Ильдар Гильмутдинов Председатель ФНКА татар

«Если есть недовольство незначительного количества людей, это не значит, что есть проблема».
06 февраля 2017
О персоне

Родился в Татарии 3 сентября 1962 года. В 1983 году закончил Казанский педагогический институт. Проходил службу в Советской армии, был комсомольским функционером, директором школы. В 1989 году закончил Высшую комсомольскую школу.
В 1992 году назначен руководителем Совета молодежных организаций Татарии.
В 1994 году стал заместителем председателя комитета Татарии по делам детей и молодежи. В 2001 году стал заместителем министра Татарии по делам молодежи и спорту.
Депутат Госдумы от "Единой России". В Госдуме работал заместителем председателя комитета по физкультуре, спорту и ...

Узнать больше о Ильдар Гильмутдинов

Законодательные горизонты

О новых законопроектах в сфере государственной национальной политики «НацАкценту» рассказал председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

- Какие вопросы в работе комитета Вы считаете первоочередными?

- Важный момент – государственная поддержка национально-культурных автономий. С одной стороны, государство, приняв закон о национально-культурных автономиях, признало эти организации своими партнерами. С другой – никаких преференций этот акт НКА не принес. Например, религиозные общественные организации не платят налоги на землю, на имущество, НДС на религиозную литературу. Спортивные федерации, которые внесены в реестр, как развивающие определенные виды спорта, получают субсидии. А национально-культурные автономии оказались в сложной ситуации. С одной стороны, закон наделяет их полномочиями и правами заниматься межнациональными отношениями, проводить мероприятия, праздники. А с другой – за счет каких ресурсов им это делать? Ничего не прописано и не понятно.

- Сейчас выстраивается система президентских грантов.

- За редким исключением все организации те или иные гранты получают, но это бессистемный подход. Вот при комитете, понимая важность НКА как инструмента, мы организовали совет руководителей национально-культурных автономий, и выстраиваем с ними ту самую системную работу. Причем, важную роль в этом процессе будут играть молодежные организации. Мы выяснили какие молодежные организации работают в области межнациональных отношений. Встретились с ними, наметили план работы. Они с удовольствием согласились сотрудничать. Дело в том, что работа нашего комитета лежит на стыке разных отраслей. Мы имеем отношение и к молодежной политике, и к физической культуре и спорту, развивая национальные виды спорта, и к культуре, и к региональной политике.

- Вы делаете упор на национально-культурные организации. Большинство из них изначально сформированы как автономии – азербайджанская, татарская и т.д. А что с межнациональными структурами? Они остались за бортом?  Государство вкладывается в то, чтобы люди обособлялись по национальному признаку?

- Государство пока никуда не вкладывается. Почему-то у всех сложилось мнение, что национально-культурным автономиям государство выделяет какие-то деньги. Как руководитель автономии могу сказать: ни одного рубля из бюджета ни одна организация не получает. И никаких преференций на данный момент не дают: ни национальным организациям, ни межнациональным. И даже не запланировано! В этом и проблема. Я говорю о том, что есть закон, но он до конца не отработан и не проработан, т.к. нет инструментов поддержки. А чтобы знать, кому и как помогать, обязательно нужен реестр организаций, которые работают в области национальных и межнациональных отношений. И, чтобы попасть в него, нужно будет соответствовать четким требованиям. Это поможет навести порядок. 

- Над чем комитет работает сейчас?

- Есть ряд инициатив, связанных с регулированием нормативно-правовых отношений для коренных малочисленных народов. Многие законы в этой области уже морально устарели, а проблемы так и не решены. Чтобы исправить ситуацию, нужен новый законопроект, который учтет интересы всех. А вообще работы очень много, т.к. мы даем свои заключения на законопроекты более чем по десяти разным направлениям: культуре, самоуправлению, этнокультурному развитию, языкам и т.д.

 

- Что будет с законопроектом о русском языке как о родном?

- Я не автор этого законопроекта, мне сложно его обсуждать, но тот текст, который есть, с правовой точки зрения не проработан. В данном виде он не улучшает ситуацию. Если мы говорим, что в каких-то регионах или национальных республиках есть проблемы с изучением русского языка, надо четко понять, где это происходит и почему. Сейчас мы идем по пути противопоставления одного языка другому. Так быть не должно. Русский язык – государственный. Его должны все знать. А вот почему где-то не знают – надо разбираться.

- Регулярно подобная информация приходит из Татарстана и Башкортостана.

- Если есть недовольство незначительного количества людей, это не значит, что есть проблема. По тому же Татарстану средний бал ЕГЭ по русскому языку на четыре пункта выше, чем по стране. По количеству победителей олимпиад по русскому языку Татарстан на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. По «стобалльникам» – входит в первую пятерку. Есть там вопросы, связанные с методикой преподавания татарского языка, как для русскоязычных детей, так и для татар. Программа сложная, изобилует со второго класса ненужной грамматикой… Вот методика изучения языка требует кардинального изменения.

- У нас в системе школьного образования не предполагается изучение языков народов России. Вы не думали в эту сторону? Чтобы дети учили не только иностранный язык, но и какой-нибудь язык народов России?

- Школьники и так загружены. И языки, и культуру народов можно и нужно интегрировать в существующие предметы. Например, в историю. Не надо ничего придумывать, надо просто посмотреть, что было хорошего в прошлом, в том числе и в советском.


- 06 февраля 2017

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.

1595

 
 
 
Комментарии
Эдвард , 14 Фев 2017, 10:36
1 ↑

//«Если есть недовольство незначительного количества людей, это не значит, что есть проблема»// - ЛОЖЬ... В таком случае давайте запишем в это // незначительного количества людей // и Президента России. Существующую проблему с преподаванием русского языка в титульных нац. республиках озвучил Президент России Владимир Владимирович Путин. На совместном заседании Советов по русскому языку и национальностей, проходившем 19 мая 2015 года он сказал, - "Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России».И ответил конкретно Гильмутдинову на его ложь по этой проблеме, -«Есть одна системная проблема тем не менее, я об этом вскользь упомянул. Поскольку русский язык входит в общее понятие «филология», когда количество часов национальных языков увеличивается, это делают, как правило, за счёт сокращения часов по русскому языку, вот в чём проблема, а не за счёт каких-то других составляющих процесса обучения...» «Я недавно была в Башкирии и слышала много жалоб на то, что в местных школах преподавание русского языка сокращается за счет башкирского, — подтвердила президент СПбГУ Людмила Вербицкая. — Это опасная тенденция. Число часов на русский язык не должно уменьшаться».

Эдвард , 14 Фев 2017, 10:44
1 ↑

Уже несколько лет Госдума РФ не принимает проект закона, в котором русский язык получает статус "родного". Этот законопроект неоднократно отправляли на доработку, а обсуждение его неоднократно откладывается из-за позиции законодателей РТ. Татарстан намерен противостоять внесению поправок в федеральный закон о языках народов Российской Федерации, которые могут придать русскому языку статус родного языка. В республике полагают, что предлагаемая редакция проекта закона снижает статус татарского языка как государственного в регионе — его будут изучать в меньших объемах, чем русский. В письме аппарата президента Татарстана указывается, что сейчас в республике за счет часов, выделяемых на изучение предметов «родной язык» и «родная литература», преподаются татарский язык и литература. «Соответственно граждане, выбравший русский язык в качестве родного, будут изучать его за счет времени, выделявшегося ранее на изучение татарского языка. В этом случае не исключены проблемы в обеспечении равного объема изучения татарского и русского языков»,— говорится в документе. На всей территории Татарстана у всех детей разных национальностей должен быть один на всех родной язык, татарский. Родители учащихся лишены законного права на выбор учебного плана с "русским языком обучения". Русские дети и дети из русскоговорящих семей, придя в школу на урок "родной язык" обязаны учить, как указывают им чиновники Минобрнауки РТ, не родной для них, родной татарский язык. У русских нет своего родного языка. В законодательстве России русский язык закреплён только в статусе государственного языка, в статусе "родного" нет. Этот пробел в законодательстве используют чиновники титульных национальных регионов, лишая детей полноценного изучения русского языка по учебным планам с "русским языком обучения". А теперь, став председателем Комитета Государственной Думы по делам национальностей Гильмутдинов окончательно тихо придушит этот законопроект.

Эдвард , 14 Фев 2017, 10:57
1 ↑

Почему не взять за образец систему образования в Крыму. Это то же регион России. Республика Крым имеет три государственных языка— русский, украинский и крымско-татарский.В школах Крыма обязательным будет только русский язык. Это основано на федеральном законе РФ об образовании, где государственным языком образования считается только русский язык. В школах РК русский язык изучается по учебным планам с "русским языком обучения". Тем не менее в образовательных учреждениях РК могут формировать учебные планы с учетом добровольных пожеланий родителей и детей изучать украинский или крымскотатарский язык. Руководствуясь Конституцией России, Законами России в Крыму организованно изучение языков разных народов на основе добровольности и уважения, а не на основе принуждения, лжи, давления и угроз, как это сделано в Татарстане.

Эдвард , 14 Фев 2017, 12:10
1 ↑

Лишение наших русских детей полноценного изучения русского языка в России, это и есть та ржавчина, которая разъедает души русских детей. Они не становятся билингвами (ржунемогу), они не становятся интернационалистами, они теряют для себя свой родной русский язык. Наши дети понимают, что они живут в окружении лжи. Наглой и беззастенчивой лжи татарских чиновников убеждающих и заставляющих русских детей учить татарский язык вместо русского языка и стыдливой и трусливой лжи родителей детей, - Мы конечно русские и живём в России, но мы ещё живём в татарстане ( башкирии )...Это и есть та ржавчина, которая убивает души наших детей. "Ааа, Россия, да ну ее...Какая родина, ещё не известно где лучше....А новое поколение граждан России, это сотни тысяч и в дальнейшем и миллионы подрастающих граждан России. Это миллионы русских, тех самых Иванов не помнящих родства...

Эдвард , 14 Фев 2017, 12:47
0

Классный комментарий с КОНТа о нашей проблеме. И о москвичах есть :) Алексей Коробкин Сегодня 02:28 //Для людей со стороны данный вопрос не совсем понятен, казалось бы, что такого забрать пару часов у русского языка и еще у чего-нибудь, но аукается очень сильно. В школе учился в Баку. Школа была математическая, математику преподавали на высшем уровне, а вот с русским и английским были проблемы. И с русского и с английского выкроили по паре часов для занятий азербайджанским. В результате ни русского, ни английского толком не выучил, а от азербайджанского остались какие-то смутные воспоминания, поскольку сразу после окончания школы уехал поступать в институт в Москву. В институт поступил, закончил практически на одни пятерки, разве что английский с трудом вытянул на троечку. И еще, может потому и хорошо учился, что на лекциях только слушал, поскольку записывать за лекторами просто не успевал, уж больно высоки были мои познания в русском языке. По вечерам, когда все уже спали, сидел, переписывал лекции. У нас с этим делом было строго. Если лекций нет, то могли не допустить до экзамена. Сколько же я раз при этом недобрым словом помянул свою школу. Хорошо, мне повезло, но, сколько поломанных судеб из-за, казалось бы, такого пустяка как изучение какой-то билеберды, которая никогда тебе не понадобится. В конце концов, почему ученики и их родители не имеют права определять, нужен им этот язык или нет. В абсолютном большинстве республик просто нет тех вузов, куда ребята хотят поступать, а если, и есть, то преподавание в них все равно ведется на русском языке. И самое удивительное, почему то самыми ярыми сторонниками таких мучений являются москвичи, те кому, казалось бы, это должно быть до лампочки. Ан нет. Уж больно они не любят, когда ребята из провинции составляют им конкуренцию. А здесь можно вроде бы и за какие-то свои принципы повыступать, и от конкурентов избавиться.// https://cont.ws/@lina2016/524509

Ross-kazan , 14 Фев 2017, 16:55
0

Г-н Гтильмутдинов лукавит. 70 % детей отказались бы от татарского, если бы он стал вдруг добровольным. Но этого "вдруг" не произойдёт до тех пор, пока подобные таким как Гильмутдинов управляют в "национальных" регионах и в России - как этот Гильмутдинов "рулит" национальной политикой в госдуме. Кто о чём думал, когда налаживал козла в огород запускать?

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.