Проводы в «новую жизнь»

Проводы в «новую жизнь»

Как прощаются с умершим коренные жители Марий Эл

Марийцы до сих пор хранят в своей культуре и христианские, и языческие традиции. Когда ангел-смерти спускается к марийцу, родственники сохраняют спокойствие и начинают скорые приготовления к проводам. Проводить нужно достойно, ведь по мнению мари, умерший человек продолжает иметь потребности и испытывать чувства.

Мари называют «последними язычниками Европы». Их христианизация началась поздно – в конце XVI века. Марийцы испокон веков славились своей толерантностью к соседним племенам, поэтому и христианские традиции мирно вплелись в марийскую культуру. Интересным образом традиционные верования марийцев (Чимарий йÿла) сочетаются с православием в похоронных и поминальных обрядах.

Ещё в начале 20 века священники марийских сёл сетовали на свою тяжёлую долю – исповедовать больных черемисов. Отдавая дань этой христианской традиции, мариец не был серьёзно настроенным к исповеди: живёт он миролюбиво, а с девками гулять – да разве грех?

К смерти марийцы относятся спокойно, даже в наше время некоторые заранее покупают себе гроб. Предчувствуя скорую смерть, черемис собирает вокруг себя семью: благословляет детей, завещает, что положить в гроб, кто будет его омывать и кому представлять ему на поминках. Ангел-хранитель, охранявший в течение всей жизни, по воле судьбы (Каван юмо) покидает марийца, и ангел-смерти Азырен перерезает его горло огромным невидимым ножом. Во время агонии родственники подстилают умирающему солому и ставят возле него чашку с водой, чтобы Азырен омыл в ней окровавленные руки. После смерти тело становится для марийцев чем-то нечистым и страшным, поэтому схоронить его старались на следующий день.

Очень важным для марийцев было снаряжение умершего в «новую жизнь»: они щедро кидали в могилу монеты, клали в гроб личные вещи. Совсем ничего не класть в гроб не принято: покойник будет возвращаться и может увести за собой кого-нибудь из родственников. Однако сейчас марийские мемориальные компании выступают против данного обряда, считая его пережитком язычества.

Марийцы уверены в том, что после смерти человек продолжает иметь потребности и испытывать чувства. На сороковой день поминок у марийцев, как и у мордвы, один близкий родственник должен был «замещать» умершего: его встречали на кладбище, приглашали в баню, сажали в доме за стол на самое почётное место и всю ночь слушали его рассказы о жизни на том свете. Провожая обратно, гостя снаряжали всем необходимым и наказывали больше не приходить, пока сами не позовут.

 

 

Студентка школы межэтнической журналистики Алена Старостина