Забытый Амиль-байрам

Забытый Амиль-байрам

Весна – время пробуждения всего живого, символ обновления жизни и надежды на будущее. В календаре тюркских народов приход весны занимает особое место в традиционных обрядностях. Юртовский Амиль – необычный праздник, в настоящее время почти забытый, отмечался в период с 1 по 10 марта (с 15 по 24 марта по новому стилю).

Амиль-байрам (от иранского названия месяца марта — «хамал») – весенний праздник обновления природы, праздник встречи Нового года, возник, скорее всего, в конце XVIII — начале XIX в., при заселении юртовских ногайских татар вокруг г. Астрахани. Ранее он бытовал в таких юртовских сёлах, как Карагали, Килинчи, Кулаковка, Осыпной Бугор, Семиковка, Татарская Башмаковка, Три Протока, Яксатово Приволжского района Астраханской области, пос. Мошаик Ленинского района г. Астрахани, а также в кундровском селе Тулугановка Володарского района Астраханской области. 
Это как раз тот праздник, в котором принимали все от мала до велика. В каждом доме на столе в этот день обязательно были блюда с тыквой и рисом: плов, рисовая каша с тыквой, тыквенные пирожки («кабак буряк»). Тыква символизировала солнце и урожайное изобилие в наступающем году. Соседи ходили в гости друг к другу на угощение. Приветствовали рукопожатием обеих рук. 
Песни, инструментальные наигрыши и танцы составляли неотъемлемую часть праздника. Дети ходили из дома в дом и пели ритуальные песни «ша диван», в которых приветствовали приход весны. Основным персонажем песен был юродивый отшельник «дивана», олицетворявший переход от весны к лету. Хозяева угощали детей сладостями, одаривали деньгами. В Тулугановке в этот день все жители собирались на площади около мечети. Каждая хозяйка приносила с собой угощение. Мужчины совершали в мечети молитву. После этого происходила коллективная трапеза, причём вначале угощали стариков, затем ели мужчины и в конце женщины и дети. 
В этот же или на другой день на открытых площадках-майданах мужчины соревновались в ловкости и силе в различных спортивных состязаниях: борьба («кяреш»), «ат ярыш» — скачки на лошадях, скачки на запряженных лошадьми арбах — кузалак арба («кузалак» — корзина), лазанье по столбу. Интересно было наблюдать и за «алтын кабак» — стрельбой из ружей по золотой монете, подвешенной на высоком столбе (монета выступала как символ солнца), В прошлом вариантом данного состязания была стрельба из лука по подвешенной на столбе тыкве. Победители соревнований получали в качестве призов овец, телят, отрезы ткани. Главным призом обычно был баран. Деньги на приобретение призов давали зажиточные люди либо их собирали все жители села. Перед состязаниями читали молитвы. 
Кроме чисто спортивных состязаний, мужчины соревновались также в стихотворном творчестве, исполняя поэмы-хушавазы (татар. «приятный звук»). В хушавазах воспевались свои деревни, знаменитые односельчане и др. 
На сегодняшний день традиция отмечать этот праздник сохранилась лишь в отдельных районах проживания татар, в частности в аулах Астраханской области. В 1990—2000-х гг. в некоторых юртовских сёлах (например, в с. Карагали) были предприняты попытки возрождения этого праздника. (По материалам монографии А.В. Сызранова «Ислам в Астраханском крае: история и современность»)
Современный Амиль видоизменился, у него появились новые традиции, одна из которых – чествовать достойных односельчан. Праздник приурочен ко Дню села, теперь он сопровождается поздравлениями, вручением подарков и концертными номерами в исполнении самодеятельных артистов, взрослых и детей. После торжественного открытия, как правило, празднование продолжается на сельских улицах гуляниями, песнями, танцами, катанием на лошади, народными играми и забавами: «Перетягивание каната», «Бой горшков», «Бой мешками», «Бег в мешках», «Бег с яйцом», «Срезание приза», «Поднятие гири», «Стрельба из пневматической винтовки по мишени», «Борьба». Главным призом по-прежнему остаётся баран. Не обходится праздник и без традиционного угощения пловом.
Сегодня Амиль-байрам уже не отражает культ плодородия, как это было принято в древности, но, как и прежде, объединяет людей, вызывает радость, поднимает настроение и вселяет веру в лучшее. Его празднование играет огромную роль в сохранении народных традиций у подрастающего поколения.

Вероника Сулейманова, слушательница астраханской Школы межэтнической журналистики