Миссия русского мира

Миссия русского мира

Желающим учить русский язык за рубежом не хватает преподавателей

 
 
 
 
9 ноября 2013

В Санкт-Петербурге завершилась VII Ассамблея Русского мира - ежегодное собрание представителей русской диаспоры, органов российской власти и общественности. На форум прибыло более 700 человек из 60-ти стран мира. В этом году Ассамблея была посвящена 1150-летию славянской письменности и  проходила под лозунгом "Русский мир — миссия просвещения".

VII Ассамблея Русского мира стала не только отчетом о работе организатора - фонда "Русский мир" - за прошедший год, но и настоящим съездом профессионалов в области славистики и филологии, представителей русскоязычных СМИ за рубежом, а также смотром гуманитарных проектов. Среди наиболее обсуждаемых вопросов - преподавание русского языка как иностранного заграницей. По словам президента Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, президента Санкт-Петербургского госуниверситета Людмилы Вербицкой, в некоторых странах уже сформированны группы из 200-300 человек, желающих обучатся русскому языку, как иностранному, но пока программа "Профессор Русского мира" не может удовлетворить все заявки и направить туда педагогов.  

Продолжается формирование сети русских центров и кабинетов Русского мира, пропагандирующих русский язык и культуру за рубежом. За шесть лет работы фонд открыл 93 центра и 125 кабинетов более чем в 50-ти странах мира. В этом году заработали центры в Милане и Дареме (Англия). В ближайшее время откроются центры на Украине, в Белоруссии, в Италии, в Польше и в Хорватии.

Одним из заметных событий уходящего года стало сотрудничество с КНР, в рамках которого начнутся стажировки российских студентов в Китае и командировки русских преподавателей в Поднебесную с целью обучения китайских студентов и проведения семинаров и олимпиад по русскому языку.

Ярким моментом на Ассамблее стало выступление специального гостя – русского танцевального ансамбля "Калинка" из Сан-Хавьера (Уругвай). Руководитель комитета по образованию Госдумы, председатель правления фонда "Русский мир" Вячеслав Никонов напомнил, что в 2013 году исполнилось 100 лет уникальному русскому поселению Сан-Хавьер в Уругвае. Там ведется преподавание русского языка. Стоит задача сохранить единственное в мире компактное зарубежное поселение русских. Фонд в этом году направил туда библиотеку и фильмотеку. А власти Сан-Хавьера отправили на Ассамблею в Санкт-Петербург свой лучший ансамбль "Калинка".

Одним из запоминающихся моментов стала церемония награждения победителей Международного молодежного творческого конкурса "Слово за нами". Победители конкурса – юные таланты – наши бывшие соотечественники, получая дипломы и подарки, выходили к микрофону и говорили не только слова благодарности организаторам, но и  фактически признавались в ностальгии по России.

Об особенностях работы с русской диаспорой в такой специфической стране, как Япония, рассказала руководитель Токийской школы русского языка и литературы "Лингвадар" Елена Корээда:

— Русская диаспора Японии, насчитывающая порядка 30 тысяч человек, не может сегодня похвастаться такими достижениями, как русские диаспоры Европы. В Японии нет русских СМИ, тем более телеканалов. Как следствие — далёк ещё день, когда представитель русской диаспоры займёт пост в политической системе, войдёт в парламент, например. Тем не менее, мы работаем с современными молодыми русскими, которые предпочитают решать возникающие в процессе жизни в стране проблемы, а не бессильно опускать руки. Замечу, что японцам такой подход к жизни более понятен, чем пассивное горевание о своих тяготах.

Круглый стол посвященный обсуждению единого учебника российской истории оказался самым многочисленным и вызвал немало споров. Коротко состояние предмета обсуждения охарактеризовал ведущий круглого стола Вячеслав Никонов: "Работа в разгаре. Проект концепции готов и представлен на рассмотрение президенту. В ближайшее время, вероятно, будет объявлен конкурс на написание учебника и несколько коллективов приступят к работе. В течение года учебник может быть написан, а ещё через год — напечатан и предложен школам. Таким образом, учебник можно будет начать использовать с 2015 года. Стоит пояснить, единый учебник российской истории — не более чем удобный образ. На самом деле речь идёт о двух линейках, в каждой из которых будет по 7 школьных учебников, то есть всего 14. И речь в данном случае идёт только о предмете "Отечественная история", а ведь в школах России изучают ещё всеобщую историю".

Как выяснилось, у самого Никонова - выпускника исторического факультета МГУ -  вопросов к концепции тоже немало. Это и отказ авторов концепции использовать устоявшийся вроде бы термин "татаро-монгольское иго", и фраза концепции о том, что события Смутного времени будут рассматриваться в рамках внутренней истории России, и многое другое. Впрочем, насколько вообще в нынешних условиях возможно подготовить концепцию, устраивающую всех?

Представлял концепцию директор Института российской истории РАН Юрий Петров. Именно коллектив его института составил ядро историков, работавших над документом.

По мнению Юрия Александровича, главную проблему сейчас составляют некоторые региональные учебники истории – речь, прежде всего об учебниках, взятых за основу в школах Республики Татарстан. Именно в региональных учебниках содержатся наиболее спорные утверждения. Учёный видел свою главную задачу в том, чтобы собрать коллектив ведущих историков, выработать единую научную концепцию развития страны и согласовать её с коллегами в регионах.

Острых тем вокруг непростого "русского вопроса" было много, и обсуждались они в течение трех дней. Фонд "Русский мир" в свою очередь заявил о продолжении программы  финансовой поддержки проектов, направленных на популяризацию русского языка и культуры. За шесть лет работы фонда было одобрено 1300 заявок.

 

Мнения участников VII Ассамблеи Русского мира:  

О. Антоний (Ильин), европейский представитель фонда "Русский мир" (Бельгия):

- Просвещение в русском понимании этого явления — это нечто иное, чем просвещение понимается на Западе. На Западе под просвещением скорее понимают более рациональное, нежели духовное. Тогда как православное, русское понимание просвещения намного более духовное. И само понятие "свет" для Русского мира намного объёмнее, нежели просто физическое явление. И понимать русское просвещение без связи с православием невозможно…

Александр Литвиненко (Севастополь, Крым, Украина):

— Русский центр в Севастополе работает на базе Военно-исторического музея Черноморского флота России. Мы обладаем единственной в своём роде библиотекой русской литературы, которая насчитывает более 250 тысяч томов. 

Марсель Бансима (Конго):

—Я преподаю русский язык в своей стране. В последние годы, особенно после встречи президентов наших стран, интерес к России, к русскому языку, русской культуре растёт. Проблемы с преподаванием русского в Конго колоссальные. Нам не хватает ни учебников, ни пособий. 


Материалы по теме:
4922