Не куличи, а паски, или как празднуют Пасху в селе Ардонь Брянской области

Не куличи, а паски, или как празднуют Пасху в селе Ардонь Брянской области

Не куличи, а паски, или как празднуют Пасху в селе Ардонь Брянской области

-Здравствуйте! - роняю я при встрече с тётей на пятый день после Пасхи.

-Какое здравствуйте? Христос Воскресе! - спешит исправить меня эта уже немолодая женщина.

-Воистину Воскресе! - быстро исправляюсь я.

-Ох, молодёжь. В старину, бывало, 40 дней так при встрече обращались друг к другу, а сейчас и на Святой неделе здравствуются.

В этом году сбежала я на Светлый праздник Воскресения Христова из Воронежа в Брянскую область. Здесь в селе Ардонь, что в пяти минутах езды от города Клинцы, - моя малая Родина.

Москали да хохлы

Заселять эту местность начали ещё в середине XVII в. Среди лесов по левую сторону от реки Ердёнки селились православные христиане и старообрядцы, бежавшие от реформ патриарха Никона. Так появилась слобода Богородицкая. По правую сторону реки обживались бежавшие от польских панов украинцы и белорусы. Их селение называлось Чернецкой слободой. Так и жили они – левобережные москали и правобережные хохлы, сохраняя свои традиции до объединения слобод в посад Ардонь, прозванный так по названию ранее разделявшей их реки.  

Церковь Николая Чудотворца в нынешнем виде появилась в селе в 1901 г. По некоторым сведениям, храмы были в посаде и раньше, но предыдущие – деревянные - сгорели. За все годы церковь была закрыта только в период с 1938 по 1942 гг. Всё остальное время, включая советское, в храме проходили службы. Традиция не ослабевает и сейчас. Население села порядка 2,5 тысяч, в десяти минутах езды районный центр с 60 тысячами жителей. Невесёлая участь большинства российских сёл Ардони не грозит.

Паска-паска, получись

Что 50 лет назад, что сейчас готовиться к Великому празднику в селе начинают за месяц. Только вот раньше дел было значительно больше, отмечают бабушки: «Десять лет назад ещё убирали после зимы двойные рамы, сколько мороки было. Сейчас почти все евроокна поставили. Или стирка: бывало, идёшь на речку очередь занимать, чтоб всё успеть пополоскать. А сейчас машинки в каждом доме. И печки почти все повыкидали, как газ провели. Белить уже ничего не надо. Деревья в саду известкой подкрасишь, да и всё».

К Чистому четвергу обязательно должно было быть всё убрано. В этот день традиционно топили баню. Помыться желательно было до обеда.

Паски обычно пекли и пекут пятничным вечером или субботним утром. Здесь в Ардони говорят «паски», а не «куличи». Это название в диалект пришло из украинского. Брянщина  -вообще единственный российский регион, который граничит и с Украиной, и с Белоруссией.  Это смешение культур открывает отдельный многогранный пласт.

Паски до последнего времени традиционно пекли в печи. В доме появлялся особый запах, какого не бывает в другое время. С самого утра хозяйки вымешивали тесто, давали подняться, опускали и снова вымешивали. Сверху из пресного теста делали украшения - традиционные надписи «ХВ», выкладывали цветочный или растительный орнамент. Печь топили, выгребали жар, ухватом захватывали плошки и распределяли по всей внутренней поверхности. Перекрещивали, беспокоились, ходили возле печи. Всякой хозяйке самое главное - чтоб паски удались. Даже стих у детей в песочнице гласит: «Паска-паска, получись, если не получишься…». Поэтому иной раз и по второму кругу могли замесить тесто, если первый раз что-то не так пошло. Чуть подгорелые паски чаще выходят из печи, а удавшиеся светлые называют с усмешкой «городскими».

Яйца обычно красили луковой шелухой, они получались насыщенно бордовыми. Для украшения прикрепляли листик берёзки, чаще петрушки, заворачивали в чулок или марлю, так на тёмно-красном яйце появлялось жёлтое украшение.

Сейчас столы на Пасху ломятся от разнообразия и, по признанию многих, закусками в этот день не удивить. Всё, что есть на столе, за редким исключением можно купить на обед/ужин и в будний день. Полвека назад в нашей сельской местности для праздничного пасхального стола резали поросёнка. Делали «свойскую» колбасу (начинённые фаршем тонкие кишки), сальтисон (начинённые потрохами уже толстые кишки или желудок), холодец (туда уже шли свиные ноги, уши), рулеты. Пили красное вино.

Не обойтись без сравнений сельских традиций и городских.

-Это ж как это днём в субботу паски светят? А разговляются тогда когда? - удивлялись пару лет назад ардонские старушки, всю жизнь освещавшие пищу ранним утром воскресенья. В этом году «новшества» пришли и сюда. Чтобы проверить, «удобно так али нет», пришли бабушки с корзинками к церкви в обед. На следующий день уже многие жаловались соседкам: «Нет, не понравилось. Совсем праздника не чувствуется. Ночью выйдешь -  с людьми вместе и всё лучше».

Христос Воскресе!

Церковный обряд - дело тонкое, знают его хорошо далеко не все. Но что в полночь все придут «Христа славить», а в начале четвертого утра - освещать еду, подмечают с самого детства.

В полночь для совершения крестного хода собирается вся молодёжь, у многих в руках зажженные свечи (их потом обязательно сохранят на будущий год).

-Странное дело. В нашу молодость вокруг церкви в основном старики ходили, молодёжь из-за ограды смотрела. Боялись да стеснялись. А сейчас, наоборот всё.

-Вам не разрешали в детстве в церковь ходить, наверное? - спрашиваю.

-Да нет, в советские годы у нас в Ардони Пасху не запрещали. Нет. Но игнорировали, не одобряли. В школе никто никогда не говорил: дети с Пасхой или как праздновать будете? А сейчас внук из детского сада пластилиновое яйцо принёс, открытку вырезали поздравительную. Внучке в понедельник в школу обязательно кусок паски положим, яйца. Они там обмениваются, угощают друг друга. Ты ж сама носила, али забыла?

Обошли три раза вокруг церкви. Сначала отец Владимир обратился к ардонцам трижды «Христос Воскресе!». Дружно отвечала ему толпа.

-Кума, идём христосоваться, - зовёт подругу тётя Валя, троекратно целуя её.

Сейчас часть отправится в храм на службу, часть домой - готовить угощения. Но в четыре часа утра снова соберутся все у храма. Освещают паски на рассвете. Все «свящённое» укладывают в корзинку. В этом году батюшка написал объявление, что с мясным в храм заходить не нужно и соответственно святить тоже. И впервые за долгое время не понесли многие в корзинках «свойскую» колбасу да рёбрышки, оставив там лишь паски, яйца да творог. Спешат ардонцы занять вокруг церкви свои «законные места». Годами стоят они на одних и тех же позициях.

-Алё, Люба, да, на наше место подходи. Уже начали святить.

Корзинки ставят прямо на землю, так вроде бы не положено. Надо на столы, но веками уже повелось, что ставили на землю.

-И прабабки ещё и бабки наши так ставили. И внуки так ставить будут.

Батюшка проходит первый круг, окропляя святой водой и пищу, и прихожан. Не успели те покинуть территорию храма, как уже новопришедшие выстроились на второй круг. Приезжают уже несколько лет в Ардонь и из города люди, чтобы посвятить. Так что может быть и третий круг.

Мужики играли в битьё яиц, а женщины водили хороводы

Сразу после освещения все идут домой разговляться. Сначала надо попробовать яйцо и паску. Потом уже черёд и других угощений. Пасха – праздник семейный. Стараются собраться за одним столом разъехавшиеся по всей стране члены семьи. В каждой ардонской семье теперь свои «москвичи», «сибиряки», «воронежцы», «калининградцы» и т.д.

Вылетевшим из-под крыла детям и внукам интересно узнать, как праздновали Пасху мамы и папы, бабушки и деды.

-Всегда нам к Пасхе покупали родители обновки. И мы ходили потом нарядные на утро в гости к двоюродным. Посидеть на лавочке, пощелкать семечки. На Пасху всегда хорошая погода. Очень редко, чтобы пасмурно было.

-Взрослые всегда после разговения выходили на улицу. Угощали соседей, друзей. Надо было успеть попробовать 12 пасок – хорошая примета. Мужчины играли в битьё яиц. Женщины водили хороводы. Сейчас уже, конечно, нет того масштаба.

На кладбище на Пасху здесь ходить не принято. Это праздник живых. Для почитания мёртвых на девятый день Пасхи соберутся ардонцы на Радуницу (или гробки). И состоится ещё одно событие, наполненное своими традициями и приметами.

Анна Березовская, студентка воронежской Школы межэтнической журналистики

16 апреля 2018