Лакцы

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 173 416 человек

Основной регион - Республика Дагестан

Родной язык - лакский

Владение родным языком - .

Истоки - коренное население Дагестана

ЛАКЦЫ, лак (самоназвание), народ в центральной части нагорного Дагестана.

Народ лакцы – это коренные жители Северного Кавказа. Первые упоминания о лакцах встречаются в арабских источниках VII-X веков, где рассказывается о феодальных царствах Туман и Гумик на территории современного Дагестана. Гумик – это древнее государство лакцев, а территория, которую они испокон веков заселяют, называется Лакией.

Версии о том, что лакцы происхождение имеют не дагестанское, опровергают наскальные изображения ущелья Виттурзивалу, рядом с которым предки лакцев поселились в незапамятные времена. Археологи датируют эти петроглифы V – I тысячелетием до н. э. По ним можно изучать, как совершалась эволюция мировоззрения людей, от которых произошли современные лакцы. Кроме того, эти наскальные изображения свидетельствуют о том, что предки лакцев через скифов, а потом через сармата-аланов взаимодействовали с индоиранским миром.

Также известно, что их древнее царство было христианским. Исламское государство на лакской территории возникло после нашествия Золотой Орды в XIII веке.

Территория проживания лакцев

Больше 4/5 представителей этого народа проживает в городах Дагестана. Они живут в основном в Лакском и Кулинском районах Дагестана. Из-за насильственного перемещения в сталинские времена часть лакцев были вынуждены перебраться в Ауховский (Новолакский) район.

Таким образом, лакский этнос исторически населяет центральную часть нагорного Дагестана. Это территория ущелий, труднодоступный горный край, где лето холоднее, чем в целом в Дагестане, и мало леса. В этих местах снег иногда может выпасть в июле, и фрукты вызревают плохо. Но нет и высоких хребтов, которые бы разделяли селения.

Численность лакцев

По данным переписи 2002 года, в России насчитывалось 178630 лакцев, в том числе на территории Дагестана – 161300. По данным Переписи населения 2020 года - 173 416. 

История лакцев

Лакцы – первый этнос в Дагестане, у которого появилось государство. В начале новой эры разрозненные лакские поселки объединились в страну. А в VI веке по приказу персидского царя началось строительство Кумуха – исторической крепости-столицы Лакии, ведь в то время горный Дагестан был частью владений Персии.

В XIII веке Дагестан вошел в Арабский халифат. Именно тогда шамхалы (титул древних правителей Дагестана) Кумуха и остальной лакский народ приняли ислам, а Кумух стал крупным торговым и политическим центром Кавказа.

В XV веке Казикумухское шамхальство развалилось. Управлять страной стали хан и совет. Во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы между Турцией, Россией и Персией. После смерти последнего хана в 1859 году Казикумухское ханство расформировали на четыре наибства: Вицхинское, Кумухское, Мукарское и Аштикулинское.

В 1922 году Лакский округ был выделен в отдельный район в составе Дагестанской АССР.

В 1944 году часть лакцев переселились на равнинные земли депортированных чеченцев, что в 1991 году привело к местному конфликту. В 2012 году лакцы утвердили собственные флаг и герб.

Язык лакцев

Лакский язык признан государственным в Дагестане, как и еще 13 языков. Этот язык относится к нахско-дагестанской группе кавказских языков. В мире насчитывается 146 тысяч носителей лакского языка. На этом языке издаются газеты, выходят передачи на ТВ.

В лакском языке насчитывается десять диалектов. До 30-х годов XX века лакская письменность основывалась на арабском алфавите, затем была переведена на латинский. В 40-х годах XX века была разработана лакская письменность на кириллице с добавлением новых символов.

Религия лакцев

С XI века лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).
До принятия ислама лакцы мастерили себе божков из камней и дерева и обмазывали их жиром. У этих богов они просили обильных урожаев, дождя и тёплой зимы.

Предки лакцев также поклонялись огню, и у современных представителей этого народа сохранилось особенное к нему отношение.

Древние лакцы, кроме того, верили в свой дом: считалось, что он оберегает хозяев от злых сил и несчастий. В этом семье хозяина помогал добрый дух, живущий в каждом доме, – Киини. Он мог перевоплощаться в небольшую змею, лягушку или ящерицу. Чтобы Киини не ушел из дома, его задабривали: варили для него халву и ставили ее в потайной угол.

Обычаи лакцев

Лакец – национальность с интересными обычаями. В старину некоторые лакские семьи насчитывали до 25 и больше членов, объединяя 3-4 поколения близких родственников.

В старину у лакцев был распространены обычаи похищения невест, похищения прикосновением, «убег», левиратный (женитьба на вдове брата) и сороратный (женитьба на сёстрах) браки.

Родственные браки у лакцев не только не воспрещались, а поощрялись. Брачный союз заключался по отцовскому выбору.

Праздники всегда сопровождаются играми, развлечениями. Самый любимый – это праздник начала весны (инт дайдихьу). Его отмечали в день весеннего равноденствия и с него начинали новый календарный год.

Дату праздника первой борозды (хъурдуккаву) устанавливали по погоде. До него никто не пахал. Первого пахаря выбирали «с легкой рукой», так как от его сноровки зависел будущий общий урожай. После первой пахоты устраивали коллективное застолье с хлебом и бузой, а также соревнования между юношами, девушками и детьми с бегом и скачками.

Лакцы придавали очень большое значение кровнородственным связям (община родственников называется «тухум»). Кроме того, у них сильна традиция оказывать односельчанам и соседям взаимную помощь (марща, кумаг), например, в строительстве домов, на сенокосе и во время жатвы. Свадьбы, похороны, обработка и очистка шерсти, валяние войлока, производство паласов – все эти сельскохозяйственные работы лакцы не мыслят без взаимной помощи и обычно выполняют сообща. Марща всегда завершалась у них общим угощением. Хозяин работ накрывал стол, после еды начиналось веселье.

Как и все дагестанские народы, лакцы очень гостеприимны. Гостю выделяли лучшую комнату, его сытно кормили, ему помогали решать все его проблемы, его развлекали и щедро одаривали.

У лакцев также до сих пор развит культ мужчины. Мальчиков рано приучают к ответственности, решительности, их воспитывают мужественными. Девочек растят женственными.

Жениху нельзя самому сватать невесту, за него это делают специальные переговорщики. Невеста обязана до свадьбы успеть сшить своему будущему мужу праздничный костюм, а жених – подготовить для суженой шёлковое платье и украшения.

За неделю до торжества к невесте приходят родственники мужа с подарками и красят ей ладони хной. С этого момента она не должна выходить из дома до самой церемонии.

В день свадьбы невеста идёт в дом жениха. Там разжигают костер и расстилают ковер, на который становится новобрачная. Её обсыпают зерном, а свекровь при этом угощает её мёдом. Потом молодая смотрится в зеркало и входит в дом мужа, где в специальной комнате для новобрачных ждёт жениха. В полночь к ней приходит суженый.

Утром новобрачная идет за водой, где ее поджидает молодёжь, требуя выкуп. Молодая жена должна первым делом поднести мужу воды и только после этого ей можно будет браться за другие домашние дела.

Похоронный обряд лакцев сопровождается причитаниями с громким выражением скорби и соболезнованиями родственниками. В первый год после смерти лакца поминают пять раз. Среда считается у лакцев днём, когда душа усопшего приходит в дом.

Будущая мать перед родами уходит в дом родителей, рожает там и проводит первые 40 дней жизни ребёнка. Для роженицы готовят специальную воду, в которую кладут бумагу с молитвой. Кроме того, из мечети приносят солому, которую поджигают для окуривания роженицы.

Когда новорожденному исполняется неделя, в дом приглашают уважаемую лачку, чтобы она уложила ребенка в колыбель. Тем временем собираются родственники и выбирают малышу имя. На следующий день уважаемый лакец обривает ребенку голову. После взвешивания волос определяют их цену. На эти деньги покупают сладости и раздают соседям.

Первые 40 дней жизни малыша взрослые родственники его усиленно оберегают. К нему нельзя подходить с золотом и с оружием. Ему делают оберег из ножа и метлы. Его купают в деревянной бадье, очерченной от зла углем.

Через 40 дней мать и ребенок уходят в дом мужа и забирают с собой приданое малыша, а также несут с собой специально приготовленный по такому случаю плов и халву без сахара.

Культура народа лакцы

Лакцы – народ с большим чувством юмора. Они постоянно подшучивают друг над другом, но на чужбине стоят за земляков горой.

Любое праздничное или горестное событие у них сопровождается песней. Песня для лакцев – это самобытная музыка и красивые душевные стихи. В ней важнее всего голос певца. Хорошие певцы у лакцев всегда пользовались особым почётом. Про них есть много легенд и сказаний. Если в роду был известный певец, то этим гордятся на протяжении многих поколений.

Свои мысли, надежды и мечты лакский народ отразил в фольклоре. Лакские эпические поэмы, народные сказки, легенды, пословицы и притчи послужили основой для произведений выдающихся поэтов XIX века Махаммада Гаджиева, Малла-Магомеда, Гасана Гузунова.

Традиционные занятия лакцев

Основное занятие лакцев с конца XIX века – пашенное земледелие. В XX веке – животноводство, сукноделие, изготовление войлока.

Лакское золотое и серебряное шитьё отличается большой изысканностью.

Лакцы также славятся своим гончарным мастерством: мировую известность получила балхарская керамика. Самыми искусными мастерами керамики традиционно были лакские женщины. Созданная ими тонкая посуда с белой росписью считается на Кавказе наилучшей.

Жилище лакцев

Древнее жилище лакценв представляло собой вырезанный в склоне скалы одноэтажный дом с одной комнатой. В XIX веке лакцы начали строить себе жильё в два и три этажа с множеством комнат. Хотя вся семья обычно проводила время в общей комнате, где горел огонь и готовилась еда.

Хлеб лакцы выпекают в глинобитной печке с усеченным конусом, которая называется клапа. Перед топкой было специальное углубление, куда зимой выгребали горячие угли для обогрева.

У лакцев есть один уникальный предмет интерьера, который не встретишь больше нигде на Кавказе, – глинобитная обогреваемая лежанка. В ее основании каменными плитами выкладывали дымоходный канал от печки. Теплый дым равномерно прогревал лежанку.

При этом в лакских жилищах не было мебели, а постели располагались в нишах стен. Все наряды, украшения, приданое и прочее имущество лакцы хранили в покупных сундуках.

Первые два этажа трех- и двухэтажных домов занимали хозяйственные помещения. Помещения первого этажа, как и оконные проемы жилищ, были арочной конструкции.

В советское время лакские поселения стали разрастаться вниз по пологим склонам гор.

Одежда лакцев

В старину лакские мужчины обязательно носили кавказский пояс, папаху, бурки. Пожилые лакцы также надевали бешмет и черкеску.
Раньше основным головным убором мужчин была папаха. Ее размер и высота зависели от моды. В повседневной жизни мужчины чаще всего носили чабанские папахи.

Обувались мужчины в сафьяновые сапоги, мягкие чувяки, а поверх – в кожаные калоши. Для дома и мечети использовали пашмакъру – обувь без задника на деревянной подошве.

Зимой женщины и мужчины носили войлочные сапоги. Женские были украшены вышивкой и аппликацией из кожи.

Вязаную обувь до сих пор носят и лакские женщины, и лакские мужчины. Пожилые лачки, кроме того, традиционно носили длинные шаровары.

Одежда у женщин. Повседневное одеяние лачек – это широкое туникообразное платье-рубаха, которую иногда носили подоткнутой на бедре в штаны с неширокими штанинами. В торжественных случаях надевали широкие штаны.

Молодые девушки носили яркую одежду, старшие – тёмную.

У женщин всегда было много украшений из золота и серебра: пояса, кольца, серьги. Украшения с жемчугом, кораллами, полу- и драгоценными камнями они надевали на лоб и на грудь. Низ подола и рукавов украшали бляхами и цепочками.

Известные лакцы

Летчик-космонавт Муса Манаров.

Дважды Герой СССР, летчик-истребитель и испытатель Амет-Хан Султан.

Герой РФ Гапал Гаджиев.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6