Как сосватать ненецкую невесту

Как сосватать ненецкую невесту

Люди одного огня не имеют права соединяться между собой узами брака

 
 
 
 
20 августа 2013

В жизни ненецкого народа бытует несколько видов сватовства. Традиции эти уходят в глубину веков, как и сама человеческая цивилизация, построенная в своё время в арктических широтах. В основе этой цивилизации — олень.

Многие тысячелетия назад человек приручил это красивое, гордое и покладистое животное. Научил работать на себя. При помощи оленя ненцы совершают торговый обмен. Образно говоря, все эти годы и десятилетия он выполнял роль живой денежной единицы…

Уважаемый читатель спросит: а при чем тут "ненецкое сватовство"? Сейчас расскажу.

Представьте себе — у двух приятелей, двух друзей одновременно родились дети: у одного мальчик, у другого девочка. Родители решили, что по истечению 18-летнего возраста они станут мужем и женой. Такое сватовство называлось "Нгобт сярвэхэ".

Чтобы удачно женить парня, отец временно отдавал своего сына в чужую семью, где проживала предполагаемая невеста. В ненецком языке такой жених назывался тахана. Тахана караулил животных, ремонтировал нарты, короче говоря, делал всю тяжелую мужскую работу. Если он в течение оговоренного срока проявлял себя с положительной стороны, то хозяин, еще раз хорошенько подумав, мог выдать дочь замуж за него: ведь главное, что этот человек справлялся с культовым животным тундры — оленем! Такое сватовство осталось только в наших ярабцах и сказаниях.

Самым распространённым сватовством я считаю женитьбу с привлечением какого-нибудь уважаемого, известного в округе человека. Эту роль могут играть и мужчина, и женщина. Такого человека зовут нгэвтана — сват. Как всегда, он приезжает ранним утром на пятёрке белых оленей. Узнав, что этот человек будет просить руки их дочери, с внутренней стороны наглухо закрывается полог чума. Прибывший за невестой три раза ударяет посохом и говорит:

— Я нгэвтана! Открывайте полог чума! Примите мои подарки — чёрно-бурых лисиц, белых песцов! Три дня и три ночи мчался к вам, чтобы принести добрую весть. Парню из соседнего стойбища, вы его знаете, пора жениться! А у вас выросла замечательная дочь. Её слава уходит от моего стойбища ещё дальше — на целых семь дней. Они будут хорошей парой…

Нгэвтана быстренько просовывает в проём полога дары — шкуры пушных зверей. Но его подарки не принимают. Потоптавшись, выкрикивая самые добрые слова в адрес невесты, он уезжает обратно не солоно хлебавши. Во второй приезд сват куда более напорист. Нгэвтана наседает на родственников невесты. Он говорит им о звездах: на небе зажглись два ярких небесных светила, парень и девушка, жених и невеста. Как светло стало вокруг!

Внутри чума — громкие разговоры. Споры. Родственники невесты, судя по всему, разделились на два лагеря. У нгэвтаны хитрая улыбка на лице: тихонько пошел к нарте, быстро взял вожжи и был таков.

Нгэвтана неумолим. В очередной приезд три раза стучит посохом. Теперь широко открылся полог. Навстречу ему вышли улыбающиеся люди. Спрашивают дорогого свата:

— Почему не заходил так долго в чум? Мы ждём тебя!

Нгэвтана рад: половина дела сделана, а остальное, как говорится, пойдёт как по маслу. За чаем договорились о дне свадьбы. Олени, которые полагается заплатить за невесту, называются не мир. Их нельзя сравнивать и путать с восточным словом "калым". Стороны договариваются о выкупе, исходя из количества оленей жениха. Сколько их? А их может быть 30, 50, 100 голов. Они нужны потом, когда молодые люди будут приезжать в гости к родителям жены. Тогда её оденут с ног до головы — в шкуры тех оленей, что получили за свою дочь. Продав шкуры, приобретут ей приданое.

К слову, о свадьбе. Обычно составляется большая программа с официальной частью, играми, спортивными состязаниями. Отец невесты и ее родственники, мужчины и женщины, подготавливают мюд — аргиш, состоящий из груженых нарт. На умеренном ходу его прогоняют вокруг стойбища. Гости должны запрыгивать на нарты. Если где-то порвется веревка из юфти, сыромяти, — это плохой знак. Но во время свадеб у ненцев обычно все проходит надежно.

Старики за чаем вспоминают о происхождении рода, откуда появились жених и невеста. Судят, правильно ли сделан выбор. У ненцев есть родственные рода, например, Вануйто, Яптик, Яунгад, Сэрпиво, Вэнго, Тибичи, Салиндер. Носители этих фамилий считаются нгопой ту тер — люди одного огня, и не имеют права соединяться между собой узами брака.

Есть среди ненецких обычаев и вовсе древние. Например, давно канул в Лету такой вид сватовства, как нумд сярвы, когда девочку "отдают" в невесты Всевышнему Богу, для того, чтобы она на земле защищала свой род. Такая девушка не имеет права выйти замуж за смертного парня. Судьба обрекает её на полное одиночество. Вот и поторопился народ избавиться от столь грустных и по большому счету несправедливых обычаев.

В наши дни жизнь в тундре изменилась до неузнаваемости. Вечером легли атеистами, а проснулись православными, баптистами, исламистами.

В чуме появились технические средства. Молодые люди разъезжают на быстроходных "Ямахах", "Полярисах", "Артикетах". Олени у некоторых тундровиков так и остаются необъезженными. Даже на перекочевку не хватает рабочих быков. А жизнь продолжается. Молодые парни садятся на "стальных оленей" и едут за невестами за тридевять земель. Встречаются с будущими женами на окружных фестивалях, Днях оленеводов и рыбаков. Не нужно платить не мир, не нужно отправлять нгэвтану. Но то, что было отлажено, опробовано тысячелетиями, еще живо в народе..

"Тюменские известия"


Материалы по теме:
3817