Надежда Деметер

Национальный акцент
Надежда Деметер
О персоне

Председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган

Я была свидетелем: приходят переписчики, спрашивают, каким языком вы владеете? Хозяйка дома отвечает: татарским Так цыгане оказываются молдаванами, украинцами, венграми Боятся властей! И это народ, численность которого в России более миллиона Народ, не представленный ни на одном уровне власти…

Председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, доктор исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.  

Узнать больше
Эксперт: Переписчики не посчитали цыган

Более сорока лет назад в Лондоне на первом Всемирном конгрессе цыган представители более 50 международных цыганских организаций  учредили свой Союз и день его создания стал праздником цыган всего мира. О сегодняшнем дне этого российского народа «НацАкцент» беседовал с председателем Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, доктором исторических наук, научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН Надеждой Георгиевной Деметр.

- До настоящего праздника нам еще далеко – ведь у российских цыган, как и цыган всего мира, проблем достаточно. Восьмого апреля мы пытаемся привлечь к ним внимание и напомнить о страшном геноциде цыган в годы второй мировой войны.

- Понятие Холокоста связано с уничтожением еврейского населения, а о цыганах в этой связи говорят меньше.

- Не согласна, что этот термин неприменим по отношению к цыганам. Если обратиться к истории, станет очевидно - да, погибло много славян, представителей других народов, чью память мы чтим. Но только два народа уничтожались по этническому признаку – цыгане и евреи. Евреи добились признания Холокоста и считают, что этот термин можно употреблять только по отношению к ним. Цыганская трагедия осталась незамеченной миром. И мало кто из историков исследовал эту тему.

Есть цифра: более 50 тысяч цыган погибло во время войны. Цифра явно заниженная. Любой солдат Вермахта мог расстрелять целый табор в лесу – и никаких документов не оставалось. Так что число погибших, как и вся статистика в отношении цыган, сильно приуменьшена. Все бесчеловечные законы, принимавшиеся нацистами в отношении евреев, относились и к цыганам. Знаю, как сложно добиться признания этого факта, и мне очень горько, когда цыгане уходят на второй план. Вспоминают Бабий Яр – а там и цыгане погибли, но об этом никто не вспоминает. Или Аушвиц, где за одну ночь были уничтожены три тысячи человек…

- Не так давно цыганская тема вновь возникла на европейском пространстве. Президент Франции предпринял акцию  по насильственной высылке цыган из страны.

- Конечно, это был предвыборный ход, попытка привлечь голоса. Но у меня сложилось впечатление, что он добился обратного. Если бы он говорил о цыганах-гражданах Румынии, было бы более политкорректно. Но речь шла о людях, которые имели право жить во Франции. Кто за них заступится? Попробовал бы господин Саркози проделать такое с арабским населением своей страны! А цыгане безмолвны, у них нет влиятельных международных организаций, с таким государственным катком справиться невозможно…

- Цыгане живут практически по всей Европе. Почему же они не могут объединиться, чтоб защитить себя?

- Они разделены границами. В Скандинавии, скажем, где цыган небольшое количество, для них делается многое. Но в Европе цыгане не единый народ, они разделены на этнические группы, различающиеся локальными характеристиками культуры, быта и, в первую очередь, лингвистики. Носители разных диалектов не всегда понимают друг друга. Конечно, есть Интернет, есть скайп, и эти технологии – прекрасный инструмент объединения для народов, которые не имеют своей государственности.

Но парадокс: с одной стороны, во многих европейских странах цыгане –нация, которую можно безнаказанно ущемлять в правах, что и происходит во Франции, в Италии.  А с другой  - в Европе десятилетие с 2005 по 2015 годы объявлено Декадой цыган.  

Не будем забывать, что до 50-х годов 20-го века в скандинавских странах цыгане подвергались насильственной стерилизации, а в Швеции они лишь 2 года назад признаны нацменьшинством с правом изучать свой язык. Но вернемся к делам российским. Что делает для цыган возглавляемая вами Федеральная национально—культурная автономия?  

- Я совсем недавно стала руководить автономией. И замечу: «Закон о национально-культурных автономиях» дорогого стоит для таких народов, как наш. Но он не работает – в нем не прописана финансовая составляющая. Инициатива снизу есть, а помощи сверху – нет. Хотя московское правительство поддерживает наши начинания.

Интересно отметить, что цыгане в ходе переписи не называют себя цыганами.

Я была свидетелем: приходят переписчики, спрашивают, каким языком вы владеете? Хозяйка дома отвечает: татарским. Так цыгане оказываются молдаванами, украинцами, венграми. Боятся властей! И это народ, численность которого в России более миллиона. Народ, не представленный ни на одном уровне власти…

- Но в нашей стране нет представительства по этническому признаку. В России двадцать республик и сто восемьдесят два народа, по последним данным - сто девяносто.

- Вы не назовете ни одного народа, у которого нет никакого представительства, разве что курды.

- А нивхи? Еще народы можно назвать.

- Должна осуществляться политика равных возможностей. Цыгане – народ в общей массе необразованный, подвергающийся прессингу со всех сторон. Но ведь у нис особая многовековая культура. А в России судят о целом народе по горстке людей, далеко не лучших.

- Может быть, представители цыганской интеллигенции стесняются обнаружить свою национальную принадлежность?

- В России не стесняются. Ну, скажем, великая Галина Вишневская не скрывает, что у нее есть цыганская кровь. Открыто говорит об этом и блестящая оперная певица Анна Нетребко. Великолепный пианист и педагог Павел Серебряков, народный артист СССР, ректор ленинградской консерватории, тоже был цыган.

А теперь считается, что цыгане – это базар, вокзал, наркотики. И борьба с наркотиками плавно переросла в борьбу с цыганами.

Наша автономия решает важнейшую из задач - объединение российских цыган.

Реализуются многие проекты – например, в области образования детей.

- Отдельные классы в школах не кажутся Вам какой-то культурной резервацией?

- Кажутся. Но вот есть цыганское поселение в Самарской области, где живет более двухсот семей. Электричества нет, воды нет – антисанитария. Школа  не работает, хотя есть замечательная учительница, готовая заниматься с детьми. А в двух километрах есть школа, но туда надо идти пешком, потому что рейсовый автобус не останавливается. То же самое в Тверской области, где в поселке Саватьево закрыли начальную школу. А один цыган открыл школу в собственном доме, сам платил учителям…

- Так что нужно цыганам в первую очередь?

- Образование!  Почему-то прежде предоставляли льготы, скажем, народам Севера. Мы десять лет просим открыть федеральную программу помощи цыганам. Нам отвечают, что теперь уже такой возможности нет. Но необходима целенаправленная политика правительства по отношению к народу, который оказался в беде.

- Есть расхожее представление, что цыгане живут замкнуто, чужих в свою жизнь не пускают. Каков на самом деле цыганский менталитет?

- Для цыган главное – семья, здоровье, благополучие детей, почтение к старшим.

- Каким видится Вам будущее российских цыган?

- Замечу, что по менталитету российские цыгане гораздо ближе к русским, чем к цыганам европейским. И у нас есть два пути. Первый – это образование, благодаря которому народ с сохранением самобытности интегрируется в общество. А второй – это уход на дно, изоляция. Тогда маятник качнется в сторону криминала. 

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.