Народ мира

Народ мира

Каждый год, в самом начале апреля отмечается Международный день цыган. Этот народ берёт свое начало в Индии, в штатах Раджастан, Гуджарат и Кашмир. Учёные  установили, что цыгане появились в здешних местах около полутора тысяч лет назад. Подтверждением служит то, что цыганский язык на треть состоит из санскрита (древний литературный язык Индии).

Столетие за столетием «мелкие индийские племена» покидали свою родину. Она не шли одним табором, часть цыган оставалась жить на приглянувшейся территории, положив начало нынешним этническим группам. У табора был один вождь – вайда. Он представлял свой народ перед властью той страны, где кочевали его соплеменники.

Считается, что причиной передвижения цыган послужила нехватка работы. Во все времена славились цыганские кузнецы и шорники, гадание стало привычным занятием женщин уже во время кочевой жизни.  

Несколько сотен лет назад, ромы (ещё одно название цыган в Европе) пришли на территорию нынешней Европы. Сегодня здесь проживает около 11 миллионов цыган.

До XV века ромы в Европе принимались очень доброжелательно, однако из-за сбора милостыни вскоре отношение к ним изменилось. Так вследствие закрытости общин и нередких случаев воровства, постепенно происходило вытеснение целого народа из социально-культурной жизни общества.

Между тем, несмотря на явно неоднозначное отношение к представителям цыганского народа, стоит понимать, что цыганские группы разнятся между собой, поэтому не стоит приписывать отдельные негативные качества всему народу. 

В начале XIX века цыгане появились в Самарской губернии. В 1920 году насчитывалось всего 16 цыган, проживающих в Самаре, Ставрополе и Бугуруслане. А в 1926 году по данным переписи, в губернии проживало уже 139 цыган. Однако, данные эти могут быть и не точными. Часто цыганские семьи во время переписи выдавали себя за русских, татар, молдаван или венгров.

До сегодняшнего дня у народа сохранилось множество традиций и обычаев предков. Так, все, кто жил в таборе, вынуждены были неукоснительно соблюдать установленные в коллективе законы морали. Наказанием служило изгнание из общины. Авторитетом всегда считался мужчина, а женщина должна была его слушать. К примеру, отец сам выбирал достойного мужа для своей дочери. В свою очередь мужчине разрешалось жениться несколько раз, так как жена приносила доход в дом, гадая и собирая милостыню.

Что касается религии и верований, то тут постоянства нет - цыгане быстро перенимают традиции местного населения. Интересно, что сейчас в Самарской области цыган насчитывается около пяти тысяч. Однако, как отмечают цыганские старейшины – в реальности эта цифра намного больше.  В настоящее время цыгане в Самарской области живут оседло: относительно крупные компактные поселения цыган существуют на окраинах городов Самары (Зубчаниновка, Яицкое), Сызрани и Чапаевска (Владимирский).

В 1971 году у цыган появился собственный флаг. Верхняя его часть окрашена в синий цвет, что символизирует небо и духовность. Нижняя половина – зеленое поле, символизирует поверхность земли. Красное колесо с восьмью спицами – символ пути. Колесо окрашено в цвет, ассоциирующийся с кровью тех цыган, которые погибли в период Второй мировой войны. Так, одиннадцать цыган получили звание Героя Советского Союза и множество стало кавалерами самых высоких орденов. Среди защитников Родины были и самарские цыгане: Петр Конденко ушел в армию добровольцем и погиб на фроне в первый же год войны. Михаил Иванович Никитин из Богдановки был удостоен боевых наград, погиб под Берлином. Иван Алексеевич Колпаков из Самары закончил войну в Чехословакии, имел ордена и медали, Анна Белозерова, Александра Шлыкова и Елена Колпакова окончили курсы фельдшеров, воевали и погибли.



Анна Гараева

23 апреля 2018