Ульта

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 295 человек

Основной регион - Сахалинская область

Родной язык - орокский

Владение родным языком - 47 человек

Один из тунгусо-маньчжурских народов. В 2002 году численность ороков в России составляла 346 человек, в 2010 году — 295 человек. Входит в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (КНМС).

Ороки подразделяются на две исторически сложившиеся группы — северную (доронени ‘люди, живущие на Севере’) и южную (суннени ‘люди, живущие ближе к солнцу’).

Уникальной особенностью, выделяющей их среди других народов российского Дальнего Востока, является необычайное (более 20) обилие наименований, применяемых или применявшихся к данному этносу: орок, орокко, ораката, ороцко, орокхо, орохко, орокес, ороксы, орочоны, оронгодохун, орныр, додзин, тазунг, тозунг, уйльта, уилта, ульта, уйрута, ульчар, улка, улька, ольчи, ольча и др. С 1991 года за ороками — наряду с традиционным для российской научной литературы названием "ороки" — официально закреплено и наименование "ульта".

Где живет народ ульта

В России ороки проживают в основном в Сахалинской области (в 2002 году — 298 из 346 человек в РФ). Бо́льшая часть ороков сосредоточена в городе Поронайск — 119, и селе Вал Ногликского района — 105 чел. Также проживают в пгт Ноглики, в пгт Гастелло и Вахрушев Поронайского района, селе Виахту Александровск-Сахалинского района, посёлке Смирных Смирныховского района, в Охинском районе и в Южно-Сахалинске.

Кроме того, ороки проживают на острове Хоккайдо в Японии: община ороков, насчитывавшая около 20 человек, в 1989 году существовала возле города Абасири (в настоящее время численность общины неизвестна).

Язык ульта

Язык ороков принадлежит к тунгусо-маньчжурской языковой группе. В 2002 году из сахалинских ороков им владели 64 человека. При этом все ороки владели русским языком. В 2010 году родным языком владели 47 ороков. Орокский язык — бесписьменный, и в настоящее время ограниченно используется в сфере бытового общения. Ороки родственны по языку и близки по культуре тунгусо-маньчжурским народам Приамурья — нанайцам, ульчам, орочам, удэгэйцам; в хозяйственном отношении отличаются от них наличием оленеводства.

Хозяйство народа ульта

В начале XX века семьи северных ороков, как правило, имели в собственности не более 15—20 оленей. Только у отдельных (считавшихся очень богатыми) семей численность стада доходила до сотни особей. Больше всего оленей — около 300 —имел род Нучи Баяуса. Его стадо и послужило основой хозяйства организованного в 1932 году оленеводческого колхоза "Вал", который объединил почти всех ороков северного Сахалина. Колхоз пережил расцвет в 1960—1970-е годы, но в постсоветский период распался. В начале XXI века ороки вернулись к семейному способу выпаса оленей, но теперь оленеводством занято меньшинство представителей этноса.

Зимним жилищем ороков традиционно служил конический чум, сходный с эвенкийским и сооружавшийся из наклонных плах. Летним жилищем был обычно двускатный шалаш, крытый корой и близкий по типу к жилищу орочей. Однако у ороков бытовал также и оригинальный, не встречавшийся у соседних народов, тип шалаша, у которого поперечные стены были не вертикальными, а наклонными.

Жили ороки семьями, объединявшимися в территориальные группы, каждая из которых включала семьи из различных экзогамных патрилинейных родов, которых насчитывалось более 15. Для ороков была характерна вера в духов природы: воды, огня, земли, неба, тайги. Духам приносили бескровные жертвы. Определённое распространение получил и шаманизм.

Одежда народа ульта

Традиционная одежда ороков была сходна с одеждой эвенков. Получили распространение тканевые халаты покроя кимоно, охотники и оленеводы носили куртки и шубы из оленьих шкур, юбки из шкур нерпы. Женщины надевали под халаты нагрудники (ноллу) с украшениями из бус и подвешенных на ремешках металлических бляшек.