Караимы

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 500 человек

Основной регион - Крым

Родной язык - караимский

Владение родным языком - .

Истоки - Багдад

Содержание:

  1. Территория и численность
  2. История караимов
  3. Язык
  4. Религия и обычаи караимов
  5. Культура народа
  6. Жилище народа
  7. Внешность народа
  8. Известные караимы

 

Территория и численность

В 1926 в СССР проживало 9 тыс., за его пределами - 5 тыс.; в 1932 - в СССР (преимущественно в Крыму) около 10 тыс. и 2 тыс.- в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке. После 2-й мировой войны процесс ассимиляции караимов в России продолжался. Если в 1897 общая численность караимов в России составляла 12,9 тыс. человек, то в 1959 - 5,7 тыс., в 1970 - 4,6 тыс., в 1979 - 3,3 тыс. (16% из них указали караимский язык в качестве родного). В 1989 - 10,3% караимов указали родным караимский язык (в пределах бывшего Союза - 19,3%).

По данным переписи населения 2002 года численность караимов, проживающих на территории России, составляет 400 человек. По данным Переписи населения 2020 года - 500. 

История караимов

Этноним караимы (иврит, буквально "читающие") восходит к возникшей в начале 8 века в Багдаде еврейской секте, доктрина которой основана на признании единственного источника веры Библии и отрицании раввинистическо-талмудической традиции. В 13 веке в Крыму поселилось значительное число караимов, главным образом из Византийской империи. В столице крымских ханов Солхате (современный Старый Крым) община караимов существовала в 14 веке. С происхождением общины караимов в городе Чуфут-Кале (который караимы именовали "Еврейская скала") связано много легенд (в 19 веке население Чуфут-Кале состояло в основном из караимов). Согласно караимским преданиям, литовский князь Витовт, разбив крымских татар в 1392, угнал пленников, среди которых было несколько караимских семей. Они были поселены в Троках (Тракай, около Вильнюса), в Луцке, Галиче, около Львова (Красный Остров), позднее стали расселяться по другим городам Литвы, Волыни, Подолии. Во время еврейского погрома 1648 на Украине большая часть караимов разделила участь евреев-раввинистов, и (до конца 18 века) административные власти различных стран, как правило, не проводили различий между общинами караимов и еврейскими общинами. В 1495 караимов изгоняли из Литвы.

С включением Крыма (1783) и Вильны (1795) в состав Российской империи положение караимов изменилось. В 1795 Екатерина II освободила караимов (число которых достигло в России 2400 человек) от уплаты двойной подати, которой облагались евреи России, и разрешила приобретать земельную собственность. Караимы были земледельцами, владевшими табачными и фруктовыми плантациями и соляными копями. В 1837 в Таврической губернии караимы получили права религиозного самоуправления (подобно крымскому мусульманскому духовенству). Резиденцией гахама (хахама, главы караимского духовенства) была Евпатория, здесь находилась караимская типография. В 1863 караимы были полностью уравнены в правах с жителями России.

Язык

Язык караимов разделяют на три основных диалекта в соответствии с местом проживания:

  • Литовским.
  • Галичским.
  • Крымским.

Некоторые ученые считают, что в связи с особенностями диалектов каждый из них можно отнести к разным языкам. Главные отличия – в письменности и произношении многих слов.    

На Крымском полуострове, где есть большие поселения караимов, открыты воскресные школы, где преподается история, культура и язык народа.

Религия и обычаи караимов

Ярким представителем караимизма был Цадок, который проживал в I веке н.э. Он не признавал загробную жизнь и воскрешение. Он относился к секте саддукеев, которые были явными противниками фарисеев (преданных исполнителей библейских законов).

В период формирования караимизма как религии члены общины принимали приверженцев других религиозных организаций. Например, исовитов - иудейские сектанты, которые частично признавали законы ислама. Распространение караимизма охватило большие территории.

Разделение пищи на чистую и нечистую можно также заметить в другом ответвлении - тифлиситы. Свое название они получили в честь последнего учителя секты Аль-Тифлиси. Именно им был создан трактат, почему последователи могут употреблять определенные виды мяса и оставаться угодными Богу. Однако у евреев до настоящего времени продолжаются споры в отношении приема в пищу мяса.

Несмотря на схожесть караимизма с другими течениями, принято считать, что его основателем является Моше Нахавенди. Именно он начал называть народность караимы. По его словам, верить необходимо только Библии, а слова раввинов необходимо проверять. Спустя время, многие религиозные деятели все больше стали обращать своё внимание на караимизм, некоторые его одобряли, другие критиковали. Также очень большое количество исследователей и ученых становились последователями данного течения.

Культура народа

Культура народа очень сильно отражается в их деятельности и внешнем виде. В народе немало обычаев, которые в большинстве основываются на библейских учениях. Праздники караимов соответствуют традициям, которые Бог дал израильскому народу в Торе. Под влиянием библейских учений и сформировалась культура караимов.

Исторические занятия караимов:

  • земледелие;
  • садоводство;
  • различные ремесла;
  • внешняя торговля.

По словам историка-агронома, караимы на Крымском полуострове были самыми первыми и искусными садоводами. В 1731 году они первые открыли типографию в городе Джуфт-Кале.

Ведение быта и мировоззрение народа во многом несут на себе восточные черты. Фольклор караимов очень похож на произведения хазар. При рождении ребенка родители предпочитали давать тюркские имена. Немного позже начали присваивать фамилии, которые также имели тюркское происхождение. С I века н.э. на различных кладбищах можно встретить надписи с тюркскими именами.       

Караимы верят, что одежда должна украшать человека, поэтому ей они придают большое значение. Несмотря на то, что караимы одеваются в современную одежду, все же они сохранили свои традиционные одеяния. Мужская одежда состоит из нижнего белья, верхних брюк, рубашки, двух кафтанов – наружного и нижнего. Под брюками мужчины могут надевать кальсоны. Небольшой воротник обычно застегивается на крючки. Для пояса используют кожаный ремень из шерсти или натуральной кожи. На нижний кафтан надевают рубашку, а потом наружный кафтан. В зимний период на национальную одежду могут надевать шубу, которую в народе называют тон.

Основная обувь – туфли, ботинки, сапоги в зависимости от времени года. Зимой ноги обматывали портянкой и надевали шерстяной носок. В праздничные дни караимы любили надевать сафьяновые сапожки.

Традиционный головной убор караимов - шапка из каракулевой шерсти черного цвета. В народе ее называют караимка. На сегодняшний день можно купить большое разнообразие караимок. Караимку в основном носят люди старшего возраста.

Немалое значение имеет национальная кухня народа. Караимы предпочитают молочные блюда, различные пироги, фрукты и овощи, изделия из муки. Хамкр-долма является главным национальным блюдом, популярным среди народа. На второе караимы подают мясное блюдо из барана или домашней птицы. Мясо может быть приготовлено в виде мясных битков или тушеных кусочков с черносливом.  

Достаточно популярен также рис с мясом утки, барана или индейки. Тавук Долмасы – уникальное национальное блюдо, готовится из курицы, фаршированной вишнями и зеленым горошком. Каймак – блюдо изысканное, для приготовления требуется не менее 4 литров свежего жирного молока. Из молока же готовят особую приправу – катык.

Жилище народа

Дома караимов были похожи на строения других восточных народов. При этом проникнуть в дом было не так просто, узкие ворота и двери позволяли максимально защитить жилище от врагов и грабителей. Поэтому с эстетической точки зрения дома были не очень привлекательными, но достаточно крепкими.

Жилище преимущественно возводилось из натурального камня с глиняным раствором в один или несколько этажей. Верхний этаж был для жилья домочадцев, а нижний часто использовали для хозяйства, кухни, конюшни или для домашнего скота.  

Верхний этаж состоял из трех и более комнат, планировались комнаты в форме буквы «Г». Третья комната, небольшая, имела отдельный выход. Она предназначалась преимущественно для новобрачных и девушек. В ней могли проводится предсвадебные обряды, которым придается немалое значение у караимского народа.

Караимские дома разделялись на два двора: мужской и женский. Мужская часть включала личную комнату хозяина, где он мог отдыхать и принимать гостей. У людей, которые относились к интеллигенции, здесь также имелась небольшая библиотека с книгами. На женской части проживали жены, служанки и несовершеннолетние дети. На втором этаже обязательно строили террасу-балкон, который располагался вдоль всего строения. Обычно терраса украшалась резными колоннами из дерева.

Богатые караимы могли позволить себе дополнительное помещение для приема гостей. Это была большая парадная комната или гостиная с примыкавшей к ней спальной комнатой и двумя выходами.    

Внешность народа

О внешности караимов нельзя сказать очень много. Они очень схожи с восточными народами. Путешественники и исследователи отмечают такие основные особенности их внешнего вида:

  • средний рост – среди всех караимов не встретишь очень высокого и рослого мужчину;
  • коренастое телосложение. Земельные работы, садоводство требует немалых сил и энергии. Коренастое телосложение помогает выносить различные нагрузки;
  • широкое и круглое лицо. Большинство татар имеет именно такой тип лица – с немного зауженными по краям глазами;
  • умеренно смуглая кожа караимов не боится южного палящего солнца;
  • каштановый цвет волос – среди караимов не встречаются светловолосые.  

Из-за ассимиляции с различными народами караимы могут немного отличаться. Однако в большинстве это достаточно приятные на вид люди.

Известные караимы

Самые известные караимы – это:     

  • Михаил Сарач - общественный деятель.
  • Самуил Майкапар - известный композитор.
  • Сергей Тонгур - известный караимский актер.
  • Марина Кумыш - олимпийская чемпионка по волейболу, заслуженный мастер спорта.