Абазины

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 41793 человек

Основной регион - Карачаево-Черкесская Республика

Родной язык - абазинский

Владение родным языком - .

Истоки - Кавказ

Содержание:

  1. Численность и место проживания абазинов
  2. Абазины - история народа
  3. История народа
  4. Языковые особенности абазинов
  5. Религия и обычаи абазинов
  6. Культура народа абазинов
  7. Традиционное жилище абазинов
  8. Особенности внешности абазинов

АБАЗИНЫ, абаза (самоназвание), народ в России, древнейшие жители Северного Кавказа. Поселились в этом регионе более 5000 назад.

Прародители абазин – племя абазгов, которое в начале нашей эры вместе с племенами зикхов и аланов освоило причерноморские территории. По одной из версий, «абазины» переводится как «люди воды», но этому нет убедительных доказательств.

Существуют и другие варианты наименования этого народа:

  • абадзе;
  • абадзуа;
  • джигеты;
  • садзами;
  • джиками;
  • обаза.

Иногда абазин причисляют к абхазам, адыгам и черкесам, но это неправильно.

Численность и место проживания абазинов

Родина первого поселения абазин – нынешняя Абхазия. Но из-за нехватки земель для сельскохозяйственных нужд абадзе вынуждены были мигрировать и со временем переселились в черкесские регионы.

По переписи 2010 года в России не менее 43000 абазин, а по данным переписи населения 2020 года - 41 793.  Большинство представителей этой национальности проживают в Карачаево-Черкесии, где насчитывается 13 абазинских аулов. При этом из 37000 абазин Карачаево-Черкесии более 10000 живут в Черкесске.

В Ставропольском крае насчитывается более 3500 абазин,  в Москве - более 300, в Нальчике - более 250.

Массовые миграционные потоки абазин были вызваны Кавказской войной. Именно тогда многие абазины переселились в Иорданию, Ливию, Турцию, Израиль, Сирию и Египет. В итоге сегодня в разных странах мира абазинами себя считают более 24000 человек, которые пронесли через века и границы свои древние обычаи.

Абазины - история народа

Абазины являются выходцами из протоабхазских племён, которые изначально заселяли современные Абхазию, Грузию, а также территории от Туапсе до Сухуми. После развала Ашуйского государства они начали создавать отдельные княжества.

Первые упоминания о племени абадзе датируются II в. н.э., когда образовалась Абазгия. В VII веке было создано Абазгское царство, более известное, как «Абхазское», которое состояло из абазов и абхазов. Причём в некоторые периоды его существования абазов там насчитывалось намного больше, чем абхазов.

Как уже было сказано, из-за нехватки земли абазы начали эмигрировать оттуда на северные склоны Кавказского хребта – в более благоприятные для занятий сельским хозяйством местности.

В XVI веке абазы начали налаживать отношения с Россией. Согласно русским летописям, среди знатных черкесов, которые в 1552 году приехали в Москву договариваться с Иваном Грозным о союзе против крымского хана, был абазинский князь Иван Езбозлуков.

Тем не менее, абадзе ещё долго находились под властью Турции, хотя по свидетельству современников, никому не повиновались и признавали только грубую силу, когда вынуждены были терпеть лишения от набегов со стороны воинственных соседей.

Языковые особенности абазинов

Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе северокавказской семьи. Он делится на два диалекта: тапантский и ашхарский.

Некоторые учёные считают, что предки абазов создали ашуйскую письменность, которая повлияла на финикийское письмо, а следовательно, и на создание латинского алфавита.

Однако собственная письменность появилась у абазин только во второй половине XIX века и была основана на арабской графике. В 1932 году её перевели на латиницу, а в 1938 году – на кириллицу.

Религия и обычаи абазинов

В древности абазины обожествляли силы природы. Они верили в духов-покровителей, с трепетом относились к священным деревьям и скалам. Во главе пантеона древних абазин стояло божество по имени Анчва. Помимо него вокруг было полно духов, которые могли как навредить человеку, так и помочь.

Абазы поклонялись покровителям дождя, воды, зверей, скота, пчел, лесов, ремесла.

Если человек сходил с ума, то абазины винили во всём шайтанов. А если умирал младенец, то считалось, что это происки ведьмы.

Считается, что в первом веке нашей эры абазгам, зикхам и аланам христианское учение принёс сам апостол Андрей, который, по преданию, проповедовал среди горских народов.

В 1762 году французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель утверждал, что «религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее, народ признаёт себя благочестивыми христианами».

Однако позже абазины поддались влиянию своих мусульманских соседей и сегодня исповедуют ислам суннитского толка.

Культура народа абазины

Абазы издревле занимались земледелием, скотоводством, разведением пчел и садоводством. Они выращивали птиц, лошадей, овец, сажали кукурузу, ячмень. Возле их домов были сады и огороды.

В женские обязанности входили выделка кожи, занятия вышивкой и ткачеством. Мужчины славились как искусные ювелиры, столяры и оружейники.

Традиционный уклад жизни у абазин был строго патриархальный. В старину все свадьбы осуществлялись по договоренности. Нередко абазины просватывали своих детей, даже не дождавшись, когда те научатся ходить. Иногда невест воровали, но случалось это редко.

После женитьбы молодые были обязаны:

  • не видеться с родителями год;
  • никогда не называть друг друга по именам, говорить друг о друге только местоимениями или употреблять для этого прозвища;
  • не оставаться наедине друг с другом днём.

Невестка могла заговорить со свекровью только по истечении определённого времени после свадьбы, ей запрещено было смотреть свёкрам в глаза, находиться с ними наедине, есть при них и садиться в их присутствии.

Отец не имел права прилюдно проявлять к своим детям родительские чувства.

Богатые абазины при желании отдавали детей на воспитание в другие семьи или соседние селения, чтобы улучшить отношения между семьями и сельскими общинами. Бывали случаи, когда ребенка оставляли у чужих людей до совершеннолетия.

Современные абазины практически не придерживаются старинных обычаев. Например, запрет на общение со свёкрами у них сохранился только в сельской местности. В большинстве семей невестке больше не возбраняется разговаривать со свёкром и обедать с ним за одним столом. Супруги более свободно общаются, чаще называют друг друга по именам и совместно решают семейные вопросы. Замужним женщинам разрешается не покрывать голову платком в кругу родных.

Традиционное жилище абазинов

До XIX века абазины жили в многокомнатных или однокомнатных каменных помещениях, а также в круглых плетеных жилищах. В центре главной комнаты был очаг, хозяйская постель и обеденный угол.

Чуть позже абазины начали строить деревянные дома. Посередине усадьбы они ставили хозяйский дом, а неподалёку от него – гостевой. Ведь традиции обязывали их проявлять гостеприимство и оказывать путникам приют. Хозяин угощал гостей лучшей едой и отвечал за их жизнь.

Особенности внешности абазинов

Абазины принадлежат к кавкасионскому и понтийскому антропологическим типам.

У них стройное подтянутое тело, средний рост, узкое лицо, высоко расположенная переносица, нос с горбинкой, чёрные волосы, зауженные глаза.

В старину абазины считали важнейшем признаком женской красоты тонкую талию. Стараясь соответствовать этому эталону, абазинские девушки с 12 лет носили корсет, изготовленный из плотной ткани со вшитыми в него металлическими и деревянными рёбрами.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6