Алтайцы

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 78125 человек

Основной регион - Алтайский край

Родной язык - Южно- и северноалтайский

Истоки - Алтай

Содержание:

  1. Происхождение народа алтайцы
  2. Место проживания и численность народа алтайцы
  3. История народа алтайцы
  4. Язык народа алтайцы
  5. Религия и обычаи народа алтайцы
  6. Культура народа народа алтайцы
  7. Жилище народа алтайцы
  8. Внешность народа алтайцы

Алтайцы – тюркский народ. Проживает в Сибири, преимущественно в Алтайском крае и Республике Алтай. Небольшая диаспора живет в Казахстане.

Происхождение народа алтайцы

Название народа, как несложно догадаться, происходит от слова «Алтай». Теорий его происхождения много. Возможно, изначально это было монгольское название, означавшие «золотая гора». А может, оно происходит от тюркского «алатау», что значит «пестрые горы». То есть горы, где рядом находятся цветущие луга, черные каменистые россыпи и снежные шапки.

Федеральный закон «О возрождении малочисленных народов» выделяет пять отдельных народов, которых некоторые считают субэтносами алтайцев. В переписи населения 2002 года они участвовали по отдельности.

В записях исследователей, пытавшихся систематизировать племена алтайцев, можно с непривычки запутаться. Но в основном их делят на две большие группы – северную и южную (некоторые ученые называют последнюю «собственно алтайской»). К первым относят кумандинцев (среднее течение р. Бии), челканцев (бассейн р. Лебедь) и тубаларов (левобережье р. Бии и северо-западное побережье Телецкого озера), ко вторым – телеутов (Кемеровская область) и теленгитов (Телецкое озеро). Именно с ними и возникает путаница: часть исследователей считает их отдельными народами, часть – субэтносами алтайцев.

Сами себя местные жители стали так называть лишь примерно к середине XIX века. Причиной консолидации, во-первых, послужили административные реформы в России и унификация системы управления тюркскими народами на этой территории. К тому же в состав империи окончательно вошли территории теленгитов. Ранее этих людей называли двоеданцами, – они находились в подчинении как России, так и Китая. После решения территориальных споров между державами жители этих земель смогли объединиться с прочими жителями российского Алтая.

Место проживания и численность народа алтайцы

Организаторы переписи 2010 года тоже учли разнородность местного населения. Официально к общему этнониму не стали причислять кумандинцев и телеутов. Таким образом, собственно алтайцами по национальности себя назвали 74 238 россиян. Вместе с исключенными народами их было бы 79 773. По данным Переписи 2020 года - 78 125.

Больше всего представителей алтайцев проживало в Республике Алтай (68 814 без учета кумандинцев и телеутов) и в Алтайском крае (1 763). Далее следует Кемеровская область, но это, по большей части, как раз телеуты.

Алтайские диаспоры есть на всем постсоветском пространстве. Больше всего – в Казахстане (221 человек), Узбекистане (191 по данным на 1989 год) и Киргизии (116 по данным на 1989 год).

История народа алтайцы

На развитие народа серьезно повлияло его проживание в самом сердце Азии, где в разное время сходились геополитические интересы многих держав. До вхождения в состав России местные жители успели побывать в подданстве гуннов, жужаней, тюрков, уйгуров, киргизов и киданей. С XIII века Алтай вошел в состав монгольского государства, а позже стал частью Белой Орды. С начала XVII века и до самого вхождения в состав Российской империи жители Алтая находились в подданстве Джунгарского ханства.

К этому времени регион уже вошел в сферу геополитических интересов России. Русские начинают заселять Западную Сибирь после разгрома Сибирского ханства в конце XVI и в начале XVII вв. Опорными пунктами для исследования Алтая становятся Томский и Кузнецкий остроги, заложенные казаками в 1604 и 1618 годах. В 1633 году отряд под командованием Федора Пущина попытался основать поселение в месте слияния рек Катунь и Бия, но встретил ожесточенное сопротивление местных телеутов и был вынужден отступить. Тем не менее, некоторые алтайские племена приняли российское подданство уже в XVII веке. В том числе – часть телеутов, проживавших в бассейне реки Иня. Телеуты же стали связующими между российской администрацией и джунгарским ханом. Благодаря членам этого племени государствам удалось договориться о четких границах в регионе.

По российскую сторону начала развиваться металлургия, первопроходцем в которой был уральский заводчик Акинфий Демидов. 21 сентября 1729 года заработал его первый завод – Колывано-Воскресенский. Постепенно развилась так называемая феодальная горная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян. 1 мая 1747 года, когда стало известно, что местные горы богаты серебром, Алтай перешел в собственность императорской семьи. Руководство всеми предприятиями отошло Царскому кабинету.

Помимо металлургии, развивалась и торговля между местными жителями и русскими поселенцами. В сентябре 1750 года туземцы попросили открыть им для торговли доступ в Бикатунскую крепость или в любое другое место, которое находилось бы ближе к их поселениям, чем Семипалатинск. На ярмарках в русских поселениях местные жители предлагали пушнину, скот, маральи шкуры и войлок, которые меняли на промышленные товары.

Тем временем над Джунагрией начали сгущаться тучи. После смерти хана Галдан Череня началась междоусобная война. Она закончилась ослаблением государства и его неспособностью ответить более сильному сопернику – Цинской империи. Спасаясь от китайских войск, алтайские зайсаны в 1755 году попросили сибирское пограничное начальство ходатайствовать перед императрицей Елизаветой о принятии местных народов в свое подданство. Петербург не высказывал несогласия, но и не торопился с решением, боясь навлечь китайские орды и на свои остроги. В 1756 году зайсаны попросили поторопиться с решением, намекая, что в противном случае им придется обратиться за покровительством к другим центрально-азиатским ханствам. Это действительно заставило императрицу ускорить принятие решения. России не нужны были соперники в регионе, которые чуть позже предъявили бы права на Алтай. Указ Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года разрешил алтайцам перейти в российское подданство. К ноябрю у российских границ скопилось уже 13 тысяч кибиток. Часть их в 1757 году решила переехать в Поволжье. 28 июля из Бийска вышел караван из 2 277 переселенцев, который добрался до Семипалатинска уже в количестве 3 179 человек. Многие из них осели в Красноярском уезде и Кузнецком округе.

Не все алтайцы приняли российское подданство. Теленгиты, чьи земли находились слишком далеко от русских крепостей, остались двоеданцами и были вынуждены платить ясак как российской, так и китайской администрациям. С другими алтайскими племенами они воссоединились лишь в 1865 году, когда России и Китаю удалось уладить территориальные споры.

Всем остальным после вхождения в состав России была определена полоса в 110 000 квадратных верст в составе Алтайского (Колывано-Воскресенского) горного округа. Эту территорию называли «калмыцкими стойбищами». Их обитателей заставляли платить ясак, но разрешали жить по устоявшимся веками законам и традициям под управлением родовой знати – зайсанов и демичи. Принятый в 1822 году «Устав об управлении инородцев» М.М. Сперанского передавал последним всю полноту административной и судебной власти, кроме расследований серьезных преступлений, которыми занималась полиция. При этом зайсаны и демичи почти никогда не принимали единоличных решений. Важные вопросы решали на сходах – сугланах. В зависимости от важности вопроса и количества вовлеченных дючин, на сугланы могли съезжаться до 200 человек.

Немного изменили ситуацию административные реформы второй половины XIX века. С 1880 года должности зайсана и демичи стали выборными – на срок до трех лет. Теперь официально первых называли родовыми старостами, а вторых – их помощниками. В реальности это мало что изменило: через три года после указа зайсанов снова начали выбирать на пожизненно. Чаще всего это были либо сыновья бывших зайсанов, либо другие их родственники по мужской линии. В это же время российские власти выделяют из пяти дючин еще две. И к их руководству родовая алтайская знать относится уже снисходительно. Ведь это не родовитые (укту) зайсаны. В то же время новые правила дали больше власти российской администрации. Теперь алтайскую знать могли назначать не только сами алтайцы, но и томская губернская и бийская окружная администрации. И не только назначать, но и досрочно снимать с должности.

Кочевые дючины продержались до начала XX века. В 1912 году их упразднили. Вместо них губернское управление ввело территориальные волости с сельскими обществами общекрестьянского образца.

Тем временем на Алтае уже сложились тесные взаимоотношения между местными жителями и первыми русскими капиталистами. Купцы ездили в эти места еще с конца XVIII века, но редко. Путешествие на окраину империи сопровождалось множеством опасностей, а русские торговцы плохо представляли себе, как вести дела с аборигенами. Например, В. Радлов, рассказывая о своем путешествии по Алтаю, упоминает некоего купца, который приехал торговать в эти места и по незнанию нарушил вековой обычай – не преподнес дар зайсану. В итоге, когда иноземца ограбили, никто за него не заступился. Правда, когда купцы поехали на Алтай уже со знанием дела, заступничество зайсанов тоже мало помогало. Приходилось кооперироваться и нанимать охрану.

Справедливости ради, честными русских торговцев тоже назвать было нельзя. Алтайцы кочевали по территориям, богатым самыми разными ресурсами. Но из-за торговой неопытности готовы были обменять свои товары на красивые безделушки, вроде дешевых стеклянных бус. Некоторые торговцы, пользуясь этим, выменивали различный хлам на пушнину, ремесленные изделия и пр. У себя на родине купец, разумеется, реализовывал полученные товары по гораздо более высокой цене. Например, если пуд орехов покупался у туземцев за 50-60 копеек, то в центральной России он уже продавался за 1 рубль и 20-50 копеек. Занимались приезжие и ростовщичеством, таким же нечестным. Известен случай, когда за долг в размере 28 копеек двоеданца заставили отдать 81 быка.

Тактику купцов перенимали и местные предприниматели, начавшие активно появляться во второй половине XIX века. Это было новое сословие, которое начало играть на местах такую же важную роль, как родовая знать, - баи. Известно, что один из таких - Аргымай Кульджин – содержал у себя целый штат воров для борьбы с конкурентами.

Во время Гражданской войны и территория Алтайского края (Алтайская губерния с центром в Барнауле), и территория Республики Алтай (Бийский уезд Томской губернии) несколько раз переходили от красных к белым. Официально коммунисты получили власть над регионом в 1919 году. Тем не менее, по мнению некоторых историков, более точная дата окончания военных действий на Алтае – 1922 год. Красные до этого момента контролировали только крупные города, в сельской же местности орудовали алтайские «банды» во главе с А.П. Кайгородовым.

Интересно, что выступления алтайцев подавлялись не так жестко, как бунты русских крестьян. Советской власти нужна была поддержка национальных меньшинств бывшей империи. Поэтому при подавлении местных выступлений упор делали на пропаганду, «сугубо осторожную карательную политику». Закончилось тем, что местные крестьяне даже начали помогать советской власти отлавливать «бандитов».

В сентябре 1922 года – опять же, в духе национальной политики ранних советских властей – завершился процесс создания Ойротской автономной области с центром в селе Улала. Через 6 лет село дорастет до статуса города, а в 1948 году получит современное название – Горно-Алтайск. Соответствующее название получит и сама область. Алтайский край с центром в Барнауле был образован в 1937 году, до этого его территория входила в Сибирский край.

В это время до Алтая, как и до всей остальной России, докатился большой террор. Историки отмечают его особую ожесточенность в Сибирском крае по сравнению с другими регионами. Стоит, кстати, отметить, что часто репрессиями руководили именно сибирские власти, а не алтайские. С 1937 года наметилась тенденция на вынесение приговоров по национальному признаку. Под раздачу попадали немцы, поляки, украинцы и, разумеется, алтайцы. В газете «Красная Ойротия» писали о действующих в регионе «контрреволюционных» группировках, ущемлявших права русских в угоду алтайцам (при этом газета призывала брать на важнейшие должности в регионе больше алтайцев). Большую часть задержанных отправляли в лагеря на 5-6 лет. С немощными стариками предпочитали не связываться и просто устраняли. Только в июле 1937 года в АО были репрессированы более 3 000 человек – больше, чем за предыдущие 2,5 года.

Тем временем в преимущественно сельскохозяйственном Алтайском крае начала развиваться промышленность. Наибольший пик ее развития пришелся на период Великой Отечественной войны. Край принял более 100 эвакуированных из западной части СССР предприятий. К 60-м годам Алтай выпускал более 80 % всех советских тракторных плугов и свыше 30% грузовых вагонов.

Тем не менее, несмотря на преимущественно аграрную экономику, край страдал от дефицита зерна. Идея освоения плодородных целинных земель впервые пришла в голову председателю местного крайисполкома Н. И. Беляеву. Впоследствии сам Н. С. Хрущев признавался, что идею почерпнул у алтайского главы, получив от него заявление в 1953 году. Беляеву же было поручено работать над освоением целины в своем регионе. За 7 лет в Алтайском крае было поднято 2 789,2 гектаров. Правда, уже к началу 60-х показатели добычи зерна упали на 36%. Виной тому эрозия, эпидемия сорняков и неграмотное управление земельными работами, в результате которых вместе с целиной стали осваиваться неплодородные почвы.

В 1990 году Республика Алтай получает суверенитет и звание автономной республики. В 1991 году – республики в составе Российской Федерации. В 1997 году республика принимает собственные конституцию, флаг и герб. Алтайский становится вторым официальным языком.

Язык народа алтайцы

Алтайский язык, как и сами его носители, не однороден. К нему относят минимум два языка – соответственно, северный и южный. Последний чаще всего и называют, собственно, алтайским. По данным переписи населения 2010 года, языком владеют 55 720 россиян. Причем не известно, каким именно из алтайских. Согласно переписи 2002 года, северным владело примерно 10 000 человек, южным – примерно 55 500.

Сложности добавляет то, что оба языка делятся на различные наречия, которые некоторые исследователи считают самостоятельными языками. Так к северо-алтайскому языку относят челканский и кумандинский языки. К южно-алтайскому – тубаларский, телеутский, теленгитский и собственно алтайский.

Наибольшая распространенность привела к тому, что и кириллическая письменность изначально была только у южного языка. Составлять алтайский алфавит начали в 1840-м году участники местной православной миссии. Правда, с тех пор азбука претерпела множество изменений, неоднократно теряя или приобретая буквы. В послереволюционные годы местная интеллигенция даже подумывала перейти на монгольскую письменность. В 1931 году алтайский (тогда – ойротский) язык перешел на латинский алфавит. Но в 1944 году языку дали кириллический, которым носители пользуются до сих пор.

После распада СССР свои алфавиты появились и у некоторых субэтносов:

  • кумандинский – первые попытки предпринимались еще в 30-е годы. В 1990 году вышел русско-кумандинский разговорник,
  • телеутский – в том же 1990 году появился в газете «Алтайдыҥ чолмоны». До 2000-х было опубликовано еще несколько вариантов с добавлением некоторых букв;
  • тубаларский – первый алфавит на наречии был разработан уже в начале 2000-х. Первый разговорник опубликован лишь в 2019 году;
  • челканский – в 2008 году вышла первая книга на этом наречии – словарь.

Религия и обычаи народа алтайцы

Традиционная религия алтайцев – тенгрианство. Согласно поверьям жителей древнего Алтая, миром правят два божества – добрый демиург Ульгень и злой правитель царства мертвых Эрлик. Им молились и приносили в жертву коней. Мясо животного съедали сами молящиеся, а шкуру растягивали на шестах на месте жертвоприношения. Помимо Эрлика и Ульгеня, представители народа поклонялись силам природы – хозяевам деревьев, гор, вод, а также покровителю всего региона – Хану Алтаю. Его изображали как седым стариком, так и красивой девушкой. Помимо кровавых жертвоприношений, духи требовали развлекать их песнями и сказками. Поэтому на охоту часто брали сказителя – личность такую же загадочную, как и шаман. Ведь и тот, и другой обеспечивали связь между миром духов и миром людей.

Были и злые духи-суккубы - алмысы и шулмусы. Они соблазняли охотников в облике красивых женщин, отнимая у них силу и удачу. Впрочем, рассекретив духа, мужчина мог застрелить его. Соблазняли злые духи и женщин, чтобы свести с ума.

Помимо этих духов, шаманы держали связь с духами предков – тёсами. Их также пытались задобрить и подкормить. Помимо этого, шаманы умели летать, предсказывать будущее, превращаться в животных и неживые предметы, а главное – проникать в царство Эрлика, чтобы вернуть оттуда душу больного человека.

Православие пришло в эти земли с первыми русскими поселенцами. В 1824 году в Бийске была открыта Алтайская православная миссия, с которой тесно связано дальнейшее историческое и культурное развитие региона. Православные священники занимались не только миссионерской, но и просветительской работой: пытались создать алтайский алфавит, печатали на нем книги, строили школы и больницы. Им удалось переманить в свою веру многих местных жителей, которые стали отмечать Крещение, Пасху и Троицу. Но до конца побороть древние верования все равно не получилось. В 1919 году миссия прекратила свою деятельность, чтобы в 1992 году снова открыться.

До этого, в начале XX века, из-за давления православных миссионеров и под влиянием буддизма появилась новая, чисто алтайская «белая» религия – бурханизм. Ее происхождение все еще вызывает споры у историков. По мнению некоторых из них, она представляет собой смесь тибетского буддизма и местного тенгрианства. Рост ее популярности был связан с ростом алтайского национализма, интереса к истории Ойротского ханства и слухами о том, что на территории бывшей Джунгарии вот-вот появится реинкарнация последнего правителя древней державы – Амурсаны. Бурханизм пользуется популярностью до сих пор. По данным Института Алтаистики за 2008 год, «белой» веры придерживалось 81% этнических алтайцев. Среди верующих было также 10,7% православных, 5,3% шаманистов и 2,2% буддистов.

Культура народа алтайцы

Культура и традиционные занятия алтайцев сильно отличались в зависимости от места проживания. Жители Южного Алтая занимались скотоводством в горных долинах, жители севера – охотой в тайге. И те, и другие активно занимались сельским хозяйством.

Различались у алтайцев и костюмы. Южные мужчины носили длинные рубахи с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны. Сверху надевали овчинную шубу и подпоясывались куском ткани. Летом иногда вместо шубы носили цветной матерчатый халат. Женщины поверх шубы одевали безрукавку-чегедек, отороченную позументом. На ногах носили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове – мягкую шапку из цветной ткани.

Если южане шили одежду из кожи или покупных тканей, то северяне были хорошими ткачами и делали ткани сами из конопляных и крапивных ниток. Из них они создавали длинные рубахи и штаны, сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Женщины повязывали голову платками. С проникновением в Западную Сибирь русских крестьян местные начали перенимать предметы их одежды.

Жилище народа алтайцы

У русских же к началу XX века стали перенимать избы. До этого алтайцы жили небольшими поселками, состоящими из жилищ, соответствовавших конкретным природным условиям. У южан это чаще всего была войлочно-решетчатая юрта, у северян – деревянный дом айлу.

Внешность народа алтайцы

Как мы уже не раз говорили, алтайцы не являются, грубо говоря, единым народом. Но все национальные группы, которых объединяют под этим названием, относятся к монголоидной группе и обладают несколькими общими чертами. Эти люди невысокие, но стройные, со смуглой кожей, плоским лицом, жесткими черными волосами, выдающимися скулами и пухлыми губами.

Известные алтайцы

Михаил Васильевич Чевалков – основоположник литературы на алтайском языке. Родился недалеко от Бийска в 1817 году. Позже с родителями переехал в Улалу, где учился в православной миссии на переводчика. Стал первым алтайцем-служителем РПЦ. Поэтому большую часть его переводов занимали молитвы. В то же время он переводил на алтайский басни Крылова, а с алтайского – местные сказки и песни.

Григорий Иванович Гуркин – выдающийся алтайский художник-самоучка, известный под псевдонимом Чорос-Гуркин (чоросы – один из родов телеутов). Самобытный пейзажист, открывший России природные красоты Алтая. Учился рисовать у самого Ивана Ивановича Шишкина. Принимал активное участие в политической жизни Алтая, продвигал бурханизм. В Гражданской войне даже ненадолго стал главой алтайского государственного образования - Каракорум-Алтайской окружной управы, за что был арестован красными властями. Выйдя из тюрьмы под залог, бежал в Монголию, но вскоре вернулся по приглашению все тех же красных властей. Работы Чороса-Гуркина встречали овациями, их высоко оценил Луначарский. Что не помешало коммунистам расстрелять алтайского художника в 1937 году –якобы за шпионаж в пользу Японии. Был посмертно реабилитирован в 1956 году.

Источники:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-obrazovaniya-altayskogo-etnosa/viewer;
  2. http://irkipedia.ru/content/altaycy_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009;
  3. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32285943;
  4. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612-tom10.htm;
  5. https://www.altairegion22.ru/territory/history/;
  6. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27281311;
  7. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26372382;
  8. https://cyberleninka.ru/article/n/vydayuscheesya-sobytie-v-istorii-altayskogo-naroda-1;
  9. https://www.altai-republic.ru/about-the-region/history/;
  10. https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_3-1_40.pdf;
  11. https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-voyna-na-altae-problema-issledovaniya;
  12. http://ded-altai.ru/history/altajjskijj_jazyk;
  13. https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4.html;
  14. https://travelask.ru/articles/altaytsy-lyudi-veryaschie-v-duhov-prirody.