Бекзод, Джихун, Иван – привычные имена одноклассников"

Бекзод, Джихун, Иван – привычные имена одноклассников"

Десятая школа Ижевска расположена в специфическом месте: в пяти минутах ходьбы находится железнодорожный вокзал, вокруг раскинулся частный сектор, ещё чуть-чуть и окраина. В частных домах проживает немало представителей нацменьшинств: выходцев с Кавказа, цыган. Относительно недалеко от школы расположен район с говорящим названием «Татар-базар». Так и получается, что классы в школе набираются по принципу «многонациональной солянки», а важнейшим навыком для учителя становится умение сдружить детей со столь разным менталитетом, темпераментом, уровнем знания языка. О проблемах воспитания многонациональных классов мы пообщались с Халтуриной Эльвирой Анатольевной, одним из самых опытных педагогов школы.


У Бекзода есть мечта…
— Я ведь сама наполовину удмуртка, и наполовину таджичка, — рассказывает Эльвира Анатольевна, — родилась здесь, а в 5 лет меня родители увезли в Центральную Азию. Вернулась сюда уже как педагог, так и работаю с 87-го. Сейчас руковожу двумя классами, шестым и десятым. Оба многонациональные.
— Расскажите о них. В чём главная сложность в воспитании таких «разношёрстных» классов?
— Почему-то есть такой стереотип, что дети-выходцы из других стран учатся хуже остальных. Это не так. Вот есть у нас таджикский мальчик по имени Бекзод — учится с двумя четвёрками. Был кавказец Джихун — учился слабо, но к учёбе всегда подходил с рвением. Был таджик Бахадур, мальчик с феноменальной памятью, особенно хорошо стихи запоминал, но тоже учёба сложно давалась. Почему сложно? Слишком силён языковой барьер, его так сразу не преодолеешь. У Джихуна дома говорят на азербайджанском, у Бахадура дома говорят на таджикском. А мы тут, в школе, на русском. Был Турсенгой, который «завалил» экзамен по математике – в задаче встретилось слово «шлюпка», а он его ещё не выучил. На самих уроках такие ребята учатся хорошо, стараются. У Бекзода есть мечта: я летать хочу, говорит. Собирается поступать на лётчика. У него в семье все строители, постоянно в разъездах. Так парень каждый раз возмущается: «Надоели! Вот женюсь, со своей семьёй всегда вместе буду». Примеров таких ребят можно сотни привести, они очень целеустремлённые.
— Как ребят, выросших в других регионах, принимают сами школьники?
— Могу точно сказать: в классах конфликтов на национальной почве нет. Ребята, как правило, сразу на интуитивном уровне чувствуют разность темпераментов, разность менталитетов. Понимают: если русскому скажешь «ты лох», он через 5 минут это забудет, а ребёнок, выросший на Кавказе, обидится и обиду эту будет долго в себе носить. У них темперамент другой, общаться надо по-другому. Дети это хорошо чувствуют.
Неопределенное чувство Родины
— Ещё очень сложно было с цыганами — вспоминает школьный учитель, — но не столько у сверстников, сколько у педагогов. Хулиганили, мешали уроки проводить. В таких случаях обращались в семьи, к старейшинам. Для них ведь самое важное –семья, это зачастую единственный авторитет.
— А с чем может быть связано такое хулиганское поведение?
— Судя из того, что сами дети говорят, да и из своего опыта, скажу: у них нет чувства родины. Вот ребёнок, он родился здесь от эмигрировавших родителей. Он не чувствует себя здесь дома, но когда возвращается на историческую родину, то понимает, что и там он чужой. Потому что вырос в другой среде, среди других людей. У таких детей, как правило, нет почитания женщины, нет почитания взрослых. Воспитывать таких сложнее всего.

Национально-религиозный акцент
Особый акцент в своей педагогической практике Эльвира Анатольевна делает на межнациональных отношениях. Оба класса под её руководством постоянно выезжают на разнообразные тематические мероприятия, принимают участие в научных конференциях. Сама ижевская школа №10 организует школьные этнические фестивали.
Интервью со школьным учителем многонациональных классов
— Занимаюсь этим, потому что самой интересно, — смеётся Эльвира Анатольевна — а в школе к моей «придури» уже давно привыкли, ребята мои итак с большой охотой участвуют. Устраиваем много фестивалей, особенно в ноябре, ко дню государственности Удмуртии. С удмуртскими ребятами же вообще сложнее, чем даже с кавказцами. Попросишь: поднимите руки, удмурты. Пока сама тоже не поднимешь, все будут стесняться. С этим тоже надо работать. С нынешним десятым классом ездили в деревню Быги - культурный центр финно-угорского мира. Дети были в восторге. Изучаем с ребятами традиции этносов, национальные костюмы, танцы, работаем с диаспорами через Дом дружбы народов.
Интервью со школьным учителем многонациональных классов
— И религии изучаете?
— Это же сейчас программный предмет, ОРКСЭ называется. Основы религиозных культур и светской этики. Знакомим ребят с мировыми религиями. В этом году запустили проект «Рождественские огни Ижевска». Поставили с шестиклассниками спектакль про рождение Иисуса, после показа которого была организована игра по станциям: изучали, как празднуют Рождество русские, удмурты, немцы. Устраивали мастер-классы, делали ангелочков, щелкунчиков, обереги. А со спектаклем и мастер-классами сходили к детям в реабилитационный центр. Дарили больным детям ангелочков.

Венгры под Ижевском
По своему направлению Эльвира Анатольевна учитель истории и обществознания. Нередко её основная деятельность тесно переплетается с этнической темой.
— Тут неподалёку есть лесополоса, ребята туда на велосипедах катаются часто. Однажды заметили там памятный камень. Оказывается, памятник венгерским военнопленным. Мы тогда писали исследовательскую работу «Военнопленные немцы на территории Удмуртии». А венгры то тут откуда, зачем, почему? Стали искать документы, общаться с местными бабушками. Выяснили, что это не просто лесополоса, но там были бараки, лагеря для военнопленных. Сейчас мы с детьми за этим памятником ухаживаем, хоть многие и возмущаются.
— Школьники возмущаются?
— Нет, сами родители приходили, дома целые дискуссии с детьми устраивали. Мы с детьми, наоборот, решили отстаивать свою позицию. Сделали исследовательскую работу, подготовили карту Германии и отметили на ней памятники нашим солдатам. Доказали, что если там к нашим солдатам с большим уважением относятся, то почему мы не должны уважать память их предков в ответ. Кстати, недавно мои ученики опять возле той лесополосы видели туристический автобус возле памятного камня. И цветы там новые посадили. Хотим теперь найти, кто это был. Разузнать подробности.

Был же Ваня!
— Как-то мне надо было провести открытый урок, — улыбается Эльвира Анатольевна, — после него подошли ко мне проверяющие. «Господи, как вы запоминаете эти имена? Что такое с вашим классом? Где же русские?». Так был же Ваня! – говорю. А вообще, разнородный ли национальный состав в классе, однородный ли… неважно. Неважно и то, кто как учится: кто лучше, кто хуже — главное, вырастить из них хороших людей. И за моих детей мне спокойно. Вот что главное.

Фёдор Фефилов, студент Школы межэтнической журналистики в Ижевске