Чамалалы

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 91 человека

Основной регион - Республика Дагестан

Родной язык - чамалальский

Владение родным языком - .

Истоки - Кавказ

Содержание:

  1. Происхождение народа чамалалы
  2. Где живут (территория), численность
  3. История народа чамалалы
  4. Язык
  5. Религия и обычаи
  6. Культура народа чамалалы
  7. Жилище народа
  8. Внешность чамалалов
  9. Известные чамалалы

Происхождение народа чамалалы

Чамалалы – небольшой по численности субэтнос аварцев. Их относят к андийским народам, проживающим на Кавказе. До сих пор чамалалы остаются самым мадлочисленным народом современного Дагестана. По данным статистики на 2010 год в России насчитывалось примерно 24 человека, относящих себя к чамалалам. Представители других народов их также называют чамалинцами или чамаладами. Однако сами чамалалы называют себя «нама ига», что в переводе с их языка означает «высушенная курага».

Антропологи считают чамалалов этнической группой кавкасионского типа балканско-кавказской семьи. В первом тысячелетии н.э. этнос входил в союз военной федерации Дидури, после чего стал членом политического объединения Дидо. В культурном и историческом плане аварцы и чамалалы имели очень много общего: в VI-XI вв. они находились под властью Ширвана и Аббасидского халифата, спустя несколько веков попали под власть Аварского ханства.

В Средние века около 16 поселков чамалалов образовали свое личное сообщество, которое представляло их политические и экономические интересы. Данное объединение существовало до XIX в., когда территории чамалалов были присоединены к Российской Федерации.

Где живут (территория), численность

Чамалалы небольшими группами проживают на территории Дагестана. Большая их часть разместилась в Цумадинском районе и Шаройском районе (Чечня). Территория их обитания простирается от левого берега реки Андийское Койсу до Андийского хребта южного холма.

По переписи на 1860 год численность чамалалов составляла 2 658 человек, которые расположились в восьми поселках и 9 хуторах. Общее число домов составляло 715. Позднее в Дагестане была проведена перепись населения 1886 года, на тот момент было зарегистрировано не менее 3 438 человек. В последующих годах число чамалалов значительно возросло – по некоторым данным количество поселков увеличилось до 34, проживало в них более 4 000 представителей народа. В 1939 году была проведена Всесоюзная перепись, во время которой чамалалы были не выделены в отдельный этнос, а включены в состав аварцев.

Дополнительной трудностью было то, что в 80-е годы двадцатого века колхозы чамалалов бели переведены на новую систему ведения сельского хозяйства, что привело к массовой миграции народа из родных поселений в другие области и районы. Многие выехали в поиске работы в Ростовскую область и в Астрахань, другие отправились в Краснодарский и Ставропольский край, иные в Калмыкию. После распада Советского Союза был запущен проект реэмиграции в родные края.

На переписи 2002 года чамолов учитывали как отдельный этнос и насчитали 12 человек. В 2010-м - 24. По данным Переписи 2020 года - 91. На 2010 год носителями языка чамалалов считаются официально не менее 500 человек. 

По различным подсчетам количество представителей народа составляет от 80 до 9 000 человек в различных территориях и странах.

История народа чамалалы

Истоки происхождения чамалалов до конца не известны. Из исторических источников известно, что изначально чамалалы были частью военной федерации Дидури, а после присоединились к военно-политическому союзу Дидо.

С VIII по IX век на территорию чамалалов постепенно проникает ислам. В это же время миссионеры из Грузии начали проповедовать христианство, однако эта религия прочно не укоренилось. В XIII - XIV столетия народ все больше и больше перенимал традиции и обычаи суннитского ислама, однако только спустя несколько веков эта религия стала общепринятой.

В начале существования (VI-XI вв. н.э.) народ чамалалов был очень связан с аварскими государствами, часть которых находилась под властью Аббасидского халифата и Шиврана, а другая часть находилась под покровительством Аварского ханства. Это частично сформировало культуру и историю этноса. После этого чамалалы организовали независимое «свободное общество», которое существовало многие столетия.

Только в XVIII веке можно встретить упоминание «чамалал» в некоторых письменных работах. В состав «свободного общества» входили различные поселки: Гадиринское, Гакваринское, Цумадинское, Гигатлинское, Кенхинское. Управлялись эти поселки выборными старшинами.       

В 1837 году чамалалы были частью имамата Шамиля. После Кавказской войны под предводительством Шамиля земли народа были присоединены к России и находились под управлением Каратино-Технуцальского участка Андийского округа. 

До Кавказской войны чамалалы были в большинстве своем неграмотными, только некоторые мусульманские наставники могли свободно читать и писать по-арабски. После создания Советского Союза чамалалы начали обучаться в общеобразовательных школах: обучение проводилось на русском и аварском языке.

В 1929 году был образован Цумадинский район, который состоял из поселений чамалалов. В этот район не вошел поселок Кенхи и окружающие поселения, они стали частью Чечни. Такое разделение привело к возникновению различных этнических проблем: ассимиляция с окружающими народами, потеря народных ценностей и быта, культуры и обычаев.

Язык

Язык чамалалов относится к андийской подкатегории нахско-дагестанской группы языков. Считается, что язык образовался от дагестанского праязыка еще за несколько тысячелетий до н.э. Чамалинский язык разделяется на диалекты:

  1. Гакваринский.
  2. Гигатлинский.

На первом говорят жители поселков Верхней и Нижней Гаквари, Агвали, Цумада, Ричаганих, Гадыри, Кванхи. Второй распространен в небольших поселениях Гигатль и Гигатль-Урух.

Чамаламы на протяжении истории создали очень много песен, которые передаются из поколения в поколение (большинство на аварском языке). Музыка для песен воспроизводится с помощью народных музыкальных предметов:

  • зурне (народный вид дудки);
  • пандуре (струнный инструмент, изготовленный из кишок животных);
  • бубне.

Также чамалалы часто владеют аварским и чеченском языками. И, конечно, все без исключенгия знают русский. В настоящее время родной язык преимущественно используется для общения в семье. 

Религия и обычаи

Чамалалы исповедуют преимущественно ислам суннитского направления. Сунниты свято почитают пророка Мухаммеда и его сунны (поступки и мудрые высказывания). Также они строго придерживаются религиозных традиций и участвуют в выборе главы народа - халифа. Некоторые чамалинцы исповедуют Шафиитский мазхаб, это одно из направлений в исламе. Для принятия любого решения в спорных вопросах они используют Коран, высказывания пророка Мухаммеда и спрашивают мнения активных последователей пророка Мухаммеда.

Тем не менее, некоторые чамалалы до сих пор верят в горных духов. Они исполняют языческие обряды и верят в знахарство, гадание и магию, а также проводят специальные ритуалы для вызова солнца и дождя.     

Интересны обычаи, связанные со свадьбой. Большинство обрядов очень схожи с традициями других дагестанских народов, однако есть и свои отличия. Например, согласие невеста давала только после третьей встречи со сватами. «Закрепление» соглашения для свадьбы подтверждалось сестрой жениха, которая приносила невесте кольцо и серьги. После этого жених с тремя родственниками приходили с бараном, который вез на себе платье и платок для невесты. Во время свадьбы было принято выкупать невесту. По свадебной традиции невеста должна была показать, что она не желает покидать родительский дом, а подружки невесты привязывали к костюмам друзей жениха различные лохмотья и высмеивали их. В родительском доме невесты проводился розыгрыш, при котором «выбиралась» невеста. Невесту вместе с другими девушками одевали одинаково, и один из друзей жениха должен был угадать, где невеста. Если он указывал на девушку и не угадывал, то платил деньги за проигрыш. Другой друг жениха мог шутить с девушками и подшучивать над гостями и родственниками со стороны жениха. Также он мог давать деньги девушкам во время разговора. По окончании свадьбы, когда невесту забирали в дом жениха, ее подружки начинали бить друзей жениха ложками из дерева, могли разрывать на них одежду и расцарапывать лицо.

Во время свадьбы лицо невесты смазывали курдючным жиром и приговаривали: «чтобы выиграла в хозяйстве и проиграла мужу». Чамалалы верят, что это помогает защитить невесту от зла и привлечь достаток в будущий дом. Жених и невеста активно участвовали в торжествах, что не принято у многих других народов Дагестана.

Во время беременности и родов было очень много различных запретов и обрядов, которым должны были следовать родственники и сама беременная женщина. Все желания роженицы беспрекословно выполнялись. Если рождался мальчик, то устраивалось пиршество, а если девочка, то такое событие могло пройти незамеченным.

Погребальные обряды у чамалов проходят согласно традициям ислама. Похороны устраиваются в день смерти, если человек умер до обеда; если после обеда, то на следующий день.        

Если умирал молодой человек, то матери и сестры покойного занимались самоистязанием, вплоть до явных увечий. Плакальщицами были матери или женщины, которые недавно потеряли родных, особенно если это были сыновья. Во время похорон траур выражался соболезнованиями и плачем, женщины надевали черную одежду, мужчины не брили бороду и одевались повседневно. Также старший родственник умершего мог отложить любое торжество во всем селении. Исключением было только если с днем траура совпадала свадьба: когда из других поселков уже приехали гости, животные были уже зарезаны, а хлеб испечен, старший родственник покойного шел к отцу жениха и разрешал проводить торжество. 

Культура народа чамалалы

Особенная черта культуры чамалалов — это медицинские познания и практика. Народ очень хорошо знает и применяет лечебные травы: мяту, тмин, зверобой, щавель, чабрец, крапиву и другие. Также в народе практиковалось знахарство. Знахарями были религиозные служители или просто представители народа, которые хорошо понимали психологию человека. Главной методикой знахарского лечения было внушение и самовнушение – то, что сегодня называется психотерапией. Каждый сеанс носил магический характер.

В 1911 году в одном из селений была открыта местная больница на шесть лежачих мест. Конечно, она не могла помочь всем чамалинцам для лечения всех заболеваний. Однако на базе этой небольшой больницы в 1974 году была построена специальная поликлиника с лабораторией, кабинетом для физпроцедур с современным на то время оборудованием и стационар на 135 лежачих мест. В этом же году в поселке Агвали открыли женскую консультацию и собственный роддом. Спустя менее 10 лет был открыт стоматологический кабинет. После этого по разным селениям (в Цумада, Гигатли, Гадири, Кенхи, Верхнее и Нижнее Гаквари) были открыты небольшие медицинские пункты. Сегодня среди чамалалов работает 19 специализированных врачей, в том числе, гинеколог, дерматолог, стоматолог, психолог, невропатолог и хирург.

Ярко отражает культуру национальная народа одежда чамалинцев. Для мужчин костюм составлял нижнюю длинную рубашку, штаны, шубу или куртку без рукавов, куртку с рукавами, папахи из овчины и бурки, обувь из войлочного материала или сыромятной кожи. Зимой надевались вязаные носки из натуральной шерсти. Также незаменимыми оставались бешметы и черкески.

В женский костюм входили нательная длинная рубашка, на которую надевалось платье из темного материала, и штаны. На голову обычно надевались платки или чухта. Женщины-чамалалы очень любят различные украшения. Это могли быть монеты из серебра, серьги, цепочки из серебра и меди, подвески на шею, бусы из различных видов натуральных камней, вышивки на платьях, широкие яркие пояса, браслеты на запястье – медные, серебряные или стальные. Каждое украшение имело эстетическое или религиозное значение.

Мужчины также украшали себя. Основным атрибутом был кинжал за поясом. Также для мужчин характерны узкие пояса из меди или серебра, на черкеске – газыри (цилиндрические пороховницы).        

Не менее интересна кухня чамалалов. Традиционное блюдо на каждый день – хинкал, часто с фасолью и горохом. Основная еда для народа - хлеб. Его выпекают из различных сортов муки: пшеничной, кукурузной и ячменной. Для этого используют плоскую плиту из раскаленного камня. Сегодня хлебные лепешки жарятся на сковородке. Также чамалалы любят хлебные лепешки с картошкой, мясом, сыром, творогом и крапивой. Женщины очень часто готовят для детей каши из муки с молоком и на воде. Принято варить каши из толокна. Иногда для гостей готовится урбеч.

Чамалалы привыкли заготавливать и хранить продукты питания. Например, всегда сушилось мясо, делалась домашняя колбаса, сушились различные лечебные и полезные травы. Из напитков в бочках делали хмельную бузу.

Кухонный инвентарь преимущественно изготавливался из дерева местными плотниками. В быту до сих пор используются деревянные ложки, шумовки, миски и большие посудины для замеса теста. Также используется металлическая посуда, которую можно купить на рынках в Хунзахе, Агвалии, Ботлихе или Темир-Хан-Шуре. Металлический кухонный инвентарь принято развешивать на стене, что придает помещению уникальный горский интерьер.   

Жилище народа

Поселения чамалалов можно разделить на два типа:

  • гьа (крупные поселки);
  • авал (окружающие хутора).

Крупные поселки в самом начале были «свободными общинами», где жизнь была более упорядоченной и организованной. Здесь было местное управление главой общины, также постоянно устраивались собрания для мужчин, строились мечети и кладбища. К крупным поселкам можно отнести Верхнее и Нижнее Гаквари, Гигатли, Гадири, Кенхи, Цумада, Ричаганих и Агвали. 

В хуторах часто оседали люди, которые переселились из крупных поселков. Постепенно такие хутора разрастались и могли стать отдельными общинами. Так произошло с хутором Агвали, Цумада и Урух. Вокруг крупных поселков расположились такие поселения, как Гигих, Гавутли, Гачитли, Цуйди, Баглахатли, не имеющие отдельно отведенного места для захоронения умерших, мест для собраний и мечети. Если возникали какие-либо вопросы, относящиеся к устройству жизнедеятельности общины, то решались они на общих собраниях, где участвовали главы семейств. Образование хуторов и небольших поселений помогало осваивать новые территории, что положительно влияло на экономическое состояние горных жителей.

Крупные села и хутора имеют кучевой вид расселения, который разделяется на горный и горно-долинный тип. Горные поселения достаточно компактные и скученные, имеют преимущественно вертикальную застройку. Планировка строений ступенчатая, а в новых районах горизонтальная на ровной поверхности. В горно-долинном поселке дома строятся горизонтально и компактно по отношению один к другому. В таких районах горные жители стараются полностью занять ровную поверхность.

В древности чамалалы строили одноэтажные дома с одной большой комнатой, которая выполняла роль кухни, спальни, прихожей и гостевой. Сейчас дома чамалалов двух- или трехэтажные. Каждый дом имеет свою особенность, у народа нет однообразия в строительстве жилых домов.

По мере увеличения количества членов семьи увеличивается и количество этажей и комнат. В доме первый этаж отводился для скота, а последний использовался как сарай. Постепенно чамалалы начали строить отдельно стоящий сарай, который использовали еще и для приготовления еды и напитков.

Форма дома преимущественно квадратная или в виде буквы П. Некоторые дома строились с лоджией для гостей, другие с высокими консолями. Благодаря прогрессу изменился вид домов. Входные двери стали более просторными, а окна больших размеров. Для строительства использовались различные материалы, включая дерево, камень и глину. Современные дома строятся из самана, что достаточно сильно распространенно у народов Дагестана.      

Внешность чамалалов

Чамалалов относят к кавкасионской группе балкано-кавказской семьи. По физическим характеристикам народ отличается рослостью и крепким телосложением. У чамалалов вытянутое лицо без ярко выделяющихся скул, волосы и кожа лица преимущественно светлые. Глаза могут быть зеленые, серые или смешанного цвета.

Известные чамалалы

Так как чамалалы издревле сильны в медицинской сфере, среди народа есть немало профессиональных врачей, известных за пределами Дагестана. К самым известным чамалинцам относятся:

  • Абдулхабирова М. - травматолог, работающий в крупной больнице в Москве;
  • Кахиева Марьям - заслуженный врач-кардиолог;
  • Магомедов Ахмед - заслуженный хирург. 
Ссылки на источники: