Олег Галицкий

Национальный акцент
Олег Галицкий
О персоне

Режиссер фильма о толерантности "Самолет"

По сценарию нужно было столкнуть два радикальных мировоззрения. Сейчас в России наиболее понятен конфликт между русским и дагестанцем

Автор сценария и режиссер фильма «Самолет». Первое образование получил в МЭСИ, 5 лет работал в рекламных агентствах (директор по развитию бизнеса). Автор двух повестей («7 сантиметров вверх,1100 метров вниз», «Старые цветы»), многих эссе и статей. Закончил ВГИК по специальности «режиссура игрового кино» (мастерская Валерия Ахадова). Первый фильм назывался «Приговор», второй — «Карусель», получивший приз за лучшую мужскую роль 31-го Международного Фестиваля ВГИК (актер Евгений Морозов), а также 2-ой приз основной номинации Московского Молодежного Фестиваля «Будем жить», организованного при участии Мосгордумы. Два года работал директором и одним из творческих продюсеров кинокомпании «Slava Film Company», за это время был снят полнометражный ...

Узнать больше
Какие-то картины должны заставить задуматься о таких вещах серьезно

В 2012 году в России началась работа над созданием короткометражного фильма "Самолет", повествующего о бессмысленности национальных и религиозных разногласий на фоне общечеловеческих бед. Однако в процессе съемок картины ее создателям пришлось столкнуться с трудностями. Сейчас они собирают средства на продолжение работы над фильмом. Автор сценария и режиссер Олег Галицкий рассказал "НацАкценту" о том, почему именно сейчас важно говорить о межнациональных отношениях. 

— В своем видеообращении к зрителям вы говорили, что выросли в интернациональной семье. Можете рассказать о ней? 

— У меня мама армянка, папа русский. Дед родился в Нагорном Карабахе, в небольшой деревне на 20 семей. Со временем стал академиком с мировым именем в области биологии. Я очень хорошо знаю ту сторону. Все детство до 11 лето ездил каждое лето в Армению. У меня там много родственников, до сих пор остались друзья детства. Тем не менее, я родился в Москве, всю жизнь прожил здесь. 

— Вы в детстве сталкивались с проявлениями национализма в ваш адрес? 

Не могу сказать, что прямо сталкивался. Конечно, такие вещи ощущаешь в любом случае, когда у тебя черные волосы и темные глаза. Сумасшедших-то много. Но поскольку я все-таки родился и вырос в Москве, в нашей среде, а не приехал в сознательном возрасте, меня это в меньшей степени коснулось. Но комплексы все равно были. 

—  Расскажите, как у вас возникла идея для фильма. Что стало последней каплей, когда вы поняли, что пора снимать про национальные отношения? 

— Знаете, ситуация развивалась параллельно с двух сторон. Тема ксенофобии меня волновала всегда. Меня интересовали мировые фильмы на тему расизма, такие как "Американская история Икс". Эти вещи я очень хорошо чувствовал и понимал всю их бессмысленность, наверное, в силу и своей ситуации тоже. Вообще, мне кажется, любой нормальный человек должен понимать, что национальность и мировоззрение — это не повод для серьезных разногласий. У меня есть повесть на тему националистического экстремизма, которую я написал, когда мне было лет 20. С этой повестью я поступал во ВГИК и уже тогда планировал делать кино на эту тему. Сейчас у меня есть полнометражный сценарий, который я активно продвигаю. 

Так получилось, что ко мне обратились с заказом на создание короткометражного фильма именно на эту тему. Конечно, я с радостью согласился. Но случилось так, что наши с заказчиком взгляды на то, как надо делать этот фильм, очень сильно разошлись, и мы пошли в разные стороны. Заказчик стал делать то, что хотел. Я забрал сценарий, и вместе с продюсером и командой стал искать деньги. Частичное финансирование мы нашли, что-то отсняли. Сейчас хотим завершить эту работу, довести ее до конца. 

— Сюжет вашего фильма строится вокруг конфликта дагестанца и русского. Почему были выбраны именно эти две национальности?   

— Потому что по сценарию нужно было столкнуть два радикальных мировоззрения. Сейчас в России наиболее понятен конфликт — между русским и дагестанцем, русским и чеченцем, именно с этими народами есть проблемы, связанные, в частности, с миграционной политикой государства. У нас были разные варианты кого посадить напротив русского. Дагестанец был выбран просто потому, что так конфликт становится острее и понятнее. Кстати, именно обычные дагестанцы в социальных сетях откликнулись, когда нужно было помочь с репликами для героя. 

— Вы следите за тем, как ваши коллеги по цеху освещают национальную тему? 

— Конечно, слежу, но, на мой взгляд, мало кто всерьез ее затрагивает. Или это делается безответственно и провокационно или совсем уж "плюшево". А самое главное, что, к сожалению, я не вижу реального интереса со стороны государства освещать эту тему в полном объеме. Она на словах провозглашается важной — все говорят, как важно об этом говорить. Выделяются огромные бюджеты на создание социальной рекламы и так далее. Но на деле, когда ты приносишь такой сценарий, люди попросту боятся. Мне кажется, на данный момент существует такая страусиная позиция — мы все понимаем, что это важно, но никто про это не говорит. 

— На федеральных телеканалах в основном пытаются работать с темой межнациональных отношений через юмор. Как вы относитесь к такой подаче? 

— Очень хорошо. Мне очень нравится, например то, что я видел в КВН не так давно. Мне нравится, как выступают команды, например, тот же Дагестан, как люди шутят друг над другом и над собой в первую очередь. Эта готовность подшутить над недостатками своей нации, обыграть через юмор — это очень все здорово. Но должен быть и другой взгляд. Какие-то картины должны заставить задуматься о таких вещах серьезно. Потому что смех смехом, но он не может быть единственным решением и панацеей. 

Раньше все было понятно, я имею в виду Советский Союз — страна была интернациональной, все мы были людьми одной страны. После распада ситуация пошла на самотек, и сейчас уже выглядит критически. Поэтому на эти темы нужно говорить. Аккуратно и ответственно, но нужно. Людям надо напоминать об общей истории, об общих ценностях.

А самое главное — о том, что любые возникновения даже самого, казалось бы, справедливого национализма внутри нашего сознания, а такие вещи возникают все чаще  и далеко не всегда у глупых или злых людей, ведут, так или иначе, к опаснейшим последствиям, остановить которые  уже невозможно. Нужно контролировать в первую очередь самого себя.

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.