Голубые цветы сквозь метель

Голубые цветы сквозь метель

История Гжельского народного промысла

 
 
 
 
11 ноября 2013

"Земля песчаная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…" - так в конце XVIII века ревизоры описывали Гжель, землю, которая уже на протяжении веков славится своим фарфором.

Секрет возникновения Гжельского народного промысла прост. Там, где сейчас находится Средне-русская возвышенность был древний праокеан. Веками на дне океана формировались осадочные породы, такие как глина. Океан ушел, а многочисленные месторождения глин остались. Они и послужили основанием для возникновения множества гончарных промыслов.

Гжельско-Кудиновское месторождение славится 17 видами глин. Основных вида два: первый для производства фарфора и фаянса, другой – для кирпича. Остальные сорта глины используются, для изготовления гончарных и майоликовых изделий.

Гжельская глина считается одной из лучших по своим свойствам. Недаром еще в 16 веке царь Алексей Михайлович приказал привезти в столицу этой глины: "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам".

Михаил Ломоносов описывал ее свойства так: "…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…"

Стенное панно-карта "Гжельская волость" в Музее керамики "Объединения Гжель":

Стенное панно-карта

Общей скудностью земель и этой чудесной глине обязаны были крестьяне своим жизненным укладом. Никогда не было в Гжельской земле крепостного права, Гжельцы имели от царя "вольную".

Неудивительно, что к 19 веку ассортимент гжельских изделий был богатейшим. Посуду возили на продажу в Москву, Харьков и Киев, не ленились перекупщики путешествовать и дальше – от Архангельска до Астрахани, в Сибирь и Иркутск.

Большой оборот однако никогда не влиял на качество изделий. В архиве "императорской конторы" хранится доказательство качества Гжельской посуды - бланк заказа на посуду для дворцового обихода. Заказ этот выполнил заводчик Степан Афанасьев "на фасон заморских самоилутчей доброты".

В начале 19 века Гжельцы еще не открыли для себя секрет фарфора и совершали переход от производства майолики к полуфаянсу. Именно в этот период синий цвет начал вытеснять красный, зеленый и коричневый. Начинает доминировать уникальный Гжельский почерк в живописи – синий на белом фоне: тончайшие переходы от светло-голубого цвета и темно – синему. Преобладает рисунок двух типов: композиция с главным цветком в центре и гирлянды стилизованных растений. В остальном же, форма изделий упрощается, становится более функциональной. К тому времени гжельский фаянс перестал считаться роскошью и вошел в повседневный обиход. Посуда выпускалась в основном сервизами, в них входили суповые чаши, блюда, салатники, соусники, масленки, горчичницы, тарелки и т.д. Тогда изготовлением посуды занимались более 30 гжельских фабрик. Немало "фабрикантов" сохранило свои производства до начала ХХ века. 

У гжельских мастеров того времени была одна интересная традиция: украшать изделие дарственно-благодарственной, иронической или шутливой надписью.

"1786 году месяца января 13 дня сию кружку писал Никифоръ Семеновъ сын Гусятниковъ аминь", "Иван Микифоров Срослай" или "Писалъ Захаръ Малышин" и дата "1832: году, месица маръта: 1: чисъла".

Изделия 1980-х годов максимально приближенные к лубочной росписи 18-19 веков. Присутствуют характерные для этой техники надписи.

"Кот гжельский":

Кот гжельский

Позднее этот автор упоминался как владелец небольшого завода и 5 рабочих. Такая незамысловатая традиция позволяет проследить хронологию развития промысла и потомственную связь между мастерами. За открытие фарфора для России нужно благодарить сподвижника М.В. Ломоносова Д.И. Виноградова. В 1748 году ему удалось разгадать секрет фарфора.

О приходе фарфора в Гжель гласят несколько легенд. По одной Павел Куличков познал секрет изготовления фарфора на заводе К. Отто под Москвой, куда он лишь за этим и устроился на работу. Куличков изготовлял свои изделия и продавал не только по местности, но и в Москве. Единственным помощником у него на производстве был некий крестьянин Сологай. Фабрикант сохранял в тайне устройство горна и состав массы, из которой делали фарфор. Долго другие фабриканты выспрашивали у Сологая этот секрет, спаивали, угрожали. Долго держался Сологай, но все же не выдержал и открыл секрет фарфора другим гончарам. Куличков так разозлился на своего помощника, что полез с ним в драку. Оба были в подпитии, и Сологай сильно толкнул своего хозяина, тот упал, сильно ушибся и умер.

По второй версии, уже после смерти Куличкова крестьянин Копейкин из села Игнатьево пробрался на его завод и срисовал устройство горна. Третьи утверждают, что это были крестьяне Храпунов и Гусятников, оттуда и пошли их заводы.

Так это было, или нет, но к середине 19 века и старые, и новые "фабриканты" осваивают изготовление новой фарфоровой продукции.

Дунашовы, Кудиновы, Кузнецовы и Мусаковы – с этими именами связан расцвет Гжельского производства и именно от них ведут свою родословную современные мастера промысла.

Гжель неразрывно связана с династией "фабрикантов" Кузнецовых. Начав с маленького заводика на берегу реки Дорки, они очень скоро стали "миллионщиками". Братья Кузнецовы построили знаменитую фабрику в Дулево, а уже их правнук в 1883 году создал фирму "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С Кузнецова", в нее входили крупные заводы в Дулево, Риге, Тверской, Херсонской и Калужский губерниях. Постепенно заводы Кузнецова начали вытеснять другие гжельские заводы: две трети предприятий в отрасли принадлежали Кузнецову. Кузнецов расширял и модернизировал новые предприятия, они выпускали товары на любой вкус. Его хватке и таланту организатора можно поучиться и нынешним предпринимателям.

Кузнецовский фарфор в музее керамики ЗАО "Объединение Гжель":

Кузнецовский фарфор

После революции все фабрики Кузнецова были национализированы, а секреты мастерства утеряны. Только в 20-х годах снова в Гжели появляются небольшие предприятия, и начинается долгий путь возрождения древнего промысла… 


Материалы по теме:
2087
Комментарии Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.