Татары

Факты:

Численность в РФ - 5,3 млн человек

Основной регион - Республика Татарстан

Родной язык - татарский

Владение родным языком - .

Истоки - Алтай и степи Азии

ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан.

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар. Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.

История этнонима

Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века. 

В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.

В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.    

Язык

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики. 

Религия 

Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Традиционные занятия 

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.

Национальный костюм

Традиционный татарский костюм  мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Источники: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6



 
 
 
 



Материалы по теме:
Комментарии
Амир , 13 Апр 2013, 12:47
0

НОВОЕ, ВЕРНЕЕ, ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ, В ОСВЕЩЕНИИ ИСТОРИИ ТАТАР В последние годы вышли замечательные труды (книги, статьи) независимого татарского историка-исследователя Г.Р. Еникеева (Гали Еникей) по истории татар. Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского общественника Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано…». См. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3 Следует заметить, что в подписанной доктором исторических наук Д.М. Исхаковым рецензии от Института истории им. Марджани АН РТ на первую книгу Г.Р. Еникеева "Чингиз-хан и татары: мифы и реальность" изложено, в частности, следующее: "В данной работе в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа'''. '''Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа'' см. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1 То есть, как видим, новая точка зрения на историю возникновения и развития татарского народа, излагаемая в книгах и статьях Г. Еникеева, до него, в принципе, уже была выработана, был накоплен и оценен достаточный материал и сделаны соответствующие выводы по ключевым вопросам истории татар, при том такими серьезнейшими учеными, как академик-востоковед В.П. Васильев (XIX в.), Л.Н. Гумилев, Ахмад-Заки Валиди и некоторые другие. Но, увы, полное засилье в российской официальной исторической науке прозападной и прокитайской точек зрения (особенно точки зрения историков основателей Минской династии Китая, которые, как писал В.П. Васильев, "ввели в заблуждение и Рашид ад-Дина, и западных ученых"), не позволило в должной мере "пробить себе дорогу" в науке точке зрения указанных ученых. Пожалуй, главная заслуга Г. Еникеева именно в том, что он смог заметить, "вытащить" из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, и собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Г. Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.

Амир , 13 Апр 2013, 12:48
0

В Год Татарской истории (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар". В этом году эти книги изданы дополнительным тиражом. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов. Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы. Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также на английском и русском языках, в электронном варианте, притом со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте. Название книги на английском: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website: http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17

Bigey , 19 Окт 2016, 15:25
0

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский)_______На самом деле язык мишар не западный, это понятие вообще неподходящее к мишарам, диалект мишар - кыпчакско-огузский. И мишары являются потомками булгар. Заведующий отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ АН РТ, знаменитый филолог и историк Мирфатых Закиев Еще раз напомню мою позицию, изложенную на страницах «БИЗНЕС Online». То, что сейчас официально называется татарской нацией, — это представители двух диалектов. Первая из них — мишары, говорящие на огузском языке. Языке, близком к турецкому, туркменскому, азербайджанскому, гагаузскому. Если объяснять по-простому, особенность его в том, что мишары не могут произносить твердые звуки К, Г, они просто с детства не приучены так разговаривать. Второй диалект — это косаны, или кусаны, то есть «ку» — это значит белый, «саны», или «суны» («хуны»), — это белые гунны. Они говорят на кыпчакском языке, на языке казахов, киргизов, татар (сегодняшнее название нации), башкир. Они могут произносить твердые К, Г. Русские источники называют их кушанами — создателями Кушанской империи. Почему-то Институт истории им. Марджани об этом даже не знает, не сообщает. В первом томе «Истории татар» говорится о том, что наши предки были булгарами, а о кусанах, кушанах, то есть о наших кыпчакоговорящих предках, там ни слова. Между тем булгары — это современные мишары. В VII веке нашей эры в Болгар стали наведываться арабские путешественники. В их источниках написано, что на берегах Волги и Камы живут машары и они говорят на тюркском языке. Машары — это и есть мишары. Некоторые ученые пишут, что якобы мишары жили на юге от Москвы в Мещерской низменности, а потом переехали в район Болгар. Это все неправильно. Самое интересное и печальное, что арабские источники были впервые прочитаны французским ученым Дефремери (Шарль Франсуа Дефремери (1822-1883) — французский востоковед — прим. ред.). Он никогда у нас не был, ничего не видел, не знал о мишарах. Знал лишь о венграх-мадьярах, или мажарах. Из этого он делает ложный вывод, что это один народ. Якобы мажары жили вдоль Волги и Камы, а о том, что они разговаривали на тюркском языке, ни слова.

Bigey , 19 Окт 2016, 15:49
0

На фотоснимке если и татары, то явно не Волжские, вы пострашнее для современных утонченных натур бородачей не нашли?

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.
Фарит ФАРИСОВ

председатель президиума Региональной национально-культурной автономии татар Москвы

Музыка
Татарская музыка "Дустыма" (любимому)