Культ крови

Культ крови

Обзор обычаев жертвоприношения у народов России

 
 
 
 
15 октября 2013

Ислам является второй после христианства религией в России по численности своих приверженцев. В нашей стране живут более 20 народов, большая часть представителей которых традиционно является мусульманами. В основном они находятся на территории Поволжья, Приуралья и Северного Кавказа. Это татары, башкиры, чеченцы, ногайцыингушиказахи, кабардинцы, курдыбалкарцы, черкесы, адыги, абазинышапсуги, убыхи, карачаевцы, турки-месхетинцы, аварцы, даргинцы, лезгины и другие народы Дагестана.

15 октября российские мусульмане начали отмечать Курбан Байрам — праздник окончания хаджа. Традиционно он вызывает претензии со стороны защитников животных и простых горожан, которые невольно становятся свидетелями жестоких сцен забоя жертвенных животных. С 2011 года в Москве и Подмосковье власти и мусульманская общественность нашли компромисс: баранов режут на специальных бойнях. А "НацАкцент" решил вспомнить, какие еще народы России приносят кровавые жертвы в своих обрядах. 

К примеру, осетины, в основной массе православные, отмечают и праздники своей традиционной религии. На один из них, Бынаты Хицауы Ахсав (праздник покровителя жилища), в первую среду января режут петуха или курицу. В старину покровителю жертвовали барана или козленка. Мясо ставится на стол вместе с напитками и осетинскими пирогами. 

У православных российских ассирийцев также в первую среду нового года празднуется Духран д-Маррез (жертвоприношение Исайи). На каждого мужчину в семье режется петух. В Духран д-Мар-Гиваргиз (жертвоприношение св. Георгия)  и Духран д-Мар-Юхана (жертвоприношение св. Иоанна) режут барана. Характерны для них жертвоприношения по календарным датам и по случаю, например, при болезни. 

На традиционных марийских молениях, которые начали возрождать в конце 20 века, также приносят в жертву жеребца, овец, гусей или уток. Как пишет марийский этнолог Никандр Попов, во время чтения молитвы в честь добровольного жертвователя хозяйка или хозяин держат гуся на руках, произнося про себя заветную просьбу божествам. После этого возле костра жертве перерезают горло, птицу ошпаривают горячей водой, щиплют и потрошат. Мясо после разделки варится в общем котле, а все остальное сжигается. 

Езиды отмечают в первый понедельник после 13 декабря каждого года праздник создания мира, на который традиционно режут барана. 

Евреи на Йом-Киппур (День искупления), отмечающийся в десятый день месяца тишрей, приносят в жертву куриц.  В ходе ритуала верующие трижды вращают над головой живую птицу, говоря: "Да будет это моим искуплением". Потом курицу забивают, а ее мясо раздают бедным.   

Якуты в древности приносили в жертву самым опасным и могущественным духам коней. При этом добрым божествам верхнего и среднего миров жертвовали самую лучшую пищу. До сих пор во время празднования Ысыаха якуты устанавливают сэргэ (коновязь) и приводят на обряд белую лошадь. Животное выступает в качестве собранной по частям жертвы, которая символически обменивается на будущее благополучие реальной жизни. 

Многие северные народы раньше приносили в жертву оленей. Например, ненцы ежегодно весной и осенью отдавали духу неба белого оленя. Главную часть жертвоприношения составлял дух животного, который, по поверьям, уходил в небесное стадо. У некоторых народов в жертву злым духам приносили собак.

В древности кровавые жертвы приносили по разным случаям: начало или окончание сезона, завершение года, охота, болезнь, похороны. Даже переезд на новое место требовал жертвоприношения. Причем, так называемую "строительную жертву", когда при переезде в новый дом проливается кровь или часть жертвы закладываются в фундамент постройки, приносили не только народы крайнего Севера, но и коми-пермяки, удмурты, мордва, карелы, русские, белорусы.  


Материалы по теме:
5155