Гагаузы

Гагаузы: православные тюрки

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 9272 человек

Основной регион - Тюменская область

Родной язык - гагаузский

Владение родным языком - .

Истоки - балканский народ

Содержание:

  1. Этноним гагаузы
  2. Внешность гагаузов
  3. Гагаузы - где живут и численность
  4. Язык гагаузов
  5. Религия гагаузов
  6. Гагаузы - происхождение
  7. Традиции гагаузов
  8. Жилище и одежда гагаузов
  9. Занятия и ремёсла, кухня гагаузов
  10. Фольклор гагаузов

Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.

Этноним гагаузы

Сами себя гагаузы называют Gagauzlar. По одной из версий, это искажённое тюркское слово «гёк-огуз», что означает «синие» или «небесные» огузы.

Впрочем, у самих гагаузов популярна версия, согласно которой их этноним образовался от слияния слов «гага» («клюв» или «нос») и «уз» («прямой»). Дескать, сколько этот нос или клюв ни гни, он всё равно остаётся прямой. Так и гагаузы: всегда идут своим путём.

В Рос­сии и Средней Азии гагаузы также часто на­зы­ва­ют се­бя бол­га­ра­ми.

Внешность гагаузов

На вид гагаузы мало отличаются от болгар, молдаван, южных украинцев, хотя иногда похожи на татар или турков. Они выраженные европеоиды, генетически имеют много общего с македонцами и сербами.

Гагаузы - где живут и численность

Всероссийская перепись населения 2010 года насчитала в России 13690 гагаузов, которые в основном компактно проживают в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии.

2,5 тысячи гагаузов живут в Тюменской области (в том числе1,6 тысячи – в Ханты-Мансийском автономном округе и 0,8 тысячи – в Ямало-Ненецком).

В Московской области насчитывается 1,5 тысячи гагаузов, в Москве – 1,2 тысячи.

По данным Переписи населения 2020 года - 9272.

Всего в мире живёт 250 000 гагаузов.

Исторически гагаузы живут в области Буд­жак на юге Мол­довы, где им предоставлена автономия в виде территориального образования Га­гау­зия – Га­га­уз-Ери со столицей в городе Комрат. По переписи населения 2004 года, в Молдове насчитывалось 147,7 гагаузов, в том числе 128,6 тысячи – в Гагаузии.

На Украине насчитывается более 30 тысяч гагаузов, из них более 27 тысяч проживают в Одесской области. Гагаузы живут также в Турции, Греции, Румынии, Болгарии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии, США, Канаде и Бразилии.

Язык гагаузов

Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Он близок турецкому языку и южному диалекту крымско-татарского, но в отличие от турков гагаузы вместо звука «ğ» используют «g», что сближает гагаузский язык с тувинским.

Самобытная форма гагаузского инфинитива с окончанием на -maa/mää вообще является феноменом в языках тюркской группы.

Существуют центральный (чадырлунгско-комратский) и южный (вулканештский) диалекты гагаузского языка. Южный – более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков.

До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена гагаузская письменность на основе русской графики. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей.

Религия гагаузов

Большая часть гагаузов исповедует православие.

Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, по всей видимости, были тенгрианами – то есть, обожествляли Тенгри – небо. Некоторые языческие обряды они сохранили до XX века.

Некоторая часть гагаузов, «гаджа́лы», представляют из себя особую этнорелигиозную группу, которая исповедует ислам суннитского толка.

Гагаузы - происхождение

Болгарский историк Г. Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше – 21.

В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами, которые говорят на турецком языке. В российской тюркологии преобладает гипотеза о происхождении гагаузов от обращённых в христианство тюр­ко­языч­ных ко­чев­ни­ков южно-русских сте­пей – булгар, печенегов, половцев, огузов и торков.

В Турции считается, что гагаузы произошли от тюрок-сельджуков, которые переселились на Балканы из Малой Азии в XIII веке. Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки – что от греков.

В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен.

По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и подчинялись Хазарскому каганату.

Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее.

В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство.

Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. В XIII веке оно называлось «Добружанское княжество» или «Узи эйялет». Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру.

В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет (с 1769 по 1854 годы) и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону.

Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан.

В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.

В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. После Второй Мировой войны гагаузские земли вошли в состав Молдавской советской социалистической республики СССР.

В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ»), и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). В её состав вошли 3 города и 27 сел.

Традиции гагаузов

Ка­лен­дар­ная об­ряд­ность гагаузов сохранила следы тюркской кочевнической традиции, а также переняла общебалканские мотивы. Например, у них есть Вол­чьи празд­ни­ки (Джа­на­вар Йор­ту­ла­ры), от­кры­ваю­щие зим­ний цикл обрядов (с се­ре­ди­ны но­яб­ря).

Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного.

Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа. 

Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами. Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу.

В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу.

В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая – обряд вызывания дождя с Пипирудой.

В обряде «Пипируда» («бабочка») участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками.

В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением (фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе). В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха.

На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора.

На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин – например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный.

У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.

Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её.

Жилище и одежда гагаузов

Тра­диционное жи­ли­ще гагаузов – это состоящий из трёх помещений дом («бю­юк», «евь») с за­ва­лин­кой («при­спа») и ве­ран­дой на де­ревянных или кир­пич­ных стол­бах вдоль сте­ны, которая обращена на улицу. К до­му обычно пристраивалась кух­ня и другие хо­зяйственные по­ме­ще­ния.

Ком­на­ты гагаузы укра­ша­ли ков­ра­ми с вытканными красными розами в обрамлении зелёных листьев на чёр­ном фо­не, тка­ны­ми по­ло­ви­ка­ми и вы­ши­ты­ми по­ло­тен­ца­ми.

Гагаузские женщины носили ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху и без­ру­кав­ное пла­тье с ши­ро­ким шер­стя­ным крас­ным поя­сом, а поверх повязывали передник. На голову они повязывали плотный чёрный платок («чемьберь») поверх тонкого белого платка («мода»).

Зимой женщины надевали пла­тье с ру­ка­ва­ми, су­кон­ную коф­ту и ов­чин­ную без­ру­кав­ку («жу­грант­лы мин­тан­ка») с кожаной аппликацией.

Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет («лифт»), чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа.

Гагаузские мужчины носили подпоясанную широким красным поясом рубаху и ши­ро­кие су­кон­ные шта­ны. Летом – суконную шляпу, зимой – меховой колпак. Чабаны также носили меховые штаны («ме­шин»), без­ру­кав­ку-мин­тан­ку и ко­рот­кую курт­ку, украшенную цветной строч­кой («кюрк»).

Занятия и ремёсла, кухня гагаузов

К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством. У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров.

Пи­ща гагаузов хранит память об их прошлой кочевой жизни, если судить по тому, какими способами они обрабатывают молоко, хранят мясо творог и брынзу (в шкуре или в сосудах из тыквы – сусаках).

Гагаузы пекут традиционные пресные лепёшки-питы, слоё­ные пи­ро­ги с тво­ро­гом и брын­зой («кыыр­ма»), а из квашеного теста - пирожки (karmyarik), в которые запекают брынзу, капусту и творог. 

Они также готовят фар­ши­рованные ба­ра­ни­ной со спе­ция­ми же­луд­ки («ка­ур­ма»).

По празд­ни­кам на столе у гагаузов обязательно присутствует хо­ло­дец («пача»), а для жерт­во­при­но­ше­ний они варят «кур­бан» – пше­нич­ную ка­шу.

Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт – «йуурт». Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку.

Главный напиток гагаузов – крас­ное ви­но.

Фольклор гагаузов

Свадебные песни гагаузов, как и у славян, печальные: в них воспевается горечь расставания невесты с родным домом.

В гагаузском фольклоре много легенд о луш­ни­цах, которые предсказывают судь­бу ре­бён­ка, и вол­шеб­ных сказок, в которых живёт древний культ волка.

В народной музыке преобладает одноголосие, свойственное для музыкальной культуры тюрков.

Во­каль­ная культура гагаузов представляет два стиля: «тур­ку» (ли­рические, эпические, сва­деб­ные, си­рот­ские песни, бал­ла­ды, пла­чи) и «маа­ни» (час­туш­ки).

Гагаузские танцы: «Аар ой­ун», «Фыр­ли кун­дак», «Ка­дын­жа». Об­ря­до­вые ме­ло­дии: «Пер­не­ля» (пас­ту­ше­ская), «Ге­лин ха­ва­сы» (ме­ло­дия не­вес­ты), «Ала­мак ава­сы» (плач).

Народные инструменты: сви­рель, ка­уш (3-струн­ный смыч­ко­вый наподобие болгарской га­дул­ки), коб­за, ка­вал, гай­да, скрип­ка, различные идиофоны.

Источник:

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6