Нацпроблемы российского бизнесмена

Нацпроблемы российского бизнесмена

— Меня зовут Александр Толкачев и я предприниматель…

— Привет, Александр!

* все присутствующие хлопают в ладоши *

Помните подобные сцены из американских фильмов, про собрания людей, совместно борющихся с вредными привычками? Чувствую себя перед вами примерно так же.

Я встаю в пять утра и начинаю это утро с километровой пробежки. Глаза еле открываются, но ты вытаскиваешь себя за шкирку на улицу, ведь в сутках всего 24 часа, а успеть сегодня нужно так много. И плевать, что лег спать всего несколько часов назад.

Впереди встречи, звонки, улаживание проблемных клиентов, переговоры с потенциальными инвесторами, собеседование сотрудников, проверка качества выполнения задач. А еще вызов в налоговую, подпись пачки документов, когда же у меня появится время на то, ради чего я все это начал — на чистое творчество?

Когда вам говорят «Предприниматель» — такую ли картину вы представляете? Да? Тогда вы — молодец. А для многих это дорогие автомобили и сейф с бесконечным лимитом денег. Да, предприниматель зачастую может заработать больше наемного сотрудника, ведь его доход не ограничен оговоренной заработной платой. Но и уровень ответственности несоизмеримо больше. Один неверный шаг — и ответишь за свою ошибку личным имуществом. А отвечать нужно за все — от кадрового делопроизводства до противопожарной безопасности.

Но это мой осознанный выбор, и я не жалуюсь.

Сегодня у меня необычная задача — опросить предпринимателей разных национальностей про особенности бизнеса в России. Я ожидаю десятки ярких рассказов, противоречий и споров. Но на деле все донельзя скучно — у всех одни и те же проблемы, и эти проблемы никак не связаны с их национальностью.

Снимаю интервью на видео, но убираю в дальний ящик — большинство историй можно описать и одной статьей.

«Я не сталкивался ни с какими дискриминациями», — утверждает Асхат.

«В России? Нет, давно не сталкивался», — вторит Асхату Семен, — «то ли дело за границей!».

«А что за границей?» — спрашиваю я.

«Об этом чуть позже», — отвечаю сам же себе.

По итогам дня делаю вывод: для российского предпринимателя национальной проблемы как таковой не существует. Он не проявляет национализм. Бизнесмен слишком практичен для этого: нанимая сотрудника, он выбирает компетенции и ответственность. Найти хорошего сотрудника слишком сложно, чтобы лишиться его из-за глупых стереотипов.

Он не испытывает национализм на себе. Бизнесмен слишком занят для этого: он организовывает работу сотрудников, справляется с их ошибками и «пожарами», улаживает вопросы с контролирующими органами. Ему просто некогда замечать, кто, почему и когда на него косо посмотрит.

Но я могу отвечать только за малый бизнес.

Я допускаю, что, если крупная национальная компания, например, корейская, со специфической кадровой политикой, скажем, нанимать только корейцев, зайдет на наш рынок — вполне допускаю, что она может встретить определенное противодействие, что называется, по национальному признаку.

Но здесь следует отметить, что это скорее будет уже ответной реакцией на явную дискриминационную кадровую политику.

Ну хорошо, что в российском бизнесе национальный вопрос явно не прослеживается. А что же с нашими, российскими компаниями, работающими на международном рынке?

Так ли здесь все гладко, ведь нам каждый день говорят по телевизору о русофобии и англо-саксонских заговорах?

Надо признать, некоторые проблемы действительно есть.

Есть компании, которые наотрез отказываются работать с российскими.

Я расскажу небольшую историю.

Одна российская IT-компания выходила на международный рынок с товаром уровня продуктов Google, но при этом предлагала более интересные варианты по цене и персонифицированные предложения.

Они наработали хороший рынок клиентов, сотрудничая с топовыми компаниями международного уровня, но… Периодически встречали необоснованные отказы. Вроде бы и предложение лучшее на рынке, и портфолио хорошее, и  результаты впечатляющие. Но что-то не складывалось.

Копнув чуть глубже, им удалось выяснить, что в некоторых организациях прописаны жесткие правила — не работать с российскими и китайскими компаниями. И эти компании готовы даже к потере денег, лишь бы только не пойти на такое сотрудничество.

А, проведя некоторые исследования, удалось и вовсе выяснить, что некоторые фирмы скрывают свои российские корни! И лучше, выгоднее для бизнеса быть, скажем, белорусом или украинцем, чем выходцем из РФ.

Неужели, действительно, заговоры, скандалы, интриги?

Ответ оказался достаточно прозаическим.

В лихие девяностые наши соотечественники приехали за границу и начали там «делать бизнес» по лихим законам: обман, продавливание партнеров, стремление извлечь сиюминутную выгоду. Российские бизнесмены из девяностых создали нашему бизнесу такую репутацию, восстанавливать которую придется еще не один десяток лет.

Вы возразите мне, ну как же такое возможно?

А давайте подумаем, с чем у нас всех ассоциируется фраза «китайский товар»? Что первое приходит на ум? Низкое качество, барахло, пластмасса. Но это ведь уже не так, правда же? В Китае сейчас производится самая навороченная техника, даже, прости Господи, сами Айфоны не брезгуют маркировкой Made in China.

Это не более чем инертность мышления. Времена, когда Китай производил один только ширпотреб, давно прошли, а стереотип — остался. Так же, как остался образ русского бандита в хрупких неокрепших сознаниях  западных бизнесменов.

Это тот образ, с которым нам придется бороться, доказывая обратное — нашу честность, порядочность, умение работать для клиента. И мы с этим, конечно же, справимся, рано или поздно.

И вовсе не причем тут англо-саксы и теории о том, что весь мир вокруг ополчился против нас. Это удобная позиция для того, чтобы оправдать свои ошибки и бездействие.

Хочешь жить как в Европе? Не сори.

Хочешь, чтобы торговые центры не сгорали дотла? Не плати взятки проверяющим органам.

Упорно работая над собой, мы сможем изменить отношение к себе со стороны предпринимателей из других стран.

Мы не алкоголики и не лентяи. Есть ведь и другой стереотип. Русский человек — это инженер, с математическим складом ума. Или все же гуманитарий? Не зря же весь мир восхищается нашими писателями и поэтами? Ох уж эти стереотипы!

Давайте подвергать критической оценке любую информацию, которая говорит нам о том, что кто-то «такой» или «другой», ведь мы и сами постоянно от этого страдаем. Американцы тупые? Эстонцы тормознутые? Англичане ненавидят русских? Согласны?

У каждого бизнесмена, независимо от страны проживания есть вполне конкретные проблемы. Мы должны развиваться как личности, заботиться о близких, работать на благо страны. Наши проблемы носят скорее бытовой, чем националистический характер.

Да и не проблемы это все, а задачи, которые мы ставим перед собой и успешно решаем.               

Александр Толкачев

Фотографии взяты из бесплатной медиатеки wix.com"

2 июня 2018