Удэгейцы

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 1325 человек

Основной регион - Хабаровский край

Родной язык - удегейский

Владение родным языком - .

Истоки - Алтай

УДЭГЕЙЦЫ, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), коренной народ Дальнего Востока.

По данным Переписи населения 2002 года в России живет 2 тысячи удэгейцев. По данным Переписи 2010 года - 1496. По данным Переписи населения 2020 года - 1325. Живут в Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.).

Удэгейцы как этнос были описаны сравнительно недавно, поскольку этнографы начала XX века не видели разницы между орочами и удэгейцами и считали, что это один народ – «орочоны».

Исследователь Сергей Браиловский первым выявил различие и ввёл в научный оборот слово «удихе» или «удихейци», которое в 1930 году стало официальным названием одного из дальневосточных народов. До того времени удэгейцы не имели самоназвания и называли себя по-разному в разных местах компактного проживания.

Люди других национальностей, проживающие с ними бок о бок, называли удыгейцев - «кекари». Это слово иногда встречается в произведениях русской литературы, что говорит о некогда очень активном его использовании.

Где живут удэгейцы

Знаменитый исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев называл удэгейцев «лесными людьми», ведь они – носители богатейшей многовековой культуры таёжных охотников и предпочитали жить в лесу – на предгорье Сихотэ-Алиня, а также в бассейнах рек на Дальнем Востоке и возле притоков Амура. Территория, которую они освоили, заканчивалась на берегу Японского моря.

Весь их быт, верования и ценности тесно связаны с природой Дальнего Востока, которую они обожествляли и с которой они научились эффективно взаимодействовать.

Коллективизация и активное укрупнение дальневосточных поселений в первые годы советской власти отчасти нарушили их традиционный уклад. В результате уже в 1940 году удэгейцы были рассредоточены небольшими группами по девяти посёлкам. Сейчас они проживают в основном Хабаровском и Приморском краях России.

Численность удэгейцев

Удэгейцы – малочисленный народ. Во время Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживает 1496 удэгейцев.

На Украине живут еще 42 человека, которые называют себя удэгейцами. Из них 8 знают стве удэгейский язык, а остальные указали в качестве родного русский и украинский языки.

Происхождение удэгейцев

Вопрос о происхождении удэгейцев до сих пор остается открытым. Есть только теории. По одной из них, удэгейцы – выходцы из Маньчжурии, и на их культуру и образ жизни повлияли палеоазиаты.

Согласно другой теории, в их бытовании есть признаки того, что они пришли на Дальний Восток с Севера.

Исследования установили, что в конце второго тысячелетия до нашей эры из Сибири на Дальний Восток переместились тунгусские племена. Они расположились в Нижнем Амуре и северном Приморье. Культура переселенцев смешалась с культурой местных племен, и в результате образовалась новая общность.

Приморские удэгейцы активно взаимодействовали со средневековыми государствами этого региона. Теснимые монголами, приморские народы ещё больше смещались с насиженных мест и ещё больше перемешивались между собой. Так образовались удэгейцы, нанайцы, орочи и маньчжуры.

Получается, что удэгейцы получили в наследство знания и культуру многих древних племён.

Язык удэгейцев

Удегэйцы говорят на удэгейском языке, который относится к алтайской языковой семье и очень схож с орочским.

Поскольку вплоть до конца XX века у удэгейцев выделялись субэтносы, в этом языке прослеживается три диалекта:

  • бикино-иманский;
  • хорско-анюйский;
  • самаргинско-хунгарийский.

Носителей удэгейского языка становится все меньше. Например, в 2010 год о своем знании родного языка заявили 62 удэгейца.

В 1930 году советский учёный тунгусо-маньчжуровед Евгений Шнейдер создал для удэгейцев письменность на основе латиницы, а в 1980 году она была переведена на кириллицу. В 1989 году была утверждена официальная удэгейская орфография. Ее разработали лингвисты и ученые Михаил Симонов и Валентина Кялундзюга.

Литература на этом языке существует, но её очень мало.

Религия и обычаи удэгейцев

Как и другие народы Дальнего Востока, удэгейцы верили, что их окружает живая природа, движимая духами. Земля в представлении древних удэгейцев была большим животным: рыбой, драконом или лосем (у каждого поселения были свои представления о том, какое это конкретно животное). Позже удэгейцы уверовали в то, что землёй и силами природы управляют невидимые духи.

Например, горы и леса были владениями духа Онку, которому удэгейцы поклонялись. Некоторые животные были его помощниками и служили ему вместе с духами земли.

Традиционные представления о природе удэгейцы в какой-то степени сохранили до сих пор. В частности, они считают главным божеством духа Пудзю – хозяина огня и мира в целом. Ведь огонь издревле был для них чем-то священным, так как дарил тепло, уют, еду и свет. Именно поэтому в их культуре сохраняется почтительное отношение к огню.

Многие обряды в жизни коренных поселений Дальнего Востока были общими для разных народов. Каждый коренной житель с детства обучался магическим приёмам, которые, как его учили предки, помогали ему защитить себя и своих детей от злых духов. И поэтому каждый удэгеец был немного шаманом. А если собственная ворожба ему не помогала, он обращался к признанным шаманам.

Удэгейский похоронный ритуал был призван обеспечить покойнику сытую жизнь на том свете. Поэтому в выдолбленный из дерева гроб клали орудия труда, средства передвижения, немного еды. Но при этом все колющие и режущие инструменты обязательно с затупленными лезвиями.

Для удэгейцев важен культ медведя, которого они считают своим родственником. По случаю добычи медведя они устраивали праздник. Ведь мясо медведя считалось священным и его ели по-особенному. Некоторые части медвежьей туши есть было запрещено, их какое-то время хранили в амбаре, а потом хоронили, чтобы угодить духу медведя и снискать его покровительство.

Особое место в быту и культуре удэгейцев занимали ритуалы по привлечению добрых духов для удачной охоты. Охотники задабривали духов кусочками еды, готовили для них специальные лакомства. Чтобы попотчевать духов, отвечающих за удачную охоту, удэгейцы использовали спирт, спички, табак и другие доступные им средства, сравнительно недавно созданных цивилизацией.

В старину среди удэгейцев был распространён ритуал кровной мести. Удэгейцы считали, что обидчика нужно обязательно наказать за содеянное, но сделать это следует исключительно с помощью лука и стрел. Мстители отправлялись в селенье своих кровных врагов и пытались напасть на них. Но такая «охота» была ограничена по времени: она должна была длиться только до тех пор, пока у нападавшего не иссякнут съестные запасы. Как только принесённая с собой пища заканчивалась, осаждающие начинали переговоры с осаждёнными и обычно достигали перемирия.

Культура удэгейцев

В удэгейской культуре есть немало песен и молитв, обращённых к духам природы. Свои эмоции удэгейцы тоже выражают через стихи и песни, но эти произведения народного искусства настолько своеобразны, что людям другой культуры их очень непросто понять.

Удэгейские шаманы издавали особые звуки, которые преобразовывались в ритуальные песни, и в таком виде стали известны всему миру.

Не имея письменности, удэгейцы веками передавали из уст в уста сказания о своих лесных духах. До наших дней сохранилось не так много элементов национальной культуры. Это, например, праздник «Большая рыба», который они отмечают каждый год перед нерестом кеты, дабы задобрить духов рыбалки.

Важнейшим ритуалом этого праздника является своеобразное заклинание кеты. Голову и хвост первой выловленной рыбы выбрасывают в воду, потому что именно в этих частях, согласно поверью, находится ее душа. Перед тем, как бросить голову и хвост обратно в воду, рыбе объясняют, что люди ловят её для еды, а не из баловства, и что делают они это только из насущной необходимости.

Традиционная одежда удэгейцев

Одежда удэгейцев шилась из подручных средств. Обычно она была домотканой или изготавливалась из меха.

Традиционная постройка удэгейцев, независимо от её предназначения, именуется «джугди». Все родственные племена называют своё жилище точно так же, что объясняется их тесными контактами.

Традиционные постройки удэгейцев делятся на полуподземные, наземные и свайные. По конструкции они тоже бывают разные, а именно: срубные и каркасные. Каркасные сооружения – это остов из дерева, покрытый корой и берестой. Стены были деревянными и строились из уложенных друг на друга бревен.

Зимнее жилище обычно разделялось с помощью деревянных брёвен на несколько частей. Стены засыпались землей наравне с бревнами. В месте, предназначенном для отдыха, устанавливались нары. В центре жилья отводилось специальное место для обработки рыбы и мяса – их традиционно коптили и вялили. Здесь же, посреди жилища, каждый день готовили еду и поэтому там устанавливали котел.

Жилище удэгейцев также делилось на мужскую и женскую половины. Некоторые ученые считают, что эта форма деления жилья могла быть позаимствована у китайцев.

Летние варианты жилищ представляли собой шалаши. Со стороны они выглядели как двускатная крыша, которую установили над землёй на сваях. Сверху шалаш укрывали корой кедра или берестой. Возле шалашей размещались хозяйственные постройки с обязательными отдельными помещениями для разделки рыбы и мяса.

Внешность удэгейцев

Удэгейцы являются представителями монголоидной расы. Они обладают характерной внешностью с ярко выраженными признаками. Это:

  • темные волосы, достаточно мягкие по своей структуре;
  • темные и светлые с эпикантусом глаза;
  • небольшие тонкие губы;
  • маленький нос;
  • плоское высокое лицо;
  • выступающие скулы;
  • коренастое телосложение;
  • небольшой рост.

По сравнению с другими монголоидами у удэгейцев более светлая кожа, пигментация волос и глаз выражена не так ярко.

История удэгейцев

Племя «удага» впервые упоминается в V-VI веках.

В историографии империи Цзинь говорится о том, что в её время берега Японского моря заселяло племя Удаха. Очевидцы называли членов этого племени «дикие люди удахэ».

Ещё один китайский документ рассказывает о том, что в XVII веке на берегу Японского моря проживало некое рыболовное племя.

Вся история развития этого племени тесно связана с нанайцами и эвенками. Эти племена так тесно контактировали между собой, что учёные не различали их до XIX века.

До прихода русских удэгейцы не знали письма и не умели читать. Они исповедовали шаманизм, верили в родство людей с медведями и тиграми. Главными занятиями удэгейцев были охота и рыбалка. Кроме того, они собирали дары леса и сушили их, чтобы обеспечить себя съестными припасами в суровых природных условиях.
С приходом русских племена удэгейцев обрели письменность. Сначала это была письменность на основе русского алфавита. Удэгейский алфавит был разработан и согласован только в 1930 году.

Кроме того, русские миссионеры обращали местных жителей в христианскую веру и поэтому к началу XX века шаманизм у удэгейцев сохранился только в самых труднодоступных районах.

Русские принесли удэгейцам христианство и грамотность, но не смогли изменить экономическую ситуацию на Дальнем Востоке. До революции большинство удэгейцев жили очень бедно и вынуждены были за копейки трудиться на китайцев, а также попадали в кабалу к кредиторам.

По утверждению этнографа Владимира Арсеньева, кредиторы могли отнять у местного жителя супругу или отобрать у него за долги детей. Да и самих должников нередко продавали в рабство. Обращались с должниками жестоко: за непослушание могли избить до полусмерти. Кредиторы и работодатели бессовестно пользовались неграмотностью удэгейцев и давали им минимум денег за работу или не давали вообще. Проблема в том, что удэгейцы считали деньги по числу купюр, поэтому обмануть их было проще простого. К тому же китайцы подсаживали местных жителей на опиум и алкоголь.

К началу XXI века большинство удэгейцев живут точно так же, как и русское население Дальнего Востока, – в посёлках и городах.

Известные удэгейцы

Большинство самых известных удэгейцев живут в поселении Красный Яр. Это творческие люди, которые по-прежнему ощущают единение с природой и чтят ее.

За пределами региона известен писатель Алексей Кальчуга. Он издает свои книги не только на родном удэгейском, но и на русском языках. Ещё один яркий представитель этого народа - Иван Дункай, известный художник, член Российской ассоциации художников. Его картины описывают традиции и быт удэгейцев.

Национальным удэгейским писателем был Николай Дункай, дядя Ивана Дункая, рисунки которого послужили иллюстрациями к книге Николая Семеновича «Скала сокровищ».

Танцевальная культура удэгейцев славится благодаря ансамблю «Агдайми» – в переводе «радость».

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6