"Земля песчаная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…" - так в конце XVIII века ревизоры описывали Гжель, землю, которая уже на протяжении веков славится своим фарфором.
Секрет возникновения Гжельского народного промысла прост. Там, где сейчас находится Средне-русская возвышенность был древний праокеан. Веками на дне океана формировались осадочные породы, такие как глина. Океан ушел, а многочисленные месторождения глин остались. Они и послужили основанием для возникновения множества гончарных промыслов.
Гжельско-Кудиновское месторождение славится 17 видами глин. Основных вида два: первый для производства фарфора и фаянса, другой – для кирпича. Остальные сорта глины используются, для изготовления гончарных и майоликовых изделий.
Гжельская глина считается одной из лучших по своим свойствам. Недаром еще в 16 веке царь Алексей Михайлович приказал привезти в столицу этой глины: "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам".
Михаил Ломоносов описывал ее свойства так: "…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…"
Стенное панно-карта "Гжельская волость" в Музее керамики "Объединения Гжель":
Общей скудностью земель и этой чудесной глине обязаны были крестьяне своим жизненным укладом. Никогда не было в Гжельской земле крепостного права, Гжельцы имели от царя "вольную".
Неудивительно, что к 19 веку ассортимент гжельских изделий был богатейшим. Посуду возили на продажу в Москву, Харьков и Киев, не ленились перекупщики путешествовать и дальше – от Архангельска до Астрахани, в Сибирь и Иркутск.
Большой оборот однако никогда не влиял на качество изделий. В архиве "императорской конторы" хранится доказательство качества Гжельской посуды - бланк заказа на посуду для дворцового обихода. Заказ этот выполнил заводчик Степан Афанасьев "на фасон заморских самоилутчей доброты".
В начале 19 века Гжельцы еще не открыли для себя секрет фарфора и совершали переход от производства майолики к полуфаянсу. Именно в этот период синий цвет начал вытеснять красный, зеленый и коричневый.
Начинает доминировать уникальный Гжельский почерк в живописи – синий на белом фоне: тончайшие переходы от светло-голубого цвета и темно – синему. Преобладает рисунок двух типов: композиция с главным цветком в центре и гирлянды стилизованных растений.
В остальном же, форма изделий упрощается, становится более функциональной. К тому времени гжельский фаянс перестал считаться роскошью и вошел в повседневный обиход. Посуда выпускалась в основном сервизами, в них входили суповые чаши, блюда, салатники, соусники, масленки, горчичницы, тарелки и т.д. Тогда изготовлением посуды занимались более 30 гжельских фабрик. Немало "фабрикантов" сохранило свои производства до начала ХХ века.
У гжельских мастеров того времени была одна интересная традиция: украшать изделие дарственно-благодарственной, иронической или шутливой надписью.
"1786 году месяца января 13 дня сию кружку писал Никифоръ Семеновъ сын Гусятниковъ аминь", "Иван Микифоров Срослай" или "Писалъ Захаръ Малышин" и дата "1832: году, месица маръта: 1: чисъла".
Изделия 1980-х годов максимально приближенные к лубочной росписи 18-19 веков. Присутствуют характерные для этой техники надписи.
"Кот гжельский":
Позднее этот автор упоминался как владелец небольшого завода и 5 рабочих. Такая незамысловатая традиция позволяет проследить хронологию развития промысла и потомственную связь между мастерами. За открытие фарфора для России нужно благодарить сподвижника М.В. Ломоносова Д.И. Виноградова. В 1748 году ему удалось разгадать секрет фарфора.
О приходе фарфора в Гжель гласят несколько легенд. По одной Павел Куличков познал секрет изготовления фарфора на заводе К. Отто под Москвой, куда он лишь за этим и устроился на работу. Куличков изготовлял свои изделия и продавал не только по местности, но и в Москве. Единственным помощником у него на производстве был некий крестьянин Сологай. Фабрикант сохранял в тайне устройство горна и состав массы, из которой делали фарфор. Долго другие фабриканты выспрашивали у Сологая этот секрет, спаивали, угрожали. Долго держался Сологай, но все же не выдержал и открыл секрет фарфора другим гончарам. Куличков так разозлился на своего помощника, что полез с ним в драку. Оба были в подпитии, и Сологай сильно толкнул своего хозяина, тот упал, сильно ушибся и умер.
По второй версии, уже после смерти Куличкова крестьянин Копейкин из села Игнатьево пробрался на его завод и срисовал устройство горна. Третьи утверждают, что это были крестьяне Храпунов и Гусятников, оттуда и пошли их заводы.
Так это было, или нет, но к середине 19 века и старые, и новые "фабриканты" осваивают изготовление новой фарфоровой продукции.
Дунашовы, Кудиновы, Кузнецовы и Мусаковы – с этими именами связан расцвет Гжельского производства и именно от них ведут свою родословную современные мастера промысла.
Гжель неразрывно связана с династией "фабрикантов" Кузнецовых. Начав с маленького заводика на берегу реки Дорки, они очень скоро стали "миллионщиками". Братья Кузнецовы построили знаменитую фабрику в Дулево, а уже их правнук в 1883 году создал фирму "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С Кузнецова", в нее входили крупные заводы в Дулево, Риге, Тверской, Херсонской и Калужский губерниях. Постепенно заводы Кузнецова начали вытеснять другие гжельские заводы: две трети предприятий в отрасли принадлежали Кузнецову. Кузнецов расширял и модернизировал новые предприятия, они выпускали товары на любой вкус. Его хватке и таланту организатора можно поучиться и нынешним предпринимателям.
После революции все фабрики Кузнецова были национализированы, а секреты мастерства утеряны. Только в 20-х годах снова в Гжели появляются небольшие предприятия, и начинается долгий путь возрождения древнего промысла…
Тэги