Как родилась уникальная воронежская матрёшка

Как родилась уникальная воронежская матрёшка

На выставке декоративно-прикладного  творчества «Дыхание весны» в  зале Союза художников 24 февраля прошла лекция «Воронежская матрёшка – душа Черноземья». Ее гости узнали историю и этапы создания расписного символа столицы Черноземья и познакомились с его «мамой».

Свой творческий путь создательница воронежской матрешки Елена Матвеева начала ещё в глубоком детстве. «Гены от Гены» - шутит сама Елена Геннадьевна. Ее отец был скульптором, мать – художником, вот и сама Матвеева закономерно решила связать свою жизнь с творчеством. В 18 лет она стала ученицей знаменитого воронежского художника и краеведа Петра Пономарёва. Как раз тогда он организовал курсы по производству воронежского сувенира.

В 1969 году Елена Геннадьевна положила начало новому народному ремеслу: создала свою уникальную матрешку. Это произошло почти случайно: мастер увидела бракованную заготовку яйцевидной формы и решила ее расписать. Та самая первая народная красавица Матвеевой теперь живёт в чешском городе Брно.

В 1974 году, став главным художником фабрики ёлочных игрушек, Елена Геннадьевна создала уникальную роспись, которая и отличает воронежскую матрёшку.  Она одела своих круглолицых весёлых девушек в народный воронежский костюм с основными его элементами-узорами: в рубаху с закруглёнными рукавами и, конечно, знаменитый красный барановский платок.

воронеж школа межэтнической журналистики

Уже в 1992 году вместе с мужем Елена Матвеева открыла производство «Воронежский сувенир». Муж сам собрал токарный станок и вытачивал формы. Елена вместе со своими с ученицами расписывала деревянных русских красавиц на заказ. Но прежде чем приступить к росписи нарядов из разных уездов Воронежской губернии, мастер отправлялась в экспедиции. Беседуя с местными жителями, изучая их традиции и обычаи, «мама» воронежской красавицы создавала все новые и новые  костюмы.

Воронежская матрешка – это не просто игрушка. Она знакомит с культурой Воронежской области, с традиционным костюмом и с местными обычаями. Народная красавица имеет глубочайший культурный смысл. Каждая матрёшка одета в костюм с точным соблюдением узоров и цветовой гаммы уездов Воронежской губернии. За её нарядами стоят годы исследований и сотни прочитанных книг.

- В костюмах матрёшки прописано гораздо больше, чем в нашем паспорте, потому что каждый орнамент нам о чём-либо рассказывает, - объясняет Матвеева

Знаменитая «Свадьба»

Елена Геннадьевна также создавала целые сказочные композиции: герои сказки «Курочка Ряба», «Дед Мороз и Снегурочка», а также пасхальные сувениры, расписные блюда.

Одно из уникальных изделий воронежского мастера – композиция «Свадьба», которая в 1996 году на выставке «ООН — моя Россия, мой мир» вошла в ТОП 30 лучших работ страны. Она состоит из семи игрушек.

Первая матрёшка – сваха. Она одета в красную рубаху и понёву – шерстяную юбку с богато украшенным подолом, что символизирует статус замужней. На голове у неё павлово-посадская шаль и традиционный головной убор – сорока. Её крепкую шею украшает бисерное ожерелье.  Следующая матрёшка – жених. Он одет в свадебную рубаху Бутурлиновского района. На шее у него – паломнический кипарисовый крест.  Следующим элементом композиции является невеста в фате-«дымке», кокошнике и понёве Острогожского района. Дальше – отец невесты с иконой. Потом - мать жениха: в руках у неё хлеб и соль на полотенце, где вышиты слова «совет да любовь» и петух. Эта птица считалась символом-пожеланием того, чтобы молодые вставали рано и были трудолюбивыми. Следующей куклой является дружка.  Это весёлый парень с гармошкой и полотенцем через плечо, которое вышила невеста, — современный тамада. Завершает композицию подружка невесты. Она уже замужняя девушка в понёве, со слезами на глазах провожает подругу, которая уходит в другую семью и прощается со свободной жизнью.

воронеж школа межэтнической журналистики

Дойти до Антарктиды

- Воронежские матрёшки на сегодняшний день живут по всему миру. Муж даже флажками на карте отмечал места, куда уезжали наши красавицы. Могу с уверенностью сказать, что только в Антарктиде их ещё нет. Её я и оставила для своей последовательницы – Евгении Афанасенко, - смеется Елена Матвеева

 Сегодня она не занимается росписью, но активно участвует в мастер-классах и обучающих лекциях. Своё дело она передала своей ученице. Жительница Семилукского района  Евгения Афанасенко вместе с мужем продолжила работу над воронежским символом. Они даже придумали свою оригинальную куклу – Матанечку, названную в честь проходившего в  Воронеже Всероссийского конкурса исполнителей народной частушки «Распотешная Матаня».

На мастер-классе 24 февраля Евгения Николаевна рассказала об этапах создания воронежской матрешки.

Сначала токарь вытачивает деревянную основу матрёшки. Далее с заготовки необходимо убрать сучки и затереть шпаклевкой, нанося грунт (обычно это разбавленный водой клей ПВА). Затем всё затирают наждачной «шкуркой», чтобы поверхность была идеально гладкой и с ней приятно было работать. Наметив карандашом основные элементы – личико и платочек, приступают к росписи. Евгения использует натуральные кисти разных видов и различные краски (акварель, гуашь, темперу). Последний этап создания игрушки – лакировка и подпись.

воронеж школа межэтнической журналистики

К самой росписи предъявляются определенные требования.

 - Во-первых, сюжет матрёшки не должен напрягать, поскольку в первую очередь – это игрушка для детей. Во-вторых, главной целью народного искусства не должно быть получение заработка. Из-за такой цели авторы частенько идут на поводу у публики и уродуют куколку. И в-третьих, мастер не должен делать похожие изделия: статус художника подчёркивается оригинальностью рисунка. Хороший мастер каждый раз  делает разные матрёшки,-  говорит Евгения Афанасенко.

Людмила Петракова, студентка воронежской Школы межэтнической журналистики

Фото автора

2 марта 2018