Иван Малов: священник больше, чем поэт

Иван Малов: священник больше, чем поэт

Мой автобус застрял в пробке, и поэтому на традиционную встречу в школу межэтнической журналистики я не иду, а бегу. Ускорение на помогло - всё равно опоздала. Но когда вошла в аудиторию, оказалось, что я почти ничего не пропустила, кроме появления Ивана Генриховича Малова, представительного мужчины с приятным музыкальным голосом, издалека отзывающимся ещё в коридоре, и солидной бородой. И последнее неудивительно – ведь он священник из собора Александра Невского, его, если можно так выразиться, профессиональный стаж насчитывает более 20 лет.
«Священство дело непростое, - говорит Иван Генрихович, рассказывая в самом начале занятия о своей судьбе и приходе в церковь, - Священник всегда на работе, где бы он ни был, с кем бы он ни встречался, о чём бы он ни говорил. Мне приходится следить за каждым своим словом, но одновременно с этим мне нужно и любовь проявить, и человека утешить». 
Глаза Ивана Генриховича горят, когда он говорит о своём призвании, но когда он переходит к другой теме - к своему поэтическому увлечению, то его взгляд вспыхивает особенным воодушевлением. Я вижу: человек, который сидит передо мной, обожает это дело.
«Первые хорошие стихи я начал писать где-то в конце 80-х, - повествует он с удовольствием, - А в конце 90-х годов вышла моя первая книга «Соломенные мосты». Она мне очень нравится, я её очень долго готовил. Здесь собраны 10 лет моего творчества».
Но за этим вдохновением и любовью к поэзии стоят годы труда: 
«Стихи – это дело непростое, по крайней мере для меня. Я и писать начал довольно поздно. Альфред Шнитке высказался как-то, что XX век отличается поздним созреванием художника, и я с этим согласен. Мне понадобилось пять-шесть лет, чтобы освоить эту поэтическую кухню. А сейчас с каждым годом писать стихи всё труднее, потому что слов как-то всё меньше и меньше, а повторяться не хочется». 
Тем не менее, Иван Генрихович продолжает писать, и у него уже накопился материал на новый сборник. На вопрос о том, как протекает процесс стихосложения, он ответил, что стихотворение, как и всё на свете, рождается из какого-то зерна.
Иван Генрихович не обошёл стороной и тему кризиса писательского творчества и некоторые аспекты жизни современного поэта, о которых не принято говорить: «Представьте: кризис у человека. Не пишется, и всё тут, а у него договор с издательством. И он начинает сочинять. Поэтому у профессиональных поэтов, к сожалению, 20-30 % - это то, что мы все знаем и любим, а 70 % - это то, что написано по договору, потому что надо было писать». 
Когда же его, как представителя церкви, спросили, какие он видит наиболее проблемные моменты во взаимоотношениях религиозных институтов и СМИ, он заметил, что некоторые журналисты очень любят «жареное», любят показывать дурные стороны чьей-то личности, но одновременно с этим забывают, что церковь — это живой организм, состоящий из живых людей, и священнослужители такие же земные и поддающиеся соблазнам, как и все остальные. Ивану Генриховичу не нравится, что часто любая порочащая церковь информация подаётся так, будто «как раз это и есть правило в церкви». И это действительно проблема, корни которой лежат в недостаточной объективности СМИ. 
Напоследок он прочитал всем нам свои лучшие стихи, из которых мне ярче всего запомнилось «Железнодорожное безумие» (страстный текст, полный метафор и образов, которые помогают передать движение поезда), и венок сонетов, являющийся его самым трудоемким по времени произведением. На самом деле грандиозный труд. 


Справка: Венок сонетов – жанр в поэзии, строящийся по следующему принципу: последняя строчка предыдущего сонета является первой строчкой следующего, а последний 15-й сонет состоит из первых строчек 14-ти предыдущих. 
Иван Генрихович рассказывает о своём детище:
«Я писал свой венок 2 года, сочинял его на контрастах, чтобы нескучно было. Сначала написал, конечно, последний, иначе не получилось бы. Но самая большая трудность состояла в том, чтобы не свалиться в однообразие из-за постоянного повторения рифм. Если хотите, я вам этот венок могу представить».
Все сидели в абсолютной тишине, замерев, пока Иван Генрихович выводил строчки своим гибким, артистичным голосом. 
«Послушно тело движется за тенью,
Гонимое глазастым Солнцем прочь,
И тень длинней становится и ночь. 
Грозит поставить тело на колени.

Его гнетёт чужое вдохновенье, 
Уже не в силах тело превозмочь
Чужой свободы ласковую мощь. 
И близок день последнего паденья.

Душа – с тобой, и потому жива.
Слепое тело Вечного Жида
Всегда в пути, дорог не выбирает,

И времени давно потерян счёт. 
Так в сумасшедшем память умирает. 
Так куклу водит умный кукловод…»

И это только пример одного сонета. Далее первый, цепляясь словесами за следующий, и так далее по цепочке - образуют гениальный венок сонетов, так что заслушаешься поэтическим смыслом строк автора.

А последний сборник его стихов «У жизни в плену», который вышел в 2016 году, каждый слушатель школы межэтнической журналистики получил в подарок. Отныне эта замечательная книжица стоит на моей книжной полке, по соседству с Есениным и Цветаевой.

Алина Дюпина, студентка Школы межэтнической журналистики в Ижевске.

6 июня 2018