские голомо – чумы, крытые корой и обложенные дёрном, а также якутские балаганы.

Племена, жившие по Хатангскому тракту, переняли у русских строительство изб. А для кочёвок позаимствовали балок. Так называлось жилье с каркасом из реек, поставленным на полозья. Этот каркас обтягивали ситцем и, конечно же, оленьими шкурами. В таких домиках на санях были стеклянные окна, железная печка и нары. Балоки можно увидеть у некоторых современных кочевников Таймыра и в наше время.

В XX веке большая часть долганских кочевников перешла к оседлому образу жизни. Сейчас многие из них живут в поселках с типовой застройкой. Возле таких населенных пунктов почти нет дач, а дворы не отделены заборами.

Внешность долган

Несмотря на смешение множества национальностей (кроме трёх основных в долганском этническом коктейле поучаствовали и другие северные народы), долганы больше всего похожи на эвенков. У них продолговатые лица и широкий лоб.
Как и эвенки, долганы не стригли волосы, а заплетали их в косы.

Известные долганы

Мы уже упоминали основоположницу долганской литературы и письменности – Огдо Егоровну Аксенову. Она родилась в 1936 году в селе Боганида Авамского района Таймырского автономного округа. Стихи начала писать ещё в школе, сначала на русском языке. Любовь к поэзии и родной культуре ей привила бабушка Дьэбгиэн. В 1953 году девушка получила первую рецензию на свои стихи в газете «Пионерская правда». Через три года газета «Советский Таймыр» вручила ей премию за рассказ «Павел Чуприн».

После школы Аксенова поступила в Иркутский государственный университет, но из-за болезни была вынуждена вернуться на родину. В поселке Хатанга она стала заведующей красным чумом, а также редактором местного радио.
Всё это время она не переставала писать. В 1969 году её стихи в переводе В. Ф. Кравца вышли в норильской газете «Заполярная правда». После этого ей предложили опубликоваться во всесоюзном журнале «Работница».

Но одно из главных событий и в ее творческой жизни, и в истории всей долганской литературы произошло в 1973 году. Тогда в Красноярском книжном издательстве вышла первая книга на долганском языке, у которого к тому времени даже не было официально утверждённой письменности. Это был сборник Огдо Аксеновой «Бараксан», в который она включила не только собственные стихи, но и пословицы, поговорки и загадки своего народа.

Во вторую её книгу вошли песни долган, которые впоследствии переложил на музыку композитор Леонид Масленников. В 1977 году Огдо Егоровна отправилась в Москву на Высшие литературные курсы, после которых в издательстве «Малыш» в 1980 году вышла её детская книга «Морошка».

На литературных курсах поэтесса начала работать над проектом долганского алфавита, который был готов в 1979 году. На следующий год одна из школ Дудинки запустила экспериментальное обучение первоклассников по рукописному букварю Аксеновой. По четвертому изданию работали уже шесть школ. Седьмое в 1990 году выпустило издательство «Просвещение».

Основоположником долганского изобразительного искусства стал художник-график Борис Николаевич Молчанов. Он родился в 1938 году в фактории Камень Авамского района Красноярского края (ныне поселок Хантайское Озеро Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района).

Рисованием и аппликацией мальчик увлекся еще в школе-интернате в Норильске, где ходил в художественный кружок. В 1951 году он получил диплом третьей степени на десятой Всероссийской детской выставке в Москве. После школы поступил в Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова. Позже увлёкся линогравюрой, но в родном посёлке ему неоткуда было взять материал для этого вида искусства. И тогда он придумал делать картины из замши и кожи по собственной технологии.

Любопытно, что материал художник брал со старого покрытия долганских чумов, недостатка в котором у него не было. И тем самым ещё лучше передал в своих произведениях суровую красоту тайги и закалённый Севером характер местных жителей. Кожаные картины сделали Молчанова всемирно известным.

Еще один известный долганец – актер театра и кино Спартак Петрович Федотов. Он родился в 1930 году в селе Нюгжа Тунгиро-Олекминского района Читинской области (ныне – Забайкальского края). Окончил Московское театральное училище имени М. С. Щепкина при Малом театре СССР. С 1972 года играл на сцене Якутского государственного драматического театра имени П. А. Ойунского. Снимался в фильмах «Третья ракета» (1963) (по одноименной книге Василя Быкова), «Тайна предков» (1972), «Срочно… секретно… Губчека» (1982), «Шаман» (1996), «Река» (2002), «Снайпер Саха» (2010) и другие.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6