Евреи

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 82 644 человек

Основной регион - Московская область

Родной язык - иврит, идиш

Владение родным языком - .

Истоки - Палестина

Содержание:

  1. История народа евреи
  2. Язык евреев
  3. Религия и обычаи евреев
  4. Культура евреев
  5. Жилище евреев
  6. Известные евреи

По переписи 2010 года численность евреев в России составляла 156 801 человек или 0,11 % от общей численности населения России. По данным Переписи населения 2020 года - 82 644. На Дальнем Востоке с 1934 существует Еврейская автономная область с центром в городе Биробиджан. Евреи России – в большинстве своем городские жители (98,4%), в сельской местности евреи живут преимущественно в пригородах. Больше всего представителей народа проживает в Москве и Санкт-Петербурге. Еврейская традиция (галаха) считает евреем рождённого от матери-еврейки и (или) исповедующего иудаизм и прошедшего гиюр. Число соответствующих этому критерию отличается от переписных данных. Еще одно припятствие для точной оценки количества представителей народа – не все евреи озвучивают свою национальность переписчикам.

История народа евреи

Первые общины на территории современных России и Украины появились во времена Киевской Руси. С X по XIII века они точно были в Киеве, Чернигове и Владимире-Волынском. Некоторые историки считают, что в «Матери городов русских» проживала не просто диаспора, а целый квартал, но доказательств этому нет. Так или иначе, община сильно пострадала от монголо-татарского нашествия, после которого сведения об иудеях на Руси обрываются. При этом большое их количество оставалось в Великом княжестве Литовском. Также, гонимые из западных стран, они оседали в Польше. После образования Речи Посполитой евреи начали расселяться по территориям нынешних Украины и Беларуси.

Подавляющее большинство евреев России относится к группе ашкеназов. Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к III-IV векам до нашей эры. С I века до нашей эры евреи селились в греческих колониях в Крыму и на Таманском полуострове. В раннем средневековье евреи - беженцы из этих районов начали проникать на территорию южнорусских степей, где в VI-VIII веках сложилось государство тюркоязычных кочевников хазар (Хазарский каганат), принявшее иудаизм в качестве государственной религии. В X-XIII веках в Киевской Руси существовали общины славяноязычных евреев (так называемых кенааним), которые были ассимилированы ашкеназами в XVI-XVII веках. В конце XVII века в западной части России была введена дискриминационная "черта оседлости", за пределами которой проживание евреев (кроме лиц особых категорий) было запрещено.

С 1-й половины XIX века с присоединением районов со значительным еврейским населением на территории современной Польши, Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Крыма, Бессарабии, Кавказа Российская империя стала местом проживания более половины евреев мира. Евреи составили 4-й по численности этнос России (более 7,25 млн. человек в 1917). В основном народ проживал в сельской местности и местечках, занимались ремёслами, промыслами, мелкой торговлей. В конце XIX века наряду с ассимиляционными тенденциями намечается консолидация еврейской общественной жизни, складываются все основные политические и общественные движения, доминировавшие в еврействе на протяжении XX века. Государственная политика Царской России в еврейском вопросе способствовала массовой эмиграции евреев (с 1881 по 1914 – уехало около 1,7 млн. евреев, из них 85% в США).

В первые десятилетия существования Советского Союза гонений на евреев не было, черту оседлости отменили. Во время Великой Отечественной войны СССР противился Холокосту и освобождал узников концлагерей.

В 1950-х годах в СССР превалировали антисионистские и антиизраильские течения, велась борьба с космополитизмом. Во 2-й половине 1950-х - начале 1960-х годов возникли условия для некоторого восстановления еврейской культуры. Во 2-й половине 1960-х, особенно с конца 1980-х годов начинается процесс еврейского национального возрождения.

Язык евреев

Пожалуй, ни у одной национальности нет столько языков, сколько у евреев. Самые распространенные – иврит и идиш. Это не диалекты одного языка, хоть они и используют одну письменность. На иврите общались еще жители Израильского и Иудейского царств. После изгнания его носителей из Палестины язык считался вымершим.

За свою долгую историю еврейские диаспоры создали много других языков и диалектов – бухарский, еврейско-португальский, ладино и, разумеется, идиш. Изначально это была смесь еврейского и немецкого, распространенная среди иудеев Восточной Европы. Между мировыми войнами он достиг расцвета. В некоторых регионах СССР, в США и Латинской Америке он стал официальным. Но развитие языка прервал Холокост, унесший большую часть носителей.

В современной России большая часть евреев разговаривает на русском.

Религия и обычаи евреев

Несмотря на то, что главной религией евреев остается иудаизм, в XIX-XX веках бывали случаи приобщения к православию. Евреев как национальность, а не конфессию (иудеи) начали определять при Николае II в.

Тем не менее, вера предков остается для нмногих национальным «клеем». В Федеральном законе о свободе совести и о религиозных объединениях иудаизм перечислен среди религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Российские законы запрещают требовать у граждан информацию об их религиозной принадлежности. Поэтому о точном количестве российских иудеев остается только догадываться. Различные опросы частных и государственных организаций за 2010-2013 годы показали, что около 1% верующих в стране исповедуют иудаизм.

Культура евреев

Одним из факторов, повлиявших на развитие еврейской культуры, стал запрет для носителей во многих странах заниматься сельским хозяйством. По данным переписи 1897 года, большинство иудеев — 43,6% — были мелкими ремесленниками, 14,4 % — портными и швеями, 6,6 % — плотниками, 3,1 % — слесарями. Остальные были заняты в торговле, сфере услуг или не имели постоянной работы. Среди евреев традиционно много людей умственного труда – ученых, врачей, писателей, музыкантов.

Другим важным фактором, оказавшим влияние на культуру этого народа, стала изоляция ее носителей на протяжении большей части человеческой истории. В большинстве стран мира они жили в небольших диаспорах и зонах оседлости. Узкий ограниченный круг общения помогал передавать традиции предков в неизменном виде. В итоге, быт еврея со стороны мог показаться странным и устаревшим, потому что еда, одежда, поведение, отношения внутри семьи складывались, исходя из догматов иудаизма, установившихся века назад.

Однако во времена Хаскалы интеллигенция пыталась быть ближе к культуреым установкам стран, в которых проживала. В итоге религиозные тексты и еврейские литературные произведения начали публиковаться на русском языке. Среди наиболее известных русскоязычных авторов – С. Н. Рабинович.

Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес и др.), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательное покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиционный ашкеназский мужской костюм включал туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.

Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резаками. Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов - фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т.п. Богат песенный и танцевальный фольклор, сохранивший элементы ближневосточной мелодики и обогатившийся путём заимствований из музыки окружающих народов. Для повествовательного фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудические сюжеты.

Жилище евреев

Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями - специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма. Для ашкеназских домов были характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников. Самой большой комнатой внутри дома был золь. На восточной стене висело декоративное панно под названием мизрах. В знак изгнания и разрушения храма на восточной стене либо рисовали черный квадрат, либо просто не закрашивали квадратную область. Также на стенах висели портреты цадиков и известных сионистов. Из мебели – стол, буфет, деревянный диван и сундук. У обеспеченных семей было принято иметь книжный шкаф с духовной литературой.

В некоторых домах были секретные комнаты с узкими дверьми. В них хозяева либо хранили контрабанду, либо прятались во время погромов. Спрятаться можно было и в большом подвале, чья площадь часто превосходила площадь самого дома. Из некоторых подвалов шли тоннели, по которым можно было сбежать. В мирное время, если семья занималась винокурением, в погребе хранили вина.

Известные евреи

Много среди советских евреев знаменитых писателей: Самуил Маршак, Илья Эренбург, Эммануил Казакевич, Маргарита Алигер, Лев Кассиль, Вера Инбер. Все вышеперечисленные авторы стали лауреатами Сталинской премии, а некоторые – неоднократно. Еще одним заслуженным мастером слова еврейского происхождения стал Борис Леонидович Пастернак - один из главных русских поэтов прошедшего века. В 1958 году он получил Нобелевскую премию по литературе за роман «Доктор Живаго». Книга рассказывает о жизни русского интеллигента в первой половине XX века и, в том числе, о судьбе советского еврейства.

Другим лауреатом Нобелевской премии – уже в области физиологии и медицины – стал Илья Ильич Мечников. Это последний российский биолог за последнюю сотню лет, получивший такую награду. При этом французы считают Мечникова своим лауреатом. Ведь тот совершил свои открытия в области иммунитета человека, работая в Институте Пастера. Помимо создания фагоцитарной теории иммунитета, он прославился открытием внутриклеточного пищеварения и основал такие науки, как геронтология и эволюционная эмбриология.