Татары

Факты:

Численность в РФ - 5,3 млн человек

Основной регион - Республика Татарстан

Родной язык - татарский

Владение родным языком - .

Истоки - Алтай и степи Азии

ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан.

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар. Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.

История этнонима

Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века. 

В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.

В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.    

Язык

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики. 

Религия 

Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Традиционные занятия 

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.

Национальный костюм

Традиционный татарский костюм  мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Источники: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6



 
 
 
 



Материалы по теме:
Комментарии
Амир , 13 Апр 2013, 12:47
0

НОВОЕ, ВЕРНЕЕ, ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ, В ОСВЕЩЕНИИ ИСТОРИИ ТАТАР В последние годы вышли замечательные труды (книги, статьи) независимого татарского историка-исследователя Г.Р. Еникеева (Гали Еникей) по истории татар. Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского общественника Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано…». См. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3 Следует заметить, что в подписанной доктором исторических наук Д.М. Исхаковым рецензии от Института истории им. Марджани АН РТ на первую книгу Г.Р. Еникеева "Чингиз-хан и татары: мифы и реальность" изложено, в частности, следующее: "В данной работе в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа'''. '''Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа'' см. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1 То есть, как видим, новая точка зрения на историю возникновения и развития татарского народа, излагаемая в книгах и статьях Г. Еникеева, до него, в принципе, уже была выработана, был накоплен и оценен достаточный материал и сделаны соответствующие выводы по ключевым вопросам истории татар, при том такими серьезнейшими учеными, как академик-востоковед В.П. Васильев (XIX в.), Л.Н. Гумилев, Ахмад-Заки Валиди и некоторые другие. Но, увы, полное засилье в российской официальной исторической науке прозападной и прокитайской точек зрения (особенно точки зрения историков основателей Минской династии Китая, которые, как писал В.П. Васильев, "ввели в заблуждение и Рашид ад-Дина, и западных ученых"), не позволило в должной мере "пробить себе дорогу" в науке точке зрения указанных ученых. Пожалуй, главная заслуга Г. Еникеева именно в том, что он смог заметить, "вытащить" из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, и собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Г. Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.

Амир , 13 Апр 2013, 12:48
0

В Год Татарской истории (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар". В этом году эти книги изданы дополнительным тиражом. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов. Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы. Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также на английском и русском языках, в электронном варианте, притом со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте. Название книги на английском: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website: http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17

Bigey , 19 Окт 2016, 15:25
0

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский)_______На самом деле язык мишар не западный, это понятие вообще неподходящее к мишарам, диалект мишар - кыпчакско-огузский. И мишары являются потомками булгар. Заведующий отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ АН РТ, знаменитый филолог и историк Мирфатых Закиев Еще раз напомню мою позицию, изложенную на страницах «БИЗНЕС Online». То, что сейчас официально называется татарской нацией, — это представители двух диалектов. Первая из них — мишары, говорящие на огузском языке. Языке, близком к турецкому, туркменскому, азербайджанскому, гагаузскому. Если объяснять по-простому, особенность его в том, что мишары не могут произносить твердые звуки К, Г, они просто с детства не приучены так разговаривать. Второй диалект — это косаны, или кусаны, то есть «ку» — это значит белый, «саны», или «суны» («хуны»), — это белые гунны. Они говорят на кыпчакском языке, на языке казахов, киргизов, татар (сегодняшнее название нации), башкир. Они могут произносить твердые К, Г. Русские источники называют их кушанами — создателями Кушанской империи. Почему-то Институт истории им. Марджани об этом даже не знает, не сообщает. В первом томе «Истории татар» говорится о том, что наши предки были булгарами, а о кусанах, кушанах, то есть о наших кыпчакоговорящих предках, там ни слова. Между тем булгары — это современные мишары. В VII веке нашей эры в Болгар стали наведываться арабские путешественники. В их источниках написано, что на берегах Волги и Камы живут машары и они говорят на тюркском языке. Машары — это и есть мишары. Некоторые ученые пишут, что якобы мишары жили на юге от Москвы в Мещерской низменности, а потом переехали в район Болгар. Это все неправильно. Самое интересное и печальное, что арабские источники были впервые прочитаны французским ученым Дефремери (Шарль Франсуа Дефремери (1822-1883) — французский востоковед — прим. ред.). Он никогда у нас не был, ничего не видел, не знал о мишарах. Знал лишь о венграх-мадьярах, или мажарах. Из этого он делает ложный вывод, что это один народ. Якобы мажары жили вдоль Волги и Камы, а о том, что они разговаривали на тюркском языке, ни слова.

Bigey , 19 Окт 2016, 15:49
0

На фотоснимке если и татары, то явно не Волжские, вы пострашнее для современных утонченных натур бородачей не нашли?

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.
Ильдар Гильмутдинов

Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, глава Федеральной национально-культурной автономии татар

Музыка
Татарская музыка Ай, белбелым (Соловей)