Гунзибцы

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 2363 человек

Основной регион - Республика Дагестан

Родной язык - гунзибский

Владение родным языком - .

Истоки - Кавказ

Содержание:

  1. Происхождение народа
  2. Где живут (территория), численность
  3. История народа
  4. Язык гунзибцев
  5. Религия и обычаи гунзибцев
  6. Культура народа
  7. Жилище народа
  8. Внешность народа
  9. Известные гунзибцы

Происхождение народа

Гунзибцы - этническая группа аварцев, самоназвания – гьунзаль, а также унзо, энзеби или хунзалис. Больше всего гунзибцев живет в Гарбутле, Гьело, Нахаде, Родоре и Тодоре (Цунтинский район).

Гунзибцы малочисленны, они входят в аварскую семью. По своим традициям и культуре схожи со своими соседями бежтинцами. Вокруг гунзибцев проживают различные этнические группы:

  • на севере – хваршины;
  • на юге – бежтинцы;
  • на востоке – анцухцы;
  • на западе - цезы.

Гунзибцев по антропологической классификации относят к западной кавкасионской семье, которая входит в переднеазиатскую локальную подгруппу большой европеоидной группы. Все в народе владеют национальным гунзибским языком. Пользуются аврским письменным языком, основанным на кириллице.   

Где живут (территория), численность

Точно определить численность очень сложно, так как часть гунзибцев сами называют себя аварцами. Еще сложнее разделить гунзибцев с гинухцами, так как во время переписи их часто относили к субэтносам бежтинцев. Поэтому при любом подсчете народности следует учитывать вышеуказанные факторы, которые сильно влияли на точность переписи.

Согласно официальным источникам, в 1866 году насчитывалось не более 600 человек. Постепенно численность снижалась и в 1916 году было отмечено лишь 479 человек. Однако данные сведения выглядят противоречиво, так как по переписи на 1926 год, число гунзибцев было 1 100 человек. С точностью можно сказать лишь сколько человек проживало в отдельных поселках. Например, в селах Гунзиб, Гарбутль и Нахада по состоянию на 1959 год проживало около 400 человек, а в поселках Кизилюртовского района, как свидетельствуют записи из сельских советов, – около 750 человек.

Интересен тот факт, что в переписи 1926 года гунзибцы отмечены как хунзалы, которых насчитывалось не более 100 человек, проживающих в трех поселках Тлядальского района: в поселке Родоль - около 45 человек, Дарбал - около 25 человек и в Хеладе не более 25 человек.

На 2002 год гунзибцы проживали в основном в Цунтинском районе. Их численность не превышала 1 230 человек, в основном в таких селениях как Гарбутль, Гьело, Нахада, Родор и Тодор, а также Нов. Гарбутль и Нов. Нахада. В Кизилюртовском районе все также проживает немалое количество представителей народа - до 1 500 человек (на 2009 год), больше всего их в селах Шушановка и Стальское. По данным переписи 2020 - 2363. 

Некоторые поселения гунзибцев можно встретить на территории Грузии. Например, в Кварельском муниципалитете насчитывается не более 2 000 человек (суммарно) аварцев и гунзибцев. Разграничить их с аварцами достаточно сложно, но с точностью можно сказать, что некоторая часть этноса проживает в городах Тиви (на аварском Гургин-росу), Чантлискуре (на аварском Росохъ), Сарусо (на аварском Хъаладухъ). Очень большое количество гунзибцев живет в поселке Сарусо (по некоторым данным до 500 человек).

История народа

Период V-IV тыс. до н.э. относят ко времени формирования раннеземледельческой культуры северо-восточной части Кавказа. Вплоть до Средних веков гунзибцы принимали участие в военно-политическом союзе Дидо. Древние историки четко отмечают это в своих работах, которые сохранились до сих пор (например, работы Страбона или Птолемея). Согласно этим историческим заметкам и некоторым археологическим находкам, гунзибцы тысячелетиями проживали на одной и той же территории. 

Союз Дидо, в который входили гунзибцы, играл огромную роль в формировании политической и культурной жизни Закавказья. Народы – члены союза были военными союзниками царя Картли, что поспособствовало приходу на территорию Дагестана христианства. Массовая христианизация народа прошла достаточно быстро. На поселения гунзибцев очень часто совершались нашествия татаро-монголов, а также со стороны Турции и Персии. После Х века н.э. союз Дидо и входящие в него народы начали активно восставать против власти Грузии и решили получить полную независимость. Несмотря на временный успех, грузинские правители успешно подавляли восстания и накладывали еще большую дань. Военно-политический союз Дидо распался из-за множества различных причин: распространение исламской религии, завоевания территории хунзахскими ханами. После объединения Дидо был организован конфедеративный союз Антль-Ратль, который объединял все сельские общины аварских народностей.

Находясь в союзе Антль-Ратль, гунзибцы вместе с капучинцами, анцухцами, бежтинцами и цезами образовывают Анцухо-Капучинское объединение, которое со временем набрало большее влияние. Однако несмотря на свою мощь из-за различных разногласий в конце XVIII века объединение распалось и на его месте стали образовываться отдельные общинные союзы - Анцухцкое, Капучинское и Гунзибское (Унзо). Следует отметить, что капучинцы и гунзибцы рассматривались как единое военно-политическое объединение.

В XIX веке горные жители вместе с другими народами участвовали в кавказской войне. В 1860 году, после окончания войны на Кавказе, в Дагестане прошли административные реформы. Гунзибцы поселились в Бежтинском округе, который со временем вошел в Андийский, а позже и Гунибский округ.    

При советской власти гунзибцы вошли в состав Дагестанской АССР, а в 1944 году некоторых гунзибцев переселили на территорию чеченцев. Через 13 лет гунзибцы смогли свободно вернуться в родные края, где проживают до сегодняшнего времени.

Язык гунзибцев

Все гунзибцы разговаривают на своем родном языке - гунзибском, который входит в аваро-андо-цезскую категорию нахско-дагестанской семьи северокавказской группы языков. В зависимости от территории проживания народ свободно может общаться на русском и грузинском языке, также они могут знать аварский, цезский, бежтинский и гинухский язык.

Изначально письменность была арабской. Однако в 1930 году алфавит гунзибского языка был пересмотрен и переработан с использованием кириллической графики. C того момента гунзибцы используют этот вариант правописания.  

Религия и обычаи гунзибцев

Гунзибцы придерживаются ислама. Традиционно гунзибцы отмечают религиозные и календарные празднования. К религиозным празднованиям относят:

  • день рождения Пророка;
  • день конца мусульманского поста;
  • день поминок.

Во время религиозных праздников устраиваются семейные, общинные моления и накрываются пышные столы. Принято проводить жертвенные раздачи, приходить к близким и родственникам с подарками и поздравлениями.   

К календарным празднованиям можно отнести:

  • первый вывод быков в поле (20-22 марта). Данное событие отмечается всем поселком. Односельчане надевают вывернутые наизнанку овечьи шубы, в пахаря и быков, согласно ритуалу, бросают комьями земли, после этого все садятся за стол и трапезничают. Также проводятся спортивные соревнования: скачки, борьба, метание камней и бег;
  • день прихода зимы (20-22 декабря). Обычно устраивались праздничные обеды большими семействами. Члены семей поздравляли и разыгрывали друг друга, рассказывали шутки, молодежь наряжалась и большими группами шествовала по селу, вечером прыгала через костры.

Также праздничными календарными днями, сопровождавшимися весельем, были:

  • день вывоза навоза на поле;
  • день первой прополки;
  • день жатвы;
  • день выпечки хлеба из пшеницы первого урожая;
  • день случки и стрижки скота;
  • день доения овец.

После сбора урожая в осенний период традиционно устраивались увеселительные собрания – отдельно для мужчин и женщин. Такое проведение времени очень напоминало период существования «союзов мужчин», которые сопровождались увеселением и определенным порядком проведения собрания.    

Большая часть интересных обычаев гунзибцев относится к бракосочетанию и проведению свадебного торжества. К примеру, брачного спутника выбирает вся семья, и последнее слово остается за главой семейства.  Договариваться за девушку шел отец, а за сына – мать с несколькими родственницами и подарками для будущей невесты. Во время сватовства семейства обменивались связанными носками с различными узорами. После сватовства девушка оставалась в доме родителей не более двух недель. За день до свадьбы родственники и друзья собирались в доме невесты. На следующий день совершалось бракосочетание молодых, во время торжества жених должен быт стать голыми ногами на саблю или кинжал, чтобы защитить будущую семью от порчи.

После бракосочетания невеста отправлялась в дом жениха, ее приданое переносили туда же. Обряд сопровождался торжественным шествием и конкурсами. По дороге устанавливается шест с куриным яйцом наверху. Родственники жениха должны были попасть в яйцо. Тот, кто не попадал, отдавал невесте серебряные монеты, мясо, сыр и другие продукты. Шествие продолжалось только после того, как один из родственников разобьёт яйцо. Он получал подарок от невесты - вязаные носки.

В сам дом невесту вносили на руках несколько родственников. Сплетенные руки накрывали шубой или буркой. У дома жениха одна из родственниц обливала невесту водой. Несколько нарядно одетых людей устраивали во дворе танцы.  Во время торжества приданое невесты вывозили из дома на осле. Гости рассматривали каждую вещь, критиковали ее, примеряли. Так продолжалось пока не находили носки, связанные для жениха. Их надевали и расхваливали, после чего отдавали жениху.

В первую брачную ночь невесту могли спрятать, а вместо нее в постель жениха положить тряпичную куклу. Жених вместе с подружками невесты отправлялся на ее поиски. Так и не найдя суженую, жених подкупал подружек, которые подсказывали, где искать. В первую брачную ночь невеста должна была оказать сопротивление своему жениху. Жених должен был преодолеть это сопротивление и снять с невесты от 7 до 15 пар штанов на завязках. Утром после брачной ночи родственники и друзья приходили с подарками и поздравлениями. Молодой жене дарили пряжу и гостинцы.

Особенных традиций гунзибцы придерживались во время беременности и после рождения ребенка. К примеру, если у односельчанина умер родственник, беременная женщина не должна была видеться с его семьей в течение первых трех-семи дней. После рождения малышу и маме надевались бусы из пшеничных зерен, которые служили оберегом. После первой стрижки локоны мальчика хранились между страницами Корана. Так малыша защищали от злых умыслов: существовало поверье, что если локоном волос обвязать конечности жабы, то это наведет на него тяжелую порчу. В первые месяцы новорожденного ребенка клали в сплетенную из прутьев люльку, подвешенную к потолку. Для чуть подросших детей использовали колыбель-качалку.                    

Культура народа

Природные условия и окружающий ландшафт определили хозяйственно-культурную жизнь народа. Гунзибцы - профессиональные скотоводы, земледельцы и охотники. Держат овец, коров, коз, лошадей и ослов.

Что касается земледелия, гунзибцы успешно выращивают ячмень, рожь, овес и просо. На хороших участках земли засевается пшеница, но в небольших количествах. Кроме зерновых, сажается картофель, кукуруза, тыква, фасоль, табак, бобовые и горох. Гунзибцы придерживаются собственного календаря посева и постоянно чередуют культуры для выращивания. Полив полей не практикуется. Вспахивают землю ручным плугом, прикрепленным к быку или лошади. Женщины активно занимались обработкой шерсти, а именно выделкой сукна, вязанием носков, обуви, сумок и ковров. Мужчины работали с металлом, изготавливая различные кованые предметы для быта; деревом, изготавливая предметы мебели, и камнем. 

В конце XIX века народ стал активно продавать сельскохозяйственную продукцию. Самые распространенные товары на продажу - масло, сыр, шерсть и другие продукты. Поначалу это был простой обмен с соседними селениями, после торговля распространилась по всей территории Дагестана и за его пределами. Взамен гунзибцы получали различные ткани, кожаные вещи, металл и изделия из него, хлеб и другие продукты питания.

Во всех сферах деятельности у гунзибцев большую роль играл тухум – семейно-родственные сообщества. Он объединял несколько семейств, которые имели одного предка и были едины в хозяйственном и идеологическом укладе жизни. Джамаат или община могла включать до 8 тухумов. Глава тухума выступал за интересы и права своего сообщества перед другими сообществами и всей общиной. Взаимодействие между тухумами поддерживалось на протяжении долгого времени, вплоть до 1930 года.

В семье преобладал патриархальный уклад: главой считался отец семейства, за которым всегда оставалось последнее слово и решение, он распоряжался семейным имуществом и судьбой детей. Жене отводилась роль хозяйки. Она, хоть и участвовала в принятии любого решения в семье, решающего слова не имела. В семьях по-прежнему сохраняется традиция почитания старших по возрасту родственников.

Костюм гунзибца состоял из разных элементов:

  • папахи из натуральной овчины;
  • овчинной шубы;
  • бурки;
  • бешмет;
  • черкески.

Обувь изготавливалась самостоятельно – вязаные с узорами сапоги из натуральной шерсти и стеганной подошвой. Также очень важным элементом любого мужского наряда был пояс с кинжалом.

Женский костюм гунзибцев – это:

  • длинная рубаха или платье;
  • штаны зауженные;
  • чухта или платок из материи или из шерсти;
  • сапоги с вязаными носками.

В некоторых селениях до наших дней дошла традиция надевать овчинные штаны и рубашки. Также женщины украшают себя гунзибоком — это большое количество украшений: браслеты, серьги, бусы, а также бижутерия, нашитая на одежде.

Основными продуктами питания гунзибцев остается мясо, молочные и мучные продукты. В народе не принято есть большое количество фруктов и овощей. Очень часто их в рационе заменяют лесные ягоды и травы. Из мучных продуктов распространен хлеб из разных сортов и видов муки. Очень популярны хинкали, каши, молочные и мучные супы, пироги с мясом, творогом, травами, а также сушеное мясо и различные молочные блюда.

Жилище народа

Гунзибцы предпочитают жить в компактных поселениях с большим количеством дворов на сравнительно скромной территории. Постройки адаптированы под рельеф и особенности окружающей среды.  Наружные стены домов, немного напоминающих оборонительные сооружения, строились из плотно прилегающих друг к другу камней.

Дома возводились в несколько этажей. На первом этаже всегда располагалось место для скота и сарай, на верхних – комнаты для жилья. Несмотря на то, что для строительства преимущественно использовался камень, опоры и другие конструкции, а также мебель делались из древесины. Для отопления помещения в центре всегда строился камин. Иногда (в более поздних постройках) встречаются настенные камины с дымоходом.

Гостевая комната всегда украшалась различными ценными для семьи предметами. Кроме спален, имелись комнаты, в которых хранились различные предметы, одежда и припасы. Поначалу комнаты были без какой-либо мебели, лишь стулья. На стенах и полу лежали шкуры животных, полотна из войлока и вязаные ковры. Различные принадлежности, посуду и одежду хранили в мешках, кувшинах и т.п.

Современные дома значительно отличаются от древних построек. Для строительства преимущественно выбирается ровная поверхность, а дома строятся на расстоянии друг от друга, часто с приусадебными участками. Под застройку берутся общественные угодья сообществ. Для хозяйства сейчас отводят небольшое количество комнат и помещений. В жилой части строят дополнительные комнаты для детей, кабинетов и других целей. Внутренний интерьер дома сейчас полностью городской – в комнатах стоит современная мебель, паласы, на стенах ковры, техника для дома и быта.

Внешность народа

Гунзибцев относят к представителям западного кавкасионского типа антропологического вида дагестанцев.

Почти все гунзибцы рослые и крепкого телосложения. Здесь не встретишь полных мужчин, а скорее подтянутых и достаточно сильных. Гунзибцы не боятся тяжело работать, что отразилось на их телосложении. Мужчины и женщины имеют крупные головы с выступающими челюстями. Широкий лоб и яркие черты лица с карими, зелеными и серо-зелеными глазами. Волосы преимущественно темно-каштановые, темно-русые и рыжие. Кожа светлая, без пигментации.

Мужчины носят усы или бороду. Женщины обычно носят длинные волосы, убранные под платок.

Известные гунзибцы

Гунзибцы - очень талантливый народ, однако если и были выдающиеся личности, их причисляли к аварцам или бежтинцам.  

Список литературы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%B1%D1%86%D1%8B

https://welcomedagestan.ru/dagpost/gunzibtsy/

https://amp.info-about.ru/1860330/1/gunzibtsy.html

http://hrono.ru/etnosy/etnos_g/gunzibcy.php

http://pahomvan.ru/dagestan/narod/gunzibcy.html