Коми-пермяки

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 55786 человек

Основной регион - Пермский край

Родной язык - коми-пермяцкий

Владение родным языком - .

Истоки - Коми

Содержание:

  1. Происхождение
  2. Современная история и численность народа коми-пермяков
  3. Язык
  4. Религия
  5. Одежда
  6. Быт и традиции
  7. Культура
  8. Жилище
  9. Внешность
  10. Известные коми-пермяки

Происхождение

Коми-пермяки - коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края в целом и Кировской области. Термин "пермь" ("пермяне") скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение "пера маа", что означает "земля, лежащая за рубежом".

По данным переписи населения 2002 года в России живет 125 тысяч коми-пермяков. Из них в Коми-Пермяцком автономном округе 80 тысяч человек. За пределами округа исторически сложились две компактные группы коми-пермяков — язьвинские коми-пермяки, живущие в Пермском крае в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры), и зюздинские коми-пермяки, живущие в основном в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом. По данным переписи 2010 года в России живут 94 456 коми-пермяков. По данным Переписи населения 2020 года - 55 786.

В начале первого тысячелетия нашей эры предки коми и удмуртов образовывали общность, которая проживала в Прикамье. В конце I в. она распалась. Часть населения мигрировала к реке Вычегда. На данный момент существуют 2 коми народа: зыряне и пермяки. До настоящего времени ученые дискутируют по вопросу: две ли это ветви одного народа или два самостоятельных этноса. Языки обоих этносов очень близки, что дает право ряду лингвистов считать, что это два наречия одного языка.

Есть несколько версий образования этнонима «коми». Основные из них:

  • название происходит от реки Кама, из-за сочетания слов – человек, мужчина, который живет на берегу Камы;
  • от слова «мужчина, человек» komä (ком), откуда и пошло имя всего народа.

Современная история и численность народа коми-пермяков

В составе Советского Союза коми получили автономию:

  • 1921 г. создание автономной области;
  • 1936 г. – Автономной Советской Социалистической Республики;
  • Большая часть территории, на которой жил народ, входит в Республику, в составе РФ и существует с 1992 года.
  • 1925 г. создание национального округа с административным подчинением Уральской, а позднее Пермской области.

Язык

Язык относят к финно-угорской группе алтайской языковой семьи.

Известны наречия:

  • южное;
  • северное;
  • верхнекамское;
  • коми-язьвинское;
  • отдельные диалекты.

Основой литературного языка в конце тридцатых годов ХХ столетия был кудымкарско-иньвенский диалект. На национальном языке показывают театральные постановки, радиопередачи, издаются газеты и книжные сборники. В половине из 197 школ преподают коми-пермяцкий язык и литературу. В Пермском пединституте есть специализация – национальный язык и литература. Изучать язык людям, для которых он не является родным, сложно. И наоборот, коми-пермякам иногда нелегко дается русский язык из-за различий в грамматике. В коми-пермяцком отсутствует понятие рода, но зато есть несколько форм прошедшего времени. Влияние русского языка в обществе с годами возрастает. Доля представителей, называющих родным язык своего этноса, сокращается.

Коми-пермяцким разговорным языком в сельской местности владеют 95% населения, а в городе – только 62,9% горожан.

Религия

Основная религия коми-пермяков – православие, есть также и старообрядцы. Влияние народных – нехристианских – элементов мировоззрения этого народа состоит в том, что церковь рассматривается как место, где совершаются ритуалы и культовая деятельность.

Как свидетельствуют ученые, в советский период до 1980 года реальные факты религиозной жизни коми-пермяков практически не отличались от отправления религиозных обрядов в других регионах большой страны. Как и в досоветский период, они были связаны с календарными праздниками, событиями жизни каждого человека. Вместе с тем важными побудительными причинами посещения храмов были верования в магическую силу – исцеляющую и обеспечивающую плодородие. Большинство посещающих храмы – женщины пожилого возраста.

Число верующих среди коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в последнее время. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до 1-й четверти 20 века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве.

Одежда

Одежда коми-пермяков похожа на облачение северорусского населения, а на севере – у нее много общего с ненецкой. Основной наряд женщин – холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку, поверх рубахи – косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах, поверх сарафана – цветной или белый фартук (запон).

Зимой коми-пермяки надевали овчинные шубы. Разнообразие создавалось за счет вида и расцветок тканей. Ткани использовали домашней выделки. В волосах женщины носили ленты, которые были их головным убором летом. До свадьбы женщины носили одежду из красного сукна, а после свадьбы – кокошник, сороку и уже в пожилом возрасте – темный платок.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) - в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Шили шапки из овчины. Обувь - лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим - валяные головки с суконным голенищем. Одежда, как и деревянные изделия, украшалась орнаментом.

Быт и традиции

Быт коми-пермяков определялся во многом тем, что жили они большими семьями – в каждой такой семье было представлено несколько поколений. Это несло определенные сложности, но и облегчало ведение хозяйства. Они сообща владели охотничьими и сельскохозяйственными угодьями, вели хозяйство. Батюшка - глава семьи, мужчина, отец семейства, хозяин. Матушка – руководила работами в домашнем хозяйстве. У семьи был свой отличительный знак собственности – тамгу-пас. Если сын отделялся от отца, он обретал свой отдельный знак. В период безграмотности народа этот знак заменял подпись.

Традиционные занятия коми-пермяков – пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Большая часть пашни отводилась под зерновые культуры - рожь, ячмень, овёс, часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа.

Традиции коми-пермяков в части сватовства во многом напоминают обычаи других северных народов. Невесту сыну подыскивали родители, когда он достигал возраста 18-20 лет. Засылали свата к невесте, который знакомился с ней и ее семьей, провозглашал, что пришел покупать телицу. Если стороны подходили друг другу, сваты совершали рукобитие - соглашение с рукопожатием отцов жениха и невесты. Семья жениха готовила рыбный пирог и вино, а сторона невесты должна была приготовить брагу и пельмени. Уговаривались о дате свадьбы и приданом. За невестой приезжал свадебный поезд, который состоял из большого количество подвод (не менее одной для самых бедных). Лошадей в упряжках красиво украшали, впереди кортежа ехали верхом украшенные дружки жениха. Переезд невесты в дом жениха был особым ритуалом. Невеста была наряжена специальным способом, украшена и заплетена, с кокошником на голове. Молодых в доме жениха осыпали зерном, хмелем и пухом, после чего начинался свадебный пир. Застолье длилось три дня, и каждый день был наполнен своим содержанием.

Главным занятием коми-пермяков было земледелие. Они выращивали зерновые культуры: на севере рожь и ячмень, на юге - пшеницу и просо. Разводили лошадей, коров, овец, свиней, кур. Ловили рыбу и занимались охотой. Распространены были промыслы и ремесла. Коми-пермяки славились мастерством обработки природных материалов. Народные мастера и в наше время владеют этими умениями.

Основа традиционной пищи коми-пермяков - хлеб из ячменной или ржаной муки. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Одно из наиболее любимых блюд - пироги с рыбой. Традиционное блюдо - пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например, непременно делали пельмени с редькой. Устойчиво сохраняются традиционные напитки - квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур).

Культура

Важнейшим видом народного искусства пермяков является музицирование с использованием духовых инструментов. Наиболее распространены женские и мужские флейты из разных древесных материалов, трубы и барабаны. Есть также разнообразные манки из перьев птиц, дерева и металла. Используются для создания звуков также береста и осиновый лист.

Музыкальный фольклор этого этноса своеобразен и отличается для разных районов. Сюжеты народных сказок и легенд коми-пермяков значительно отличаются от произведений этноса коми. В Коми-Пермяцком автономном округе больше, чем в любом другом регионе большой страны, сохраняется традиционное искусство, непосредственно связанное со старинными обычаями: песни, танцы, причитания. Праздники коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в последнее время.

Жилище

Традиционное жилище коми-пермяков - рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. Подклет на севере сооружался высоким, на юге - низким. В каждой избе три окна: два на торцевой стене и одно на боковой. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Создавались зимняя и летная жилые части избы. Соединялись они посводом-сенями. Половину такого жилого комплекса составлял скотный двор, имевший два яруса, связанных помостом. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Избы украшали пропильной резьбой. Орнамент применялся геометрический. В жилой части устанавливали для украшения фигурки коней и птиц.

Внешность

У представителей народа коми-пермяки внешность нетипична для северных народов, в частности – преобладают белокурые, русые или рыжеватые волосы. Лица широкие. Глаза чаще всего серые. Рост – ниже среднего. Большой физической силой они не отличаются.

Известные коми-пермяки

  1. Субботин-Пермяк Пётр Иванович - известный художник
  2. Тонков Владимир Николаевич - крупный анатом, основатель советской школы анатомии, академик АМН СССР
  3. Воронихин Андрей Никифорович - российский архитектор
  4. Григорьев Анатолий Иванович – скульптор
  5. Мошегов Игнатий Николаевич - финский учёный, писатель
  6. Балуев Анатолий Данилович - кинодокументалист, лауреат Государственной премии России