Брат-хачатур

Брат-хачатур

Где-то там. Далеко или близко. Под сиянием синего неба. Между Восточным морем и морем Мёртвых глубин. Под Великой Горой расстилается древняя страна и живет в ней могучий народ. Народ этот сквозь века пронес свои легенды и танцы. И по сей день, если увидишь ты человека из народа того, поймешь ты, откуда он, ибо гордая песнь льется из души его вольной и страстное пламя сердца его согревает пришедшего к нему.

Армения – необыкновенно красива природой и богата культурой. «Не место красит человека, а человек место». Весь долгий дохристианский период жители Армении мужественно отстаивали право на самобытность и процветание своей земли. Уже в ту далекую эпоху «до нашей эры» Армения была крупным культурным высокоразвитым государством.

Армения первая страна принявшая христианство как государственную религию при царе Тиридате III. Датируется это событие примерно 301 годом нашей эры. Некоторые исследователи утверждают, что крещение армян произошло непосредственно после Миланского эдикта Константина Великого о веротерпимости, то есть в 313 году. Проповедовал в Армении апостолы Фаддей и Варфоломей. В настоящее время Армянская церковь имеет полное название – Армянская апостольская Церковь. Апостольская она потому, что сохранила в себе все черты правильного Богопонимания и вероисповедании, как проповедовал апостол Фаддей. Народ Богоприимец и крестоноситель - именно так переводиться на русский армянское слово хачатур.

Как известно, всего в истории христианской церкви было семь Вселенских соборов. Однако, Армянская церковь не приемлет постановления IV Вселенского Халкидонского собора. Причина тому, как убеждают нас некоторые источники, - неверный перевод постановлений Собора, связанных непосредственно с решением догматического вопроса об определении Божественной и человеческой природы Иисуса Христа.

Забавно думать, что довольно многочисленная церковь Армении отделилась от общего Православного вероучения исключительно из-за «трудностей перевода».

На том Соборе утвердили двойственность природы Христа - человеческую и Божественную. Армяне же отказались от данного разделения, посчитав такое объяснение за очередную ересь, и приняли в оборот веру в единую природу Бога-человека, при этом ее не разделяя.

С тех пор армянские верующие называют себя не монофизитами, которые принимают всего одну природу в Боге-сыне, а миафизитами – то есть, они объединяют божественную и человеческую природы. Если разобраться, это те самые «трудности».

Несмотря на догматические различия, армяне ходят в православные русские храмы на службу. Ведь по сути все мы - христиане и верим во Единого Бога. Поэтому армяне и не чураются заходить в наши храмы.


К тому же Россия и Армения издавна дружат. Наше мощное государство всегда поддерживало Армению в битвах за сохранение территории и собственных границ против агрессоров. Связь Армении с Россией уходит в далекие времена правления князя Владимира, когда он был женат на царевне Анне, которая происходила из древнего армянского рода.

Армяне - верный, честный и жизнелюбивый народ. Русские - чистосердечные, упорные и добродушные, открытые и жизнерадостные. Мы такие разные и при этом такие одинаковые – братья-хачатуры.

Софья Козлова, ученица псковской Школы межэтнической журналистики, студентка Псковского государственного университета (кафедра теологии).

27 марта 2018