Бесермяне

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 2036 человек

Основной регион - Удмуртская Республика

Родной язык - наречие удмуртского

Владение родным языком - .

Истоки - удмурты и тюрки

Содержание:

  1. Происхождение бесермян
  2. Где проживают бесермяне
  3. История бесермян
  4. Язык бесермян
  5. Религия и обычаи бесермян
  6. Культура бесермян
  7. Жилище бесермян
  8. Внешность бесермян
  9. Известные бесермяне

Бесермяне – малочисленный финно-угорский народ, который с древних времен проживает в Удмуртии. Их происхождение окутано тайной, что только подогревает интерес к культуре народа.  В 40 деревушках живет 2201 представитель этой национальности.  Правда, местные жители считают эту статистику преуменьшенной и считают, что бесермян намного больше.

Происхождение бесермян

Точное происхождение народа до сих пор неизвестно, но активно изучается учеными. Среди основных версий есть две:

  • бесермяне произошли от удмуртизированных турок, населяющих территорию современной Удмуртии;
  • бесермяне – потомки тюркизированных удмуртов.

Название «бесермяне» имеет турецкие корни и в переводе означает «чужак», «чужестранец». По одной из версий это слово переводится как «мусульманин» и могло быть перенято древними бесермянами у своих соседей – тюрков.

Согласно историческим документам, часть бесермян смешалась с чепецкими татарами.  Чтобы подчеркнуть свое отличие от старожилов и местного населения, они стали называть себя «бусурманами».

Краевед Валерий Сарбеков придерживается более романтичной теории. Он считает, что предки бесермян – хазары. Главный центр культуры бесермян сейчас – Шамардан, а во времена Хазарского каганата столицей был Самардан. Хазарские купцы после разгрома каганата ушли в Булгарию. В настоящее время никаких документов, подтверждающих эту теорию, нет.

Где проживают бесермяне

Бесермяне компактно расселены на территории северо-западной Удмуртии в 41 деревне, 10 из которых можно назвать мононациональными. Кроме этого, немногочисленная группа бесермян проживает в Пермском крае и Кировской области Российской Федерации.

Еще столетие назад численность бесермян в России составляла 10 000 человек, к 2002 году их осталось всего 3100 человек. В советский период отечественные этнографы причисляли бесермян к удмуртам, в 1992 году этносу вернули историческое имя. Перепись населения 2010 года установила, что в России на тот момент жил 2101 бесермянин. По данным переписи 2020 года - 2036.

История бесермян

Упоминание «бесермян» впервые зафиксировали в летописи в XIII-XV веках. Там говорится об их проживании на реке Волга, в нижнем течении Камы. В исторических документах XVII века упоминаются бесермяне, проживающие на реке Чепца. В то время их часто называют чувашами, но позднее за народом окончательно закрепилось современное наименование. 

Историки утверждают, что бесермяне – южные удмурты, поддавшиеся длительному влиянию тюрков. По их мнению, часть южных удмуртов перестала относить себя к удмуртам, выделившись в отдельную этническую группу. Во время нашествия монголо-татар им пришлось мигрировать в бассейн реки Чепца. С тех пор они тесно соседствуют с северными удмуртами, но свое наречие сохранили в полной мере.

В Советском Союзе отдельную национальность бесермян не выделяли и относили их к удмуртам. Так, национальность «удмурт» указывалась в паспортах и других документах бесермян. Несмотря на это, они сохранили свои традиции и культуру в полной мере.

В 1990 году было создано Общество бесермянского народа удмуртской республики. В 1992 году, после распада Советского Союза, национальности вернули ее историческое имя. Президиум Удмуртской Республики принял соответственное постановление.

Язык бесермян

Бесермяне говорят на особом наречии (диалекте) удмуртского языка. Фонетически связь просматривается с южными удмуртами, но морфологически отмечается большая схожесть с северными диалектами.

Большая проблема бесермян, как и других малочисленных народов, – уменьшение количества носителей языка. Бесермянский диалект, существенно отличающийся от литературного удмуртского языка, не преподается в школах, молодежь уезжает из родных краев и забывает родной язык, общаясь на русском. Но, несмотря на трудности, старожилы все равно чтят свой родной язык и надеются, что преподавание в школах спасет его от полного исчезновения.

Религия и обычаи бесермян

Большинство бесермян – приверженцы православия с элементами ислама. Их религиозные принципы и обычаи схожи с удмуртскими. В древности верования были тесно связаны с мифами. Так они верили в божество Инамара, а другие пространства имели своих хозяев:

  • дома властвовал Коркакузё. Новый урожай сопровождался жертвоприношением птицы (предпочтительно гуся), чтобы бог защитил всех птиц и сохранил их приплод;
  • Вукузё – повелитель воды, которому в жертву, на Покров, приносили гусей;
  • Нюлес бабам – лесной хозяин. Особенно опасным он считался в полдень – бесермяне верили, что в это время превращается в вихри и сильные ветры. Для его благосклонности подносили в дар домашних птиц (уток и гусей), а имя Нюлес говорить вслух было запрещено;
  • Межамумы владел полями. Чтобы задобрить его и попросить благосклонности к посевам, в пашне закапывали яйцо, а после сбора урожая на поле приносили барана.

Было много верований, которым следовали бесермяне до недавнего времени. Например, за срубленное в лесу дерево хозяин леса убивал. А хозяину двора Гидкузё в субботу на Покров нужно было приносить барана, чтобы он оберегал двор от бед. Эти обычаи остались в прошлом, и сейчас старожилами соблюдается лишь часть старых традиций.

Основные торжества бесермян схожи с православными. На Пасху было принято красить яйца, считающиеся символом защиты от бед и злых духов.

В Покровскую субботу поминали усопших и собирали урожай. В этот день хозяину двора приносили в жертву животное или птицу.

В вербную субботу встречались для питья браги и других напитков. По окончанию потчевания, все легонько хлестали друг друга ветками вербы.

На праздники бесермяне собираются вместе – угощаются бараниной или бычком, принесенным в жертву. Отмечается, что приносить жертву могли только мужчины, а женщины готовили обед.

Культура бесермян

Бесермяне пронесли свою культуру и традиции сквозь века и чтят их по сей день. Особым достоянием культуры народа считаются песни. Они обладают узнаваемым стилем пения – крезь. Крезь характеризуется особенными мотивами и интонациями. Свои собственные напевы найдутся для любого случая, будь то свадьба, весенний праздник, день рождения, время сбора урожая. Считалось, что благодаря песне все удастся получить благословение духов на успех в делах и счастье для всего племени.

Во время пения каждая женщина поет свою партию, но несмотря на это песня соединяется в единую мелодию.

Кроме песен, были развиты и другие жанры фольклора бесермян:

  • бытовые и семейные песни;
  • сказки;
  • загадки;
  • мифы.

Волынка быз – национальный инструмент бесермян. Она состоит из шкуры и кожи животных и резервуара, оборудованного несколькими (двумя или тремя) трубками. С этой волынкой всегда исполняются мелодии на свадьбах и прочих торжествах.

Еще один инструмент, характерный для бесермян, – чолпан. Для его изготовления бревно очищается от веток и устанавливается на специальные стойки, а из сучьев делаются специальные колотушки. Поэтому второе название этого инструмента – колотушка.

Национальную кухню бесермян тоже можно отнести к культурному наследию. Традиционно рацион народа состоит из хлебобулочных изделий: пироги, ватрушки, вареники, шаньги, супы и каши с галушками. Мясо принято есть только по праздникам, а свинина долгое время была под запретом. Поэтому традиционно мясные блюда готовили из конины и птицы. Запрет свинины отразился на современных предпочтениях: и сейчас редко кто из басермян употребляет ее.

В древности основным занятием народа считалось земледелие. Озимую рожь, лен, ячмень, капусту и брюкву выращивали у себя на огородах и полях. Почти все разводили животных и занимались пчелами. Все бесермяне никогда не бедствовали и были зажиточными, что обусловлено их трудолюбием и упорством.

Материальная культура бесермян до сих пор хранится в четырех музеях, организованных местными жителями.

Жилище бесермян

Жилье бесермян – избы из дерева с двухскатными крышами. Крыльцо у входа делали крытым, чтобы уберечь от дождя и снега, а сени в избах не отапливались. Ворота украшали резьбой, а подоконники резными наличниками. Все предметы обихода (скатерти, занавески, постель) украшались национальным орнаментом, что придавало интерьеру колорит.

Во дворе всегда возводились двухэтажные амбары для хранения утвари. На первом этаже хранились продукты и кухонные принадлежности, а на втором одежда. В летнее время амбар служил спальным местом. Во дворе обустраивались скотный двор и хозяйственные постройки. Большинство деревень исторически располагались на возвышенности, вблизи водоема.

Внешность бесермян

Бесермяне похожи на чепецких татар, но пропорции головы и лица более вытянуты, а нос вогнутый. Волосы у бесермян в основном темные, глаза карие. Внешность напоминает восточную, но в ней преобладают европеоидные черты.

Бесермянские женщины традиционно одевались в рубахи-туники, рукава и грудь которых украшала аппликация. Подол имел красивую широкую оборку. В одежде предпочитали синие, красные и оранжевые цвета. Под туникой носили широкие штаны длиной по щиколотку. На переднике нагрудники были лишь у пожилых женщин, молодые обходились без него. Из верхней одежды предпочитали халат нараспашку. Украшения выбирали из бисера, ярких ракушек, монет.

Девушки обязательно носили шапочку, которая украшалась монетками, ракушками и бисером. Красная ткань использовалась для покрытия головы невесты, а женщины использовали в качестве головного убора белые полотенца.

Национальный костюм бесермянского мужчины очень похож на удмуртский. Для одежды использовались домотканая пестрядь и сукно. Благодаря характерным деталям национальный костюм бесермян мог сказать о возрасте и статусе человека.

Известные бесермяне

Ввиду малочисленности и об известных на весь мир бесермянах пока неизвестно.

Наиболее известная личность среди бесермян, хранительница культурного наследия народа, – Тамара Новоструева. Она – основатель музеев бесермянской культуры, отстаивала сохранение самобытности и узнаваемости этнической группы. Сейчас в Пышкетской коллекции хранится женский национальный костюм ее бабушки. Тамара Новоструева – обычная учительница, но для сохранения культуры своего народа сделала немало.

Каждый коренной житель бережно относится к своей культуре и хранит ее по настоящее время.  

Источники:

  1. https://ru.fennougria.ee/narody/udmurty/bessermanid/
  2. https://realnoevremya.ru/articles/177324-my-besermyane-pervymi-poteryaem-svoy-yazyk
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%B5#%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
  4. https://realnoevremya.ru/articles/179293-antropolog-mark-goloviznin-o-besermyanah
  5. https://udmurt.media/news/kultura-i-turizm/37633/
  6. https://travelask.ru/articles/besermyane-narod-poyuschiy-krez