Башкиры

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 1571879 человека

Основной регион - Республика Башкортостан

Родной язык - башкирский

Владение родным языком - .

Истоки - Башкирия

Содержание:

  1. Происхождение народа башкиры
  2. Место проживания и численность башкир
  3. История народа башкиры
  4. Язык башкир
  5. Религия и обычаи башкир
  6. Культура башкирского народа
  7. Жилище башкир
  8. Внешность башкир
  9. Известные башкиры

Башкиры – тюркоязычный народ, который проживает преимущественно в Республике Башкортостан и соседних регионах.

Происхождение народа башкиры

Башкиры – древний народ и его этногенез продолжает вызывать споры. Например, есть версия о происхождении башкир от древнебашкирских племен, сформировавшихся в I тысячелетии в Приаралье. В IX-X веках они мигрировали на Урал и, возможно, создали нынешнюю нацию, смешавшись с аборигенами.

Правда, некоторые древние авторы писали о племенах башкир задолго до IX-X веков. Причем, согласно контексту, речь шла не о народах Средней Азии, а как раз о бассейне Волги. Так советский историк С. Я. Лурье считал, что протобашкиры упоминались еще в «Истории» Геродота под именем аргипеев. По словам «отца истории», этот народ жил у подножия «высоких гор». А в китайской хронике дома Суй VII века среди 42 телесских племен упоминаются некие «башукили». Обилие источников заставляет археологов и антропологов рассматривать и другие версии происхождения народа. Например, предположить, что ведущую роль в этногенезе играли не пришлые приаральцы, а кто-то из местных, например, мадьярские племена.

По другой версии ведущую роль в этногенезе могли играть ираноязычные племена, расселившиеся по южному Уралу еще в железном веке. Этой теории придерживаются лингвисты, находящие в башкирском языке заимствования из персидского. По мнению М. С. Акимовой, даже название народности восходит к иранскому «бачагург» или к иранскому же «бачгурд». Первое — значит «дитя волка», другое – «потомок богатыря».

Есть и множество других теорий о происхождении этнонима. На разных языках и в разных вариациях это слово могло означать и «главного волка», и «главу Урала», и «пчеловода». Есть также теория, согласно которой название произошло от самоназвания «баш унгар» – «главный унгар». Потом, согласно теории этнографа М. И. Уметбаева, фраза сократилась до «башгур».

Место проживания и численность башкир

Всего в мире живет примерно два миллиона представителей народа. Из них больше 1,5 млн – в России. Согласно переписи населения 2010 года, свою национальность указали 1 172 287 жителей Башкортостана. Это 29,5% населения республики и 2/3 всего башкирского населения страны. Проживают башкиры и в других регионах России.

  1. Челябинской области (162 513);
  2. Оренбургской области (46 696);
  3. Тюменской области (46 405);
  4. Ханты-Мансийском АО (35 428);
  5. Пермском крае (32 730).

По данным переписи 2020 года - 157 1879. Крупные диаспоры есть в Казахстане (17 263), на Украине (4 253), в Туркмении (3 820), Киргизии (1 111) и других странах бывшего СССР.

История народа башкиры

В 1219 году башкиры впервые столкнулись с войсками Чингисхана, отдыхавшего на Иртыше. Монголы 14 лет безуспешно пытались покорить местные племена, после чего предложили им автономию в составе своей империи. Туземцы сохраняли свое родоплеменное самоуправление, но становились военнообязанными. Впоследствии они принимали участие в набегах Батыя на Русь. В XIII—XIV веках Башкортостан находился в составе Золотой Орды. После ее распада эти земли поделили на Казанское, Ногайское и Сибирское ханства.

Присоединение к России шло постепенно. Сначала Иван Грозный уговорил на союз ногайских башкир. Затем распалось Сибирское ханство и на соглашение с Москвой пошли их зауральские братья. Захватив Казань, царь обратился к оставшимся племенам, предлагая добровольно принять его власть. Те снова согласились и снова на правах широкой автономии. Они были обязаны нести военную службу и платить ясак. Русские же обязались не вмешиваться в общинные дела, не притеснять мусульман и сохранять за племенами их земли.

Башкирская конница стала воевать на стороне русской армии. Взамен Иван Грозный честно соблюдал условия договора, за что башкиры прозвали царя «Белым». Во время Смутного времени местные отряды вошли в ополчение Минина и Пожарского.

На бумаге новая династия продолжала соблюдать договор. В 1649 году даже вышло «Соборное Уложение», под страхом конфискации имущества запрещавшее покупать или брать в аренду башкирские земли. Что, впрочем, не мешало русским строить на них остроги и монастыри. Все это привело к ряду башкирских восстаний. Первое началось в 1645 году, а последнее совпало с выступлениями Пугачева. На первых порах башкирская конница вынуждала царей идти на уступки, подтверждая права туземцев на вотчину и исповедание своей религии. После выступлений 1704-1711 годов пришлось даже казнить правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с местных дополнительные налоги. Выступая единым фронтом за свои традиции и права, башкиры сложились как нация, перестав быть просто кучкой разрозненных племен. Однако восстание 1735—1740 годов оказалось неудачным. Часть башкирских земель отдали мещерякам. Погиб каждый четвертый башкир. Последующие выступления также проваливались.

В 1798 году в силу вступил указ о введении на территории Башкирии кантонной системы управления, напоминающей казачью. Башкиры и мишари стали военно-служилым сословием и обязались охранять российские границы. На территориях Екатеринбургского, Шадринского, Троицкого, Челябинского, Пермского и Оренбургского уездов появились специальные военно-административные единицы – кантоны. Меняясь территориями и номерами, они просуществовали до 1865 года, когда Россия присоединила к себе земли в Средней Азии. Тогда Башкирия стала внутренним регионом страны, кантоны упразднили за ненадобностью, а местные жители перешли в гражданское ведомство.  

С большим патриотическим подъемом башкиры встречали начало Первой мировой войны. Общий боевой настрой пошатнулся лишь после Великого отступления. Мобилизация и реквизирование лошадей у крестьян привели к сокращению производства хлеба и вводу продуктовых карточек. В 1916 году упало и промышленное производство, начались забастовки.

После Февральской революции активизировалось башкирское национальное движение. Сначала его участники созвали Всебашкирский курултай и решили создать «демократическую республику на национально-территориальных началах» в составе России. После Октябрьского переворота на третьем курултае была провозглашена территориально-национальная автономия Башкурдистан.

Поначалу республика поддержала белых. Но когда белое движение возглавил А. В. Колчак, выступавший против любых автономий, башкирское правительство начало переговоры с большевиками. В 1919 году Башкурдистан перешел на сторону красных. Было подписано «Соглашение Советской власти с Башкирским правительством об образовании Автономной Башкирской Советской Республики». Правда, уже в следующем году ВЦИК принял постановление «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики». Из-за этого документа республика лишалась политического и экономического суверенитета, гарантированного «Соглашением». Это, а также начавшаяся в регионе продразверстка привели к партизанской войне между красным правительством и группами местных несогласных. Руководители восстания были пойманы и казнены.

На фронты Великой Отечественной войны были мобилизованы более 700 тысяч местных жителей. В самом Башкортостане была развернута сеть военных госпиталей, в Уфу начал ходить санитарный поезд. Помимо этого, в регион эвакуировали более 100 промышленных предприятий (например, Одесский станкостроительный завод имени В. И. Ленина перевезли в Стерлитамак), несколько образовательных учреждений (две Академии Вооружённых сил) и даже Исполком Коммунистического Интернационала.

Во время перестройки снова активизировалось национальное движение. 11 октября 1990 года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете. В 1992 году субъект Федерации получил свое нынешнее название.

Язык башкир

Башкирский язык является государственным языком Республики Башкортостан. Такое его положение закреплено местной Конституцией 1993 года.

Как таковой башкирский язык начал развиваться и активно изучаться в XIX веке. До этого – с XII до самого XX века – местные жители говорили на урало-поволжской версии языка тюрков. Сначала для записи использовали древнетюркские руны. После принятия ислама в X веке местный язык переложили на арабскую письменность. Начала формироваться его литературная норма.

В XIX веке получил распространение башкирский разговорный язык. Появляются первые попытки дать ему кириллический алфавит. Над этим в разное время работали Н. И. Ильминский, В. В. Катаринский, А. Г. Бессонов и М. А. Кулаев. Но их алфавиты и буквари так и не получили широкого распространения. Да и когда советские власти взялись за этот вопрос, первый башкирский алфавит стал вовсе не кириллическим.

При разработке литературного языка возник вопрос, какой из диалектов взять за основу. Сначала выбрали куваканский, как наиболее далекий от татарского. 18 февраля 1923 года была создана Центральная комиссия по реализации башкирского языка, а уже в декабре у него появился свой алфавит, основанный на арабской письменности. Правда, глава комиссии был сторонником использования юрматынского диалекта. Все закончилось решением объединить оба диалекта в литературный башкирский. Например, позаимствовать у куваканского формы будущего времени, а у юрматынского – словообразующие аффиксы.

Арабский алфавит работал до 1930 года. Но еще в середине 20-х началась работа над латинским вариантом. В 1927 году Всесоюзный комитет нового тюркского алфавита утвердил общую азбуку для всего тюркоязычного населения СССР – яналиф. Все 30-е Башкирский НИИ языка и литературы вносил в него изменения, подгоняя под свой язык.

Но уже в 1938 году бюро Башкирского обкома ВКП(б) задумалось над созданием кириллического алфавита. На следующий год такой алфавит был утвержден, а еще через год – введен во всеобщее употребление.

После распада СССР республиканские власти начали активно продвигать национальный язык. С 2000 года началось оформление вывесок, названий улиц и дорожных знаков на втором государственном. В 1993 году Министерство образования республики выпустило приказ о преподавании башкирского в школах. Учебные заведения должны были уделять ему от 1 до 8 часов в неделю. Приказ не понравился жителям Башкортостана, и исполняли его лишь факультативно. В 2006-2007 годах количество обязательных часов сократилось до 3 в неделю, но количество преподающих его школ с 1993 года выросло.

Религия и обычаи башкир

Конституция Башкортостана запрещает устанавливать какую-либо религию в качестве государственной. Но большая часть жителей республики исповедует ислам суннитского толка.

Эта религия пришла на территории южного Урала еще в X веке из Средней Азии и Волжской Булгарии. Окончательно она утвердилась при Узбек-хане, став государственной в Золотой Орде. Во время его правления в Башкирии активно велась миссионерская деятельность.

Как мы помним, одним из условий договора Ивана Грозного с местными племенами была свобода вероисповедания, хотя договор достаточно скоро стал пустой формальностью. Центральная власть стремилась контролировать процессы в духовной жизни местного населения, и ислам стал ассоциироваться с противодействием российскому вмешательству. Главным святилищем Башкирии была Азиевская мечеть, которая во время восстаний стала центром сопротивления. В 1736 году храм снесли отряды во главе с И. К. Кирилловым.

Чуть позже Уфа стала центром всего российского мусульманства. Этому способствовало ее географическое положение на стыке Европы и Азии. В 1782 году здесь был учрежден муфтиат, на базе которого позже появилось Оренбургско-Уфимское магометанское духовное управление.

В 1918 году большевики разогнали все мусульманские организации, какие остались от прежнего российского правительства, и какие успело создать правительство Башкурдистана. Начался процесс атеизации населения. Но в 90-х популярность ислама вновь начала расти, стали открываться мечети, начала издаваться религиозная литература.

В настоящее время в Уфе действуют духовные управления мусульман Башкортостана и всей России. К 2002 году в регионе действовали 609 мусульманских общин: 334 в подчинении башкирского ДУМ, 271 в подчинении российского, 4 в подчинении московского Духовного управления мусульман «Ассоциации мечетей». Мусульманам принадлежат 464 культовые здания в республике. С 1991 года действуют уфимский Исламский институт имени Р. Фахретдинова.

Культура башкирского народа

Основное занятие древних башкир – кочевое скотоводство, которое иногда сочеталось с остальными типами ведения хозяйства. Такой стиль жизни оказал влияние на все виды материальной культуры местных племен. В частности, на популярные виды ремесел – вышивку, обработку кожи, создание ковров, выделку войлока. При этом башкиры были известны как первоклассные кузнецы. Из серебра они создавали ювелирные украшения, а из олова – пули и дроби. После башкирских восстаний местным жителям запретили заниматься кузнечным делом. Любопытно, что именно башкирский промышленник – Исмагил Тасимов – предложил создать в Санкт-Петербурге горное училище (сейчас – горный университет).

Кочевой образ жизни оставил отпечаток и на национальной кухне. Главными ее особенностями являются обилие мясных и долго портящихся продуктов. Поэтому в рационе башкир было много сухофруктов, сухих ягод, колбас и вяленого мяса. Легендарной стала любовь башкир к конскому салу. Его ели вместе с кисломолочным бульоном, чтобы избежать проблем с кишечником. Это, кстати, еще одна особенность башкирской кухни, – подавать молочные продукты вместе с мясом. Из молока же делали алкогольный напиток – кумыс. Его приготовление тоже связано с полукочевым образом жизни. Кобылье молоко привязывали к конскому седлу, где оно висело всю дорогу, пока не начинало бродить.

Одежда башкир зависела от возраста и региона. Шили ее из овчины и домотканых (иногда – покупных) тканей. И женщины, и мужчины носили штаны с широким шагом. Костюм башкирок отличается яркостью. Например, халат «елән», украшенный аппликациями и монетами, или безрукавные камзулы с яркой вышивкой. Костюм башкир состоял из казакинов, полукафтана и чекменей. Обязательным атрибутом мужской одежды был пояс, на который вешали нож и большую кожаную сумку.

Жилище башкир

Полукочевой образ жизни накладывал отпечаток и на быт башкир. В частности, нужно было иметь как постоянное – зимнее – жилье, так и кочевое – для летних стоянок. Роль второго выполняли юрты, которые строили из шерсти, дерева и кожи. Вход в жилище находился с южной стороны. В центре – очаг, дым от которого выходил в отверстие наверху. Вместо мебели – коврики и подушки для сидения. Занавеска (шаршау) отделяла большую мужскую часть – левую от женской. В первой было принято принимать гостей, здесь хранились охотничьи принадлежности, оружие, седла, праздничные костюмы. Вторая половина играла роль спальни и кухни.

Постоянные жилища строились на основе каркаса, который забивали землей, деревом, глиной или соломой. Фундамент клали из камней и бревен. Пол, чаще всего, был дощатым. Отапливали дом с помощью каминной печи чувал. В XIX веке получили распространение каменные и кирпичные дома. Их фасады украшали декоративными наличниками, разрисованными ромбами и кругами.

Внешность башкир

Башкир условно делят на два типа, отличающихся друг от друга внешностью. Наиболее распространенный – так называемый монгольский тип. Отличается средним ростом, большой головой, плоским лицом, выдающимся подбородком, широким прямым носом. Второй – лесной тип - придает своим обладателям схожесть с жителями Кавказа. Они высокие, длиннолицые и горбоносые.

Известные башкиры

Самым известным башкиром является национальный герой и талантливый писатель Салават Юлаев. В честь него названы улицы во многих городах России, Беларуси и Украины, футбольный клуб и ледовый дворец в Уфе, установлено множество памятников, о его жизни снят фильм и поставлена опера, а сам он изображен на гербе Республики Башкортостан.

Салават родился в 1754 году. Его отец – Юлай Азналин – верой и правдой служил России, участвовал в походах на Польшу под командованием Суворова, бился с дорожными калмыцкими разбойниками. За боевые заслуги ему пожаловали земли в Оренбургской губернии.

В 1773 году на эти же земли стал претендовать купец Я. Б. Твердышев. Они нужны были ему для строительства Симского завода. Это вызвало возмущение местных жителей. Но Юлай так и не смог добиться справедливости в суде. Государство, за которое он так сражался, осталось на стороне промышленника.

Источник:

  1. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm;
  2. http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24590;
  3. http://www.unesco.org/languages-atlas/en/atlasmap/language-id-334.html;
  4. https://travelask.ru/articles/bashkiry-slavnyy-i-mudryy-narod;
  5. https://geographyofrussia.com/vneshnij-vid-bashkir/.