Под крышей из советского шифера

Под крышей из советского шифера

От редакции: Юлия Торопова — студентка Школы межэтнической журналистики. Она получила задание — позвонить в Усть­Ордынский национальный центр художественных народных промыслов и написать новость о его работе. Выполняя задание, Юлия решила не просто позвонить, а съездить в поселок. До этого она никогда не была в Усть­Ордынском, и, конечно, ее работа отличается от статей журналистов, которые постоянно пишут об округе. Мы решили не менять ее текст, дав возможность местным жителям посмотреть на поселок со стороны.

Об Усть­Ордынском большинству иркутян практически ничего неизвестно. Где­то на карте близ Иркутска есть такой поселок... А про Усть­Ордынский национальный центр художественных народных промыслов горожане и подавно не слышали.

Скромные условия

Скажите, как вы нас вообще нашли? — с удивлением спрашивают меня сотрудники центра и угощают чаем. Есть такая приятная для гостей традиция.

Действительно. Малоизвестный Усть­Ордынский центр художественных промыслов внешне далек от классических представлений о музее искусств — небольшое одноэтажное здание с крышей из серого советского шифера. Пожалуй, единственное, что отличает его от остальных жилых дворов, — добротный забор с не­
обычной калиткой.

Выставочный зал до неприличия скромен — в тесной комнатке уживается три десятка живописных работ и разнообразных изделий из войлока, конского волоса, кожи, дерева.

Все самое лучшее мы собираем в этом зале, — объясняют мастера. — Помещение, конечно, крохотное, и новых работ выставлено мало. Досадно, но многие плоды долгих трудов сейчас разбросаны по гаражам и подвалам.

Каждый мастер, будь то специалист по обработке дерева или художник­керамист, пытается показать свою культуру. Это одна из главных задач центра — представить традиции интересно.

Метаморфозы и трансформации

Когда я училась в университете, — вспоминает Валентина Ажунова, главный художник УНЦХНП, — меня часто спрашивали: «Почему ты, Валентина, делаешь такие большие работы?» Не знаю, наверное, люблю все большое. Так вот, и эти мои работы получились архаичными, смысловыми, большими по размеру. В них отражена тема национального орнамента, можно найти символику Солнца и Луны, наши солярные знаки, три мира, то есть всю философию мифов и легенд, которая есть в декоративно­прикладном искусстве наших прибайкальских бурят.

Вот здесь, — продолжает Валентина, показывая на пестрое полотно с табличкой «Метаморфозы», — линии изображают мировое древо. Оно представляется нами как символ мироздания. Корни — это наши предки, ствол, который нас держит, — наши родители, ветви — мы, наши дети и внуки.

В экспозиции Валентины Ажуновой — графические, живописные и декоративно­прикладные работы, многие из которых можно назвать экспериментальными. И техника используется смешанная, и фактура материала разнообразная. Поэтому выставка так и называется — «Метаморфозы». Ведь это стилизация, трансформация древней культуры современным художником.

Зачем художнику хвосты

За дверью одной из комнат пугающе выглядывали… хвосты. Отрубленные длинные конские хвосты висели над медным тазиком — это, говорят, первый этап обработки конского волоса.

Екатерина Осипова — мастер по изготовлению гобеленов. И если художники и слывут обладателями нежных рук, далеких от грязной работы, то только не здесь — Екатерина сама отмывает жесткий конский волос с помощью бутылки обычного «Фейри».

Дальше хвосты отправляются на просушку — медный тазик для этого и предназначен. Процедура повторяется несколько раз. Когда конский хвост чист, свеж и расчесан, его пряди состригают и с помощью ручного веретена получают нити. Наконец в своей мастерской художник показывает клубки готовой пряжи. Для каждого гобелена цветовая гамма подбирается тщательно и аккуратно, ведь нить здесь не красят — используют естественные тона.

Бывает, на поиск оттенков и подготовку материала уходит несколько месяцев, — Екатерина Осипова показывает начатую на ткацком станке работу. — Плетение гобелена — процесс долгий сам по себе. А ведь еще самих коней нужно разыскать…

Мастерицы заверили, что ни одна лошадь не была убита ради волоса. Материал покупают, когда скот забивают на мясо. Бывало, местные не сдавали шкуры и в дар оставляли их завернутыми вместе с хвостами — мастерам приходилось их размораживать, состригать, отстирывать от кровавых пятен…

Недавно одна бабушка принесла нам это, — Екатерина показывает несколько небольших пучков из конского волоса, связанных воедино. — Скорее всего, она хотела сделать щетку для побелки, но передумала из­за сложностей и грязи. Вообще, конский волос раньше широко применялся, а сейчас почти нигде не используется. Я знаю только одного мужчину, который делает из него веревки, очень хорошие. Так что мы, пожалуй, единственная семья в Иркутской области, которая этим занимается. Есть мастерицы в Улан­Удэ, но у них полотна совершенно другие — мотивы у них спокойные, лаконичные, а у нас все… жестче.

Два лица одной культуры

В Улан­Удэ под открытым небом находится известный этнографический музей народов Забайкалья. Там есть все: традиционные жилища, передающие быт, картинная галерея, костюмы и сувениры. Но стилистически предметы мало похожи на работы мастеров Усть­Ордынского центра народных промыслов, ведь культура западных и восточных бурят условно расколота. Западные — это прибайкальские, усть­ордынские буряты. А к забайкальским, как объяснили мне сотрудники центра, относят восточных бурят, то есть Читинскую область, Агинский округ и, конечно, Бурятию.

Забайкалье традиционно буддийское, поэтому и культура там отличается.

У них все такое нежное, степенное, по буддийским мотивам, а у нас, по крайней мере мне так кажется, все жестче, — рассказывает Валентина Ажунова, — и цветовая гамма, и фактура материала…

Кроме того, музей в Улан­Удэ популярен и места там достаточно.

К 2021 году в Усть­Ордынском обещают построить большой центр, объединяющий три структуры: центр народного творчества, библиотеку и центр народных промыслов. Ведь, как оказалось, все эти здания находятся в аварийном состоянии.

Что ж, посмотрим, — с надеждой произнесла одна из мастериц и дала мне визитку с расписанием маршрутных рейсов. Я хочу побывать здесь еще.

Вечерело. Романтика бурятских легенд на сегодня для меня была окончена. Может, когда­нибудь сюда будут приезжать заинтересованные туристы, чтобы своими глазами увидеть очередную экспозицию в новом и современном центре художественных народных промыслов Усть­Орды. Ведь посмотреть здесь есть на что.

Масштабные, архаичные, сильные по энергетике работы заслуживают того, чтобы их увидело как можно большее число людей. Мастера центра надеются, что переедут в современное здание к 2021 году.
Масштабные, архаичные, сильные по энергетике работы заслуживают того, чтобы их увидело как можно большее число людей. Мастера центра надеются, что переедут в современное здание к 2021 году.
Материал опубликован на портале "Байкал-инфо"
29 марта 2018