Скинхеды бывают разные — националисты, антифа, коммунисты и аполиты. Брутальная субкультура привлекает молодежь различных политических ориентиров. Говоря о националистах, люди привыкли представлять русского радикала, оппонента массовой миграции. Но вопреки истерии ультралибералов по поводу "русского фашизма", конфликтовать с приезжими готовы и выходцы из татар, башкир, якутов. Нерусский скинхед — совсем не редкость в нашей полиэтничной стране.
Как "нерусские" режут "нерусских" за белую расу
Москва, 2009 год, на скамье подсудимых группа юношей, именуемых журналистами "Белыми волками". Им инкриминируют десяток убийств на почве межнациональной ненависти. Один из их лидеров носит грузинскую фамилию – Алексей Джавахишвили. Он нападал на мигрантов.
Если вспомнить громкие дела адептов "белого превосходства", можно увидеть, что зачастую в молодежной банде "нацмен" — не исключение. "Славянский сепаратист" Давид Вагаркович Башелутский наполовину грузин. Гроза мигрантов Артур Рыно — из чукчей. Татарские имена часто мелькают в резонансных делах — "Белых волков" и "Фольксштурма". В рядах нашумевшей скин-бригады из Уфы "Солдаты четвертого рейха" — татары Альберт Файрушин и Эдик Хайруллин. Приговоренный к пожизненному заключению за взрыв Черкизовского рынка Олег Костырев, по некоторым данным, удмурт. В числе осужденных "русских" радикалов – азербайджанцы, армяне, греки, евреи, татары, грузины. Настоящий интернационал с ножами!
Причем в широких кругах правых подобное вовсе не исключение, а обычная практика. "Татар в Поволжском движе навалом; встречаются и кавказцы", – рассказал автору издатель наци-фанзина Winter Attack из Тольятти. К примеру, лидер волгоградской скинхед рок-группы МДП – татарин.
Эта практика распространяется и на легальное поле: в лидерах "Народно-национальной партии" числился татарин Вадим Фахрутдинов, представителей этого народа официально принимали и в "Славянский союз".
Удивляться не приходится, – что бы ни говорили, организованного скинхед движения у нас нет, как и строгих правил вовлечения в субкультуру. 9/10 скинхедов – обычные дворовые тусовки. Кто-то идет в панки, курит траву, а кто-то лупит друг друга на футболе или гоняет мигрантов. Когда несколько человек из такой дворовой компании подаются в скины, остальные, невзирая на национальности, просто к ним присоединяются.
Политики в этих образованиях — минимум. Большинство так называемых скинхедов не то, что "Майн кампф" не читали, но даже не открывали националистические сайты.
Зарубежный опыт
Националистическая скинхед культура простирается далеко за пределы Европы, где она уже изжила себя, мутировав в беззубые фан-клубы. Скинхеды имеют давние традиции, с 1980-х — в городской жизни Латинской Америки и Японии, чуть позже — в Малайзии. Есть наци-скинхеды в Марокко, Израиле, Монголии.
Характерно, что близость к Европе и США сказывается на идеологии: популярность гитлеризма у скинов Востока и Центральной Америки, плюс возрождение культа язычества. Бритоголовые Марокко, Израиля – плод внутренних этноконфликтов. Марокканские кроме фанатичного гитлеризма отражают и раскол между берберами и арабами. "Арабы – низшая раса, мы же относимся к белой и мы против ислама, мы – коренные, арабы – оккупанты", считают в национал-социалистической организации "Берберская Честь".
Израильские "Патруль-36" и "Белый израильский союз" – классические неонацисты. Тамошние радикалы находятся под влиянием русских единомышленников, активно с ними контактируют, и даже идентифицируют себя русскими. Они нападают на темнокожих евреев, выходцев из Северной Африки и Азии. Впрочем, по мнению израильских националистов из "Дома Давида", на самом деле эти парни "вполне себе евреи". Нередки в стране конфликты израильтян, выходцев из Европы и восточных иудеев.
Познавателен опыт Мексики, Колумбии, Эквадора и Перу. Там сосуществуют параллельные скинхед течения: белые идентарии (антиглобалисты, ратующие за сохранение европейской культуры и этнического тождества без дискриминации этносов), индейские и белые нацисты, интегралисты патриоты и ультралевые. Войны между националистами и антифа, частые в Европе и США, ведутся не из принципа "за или против мигрантов". Насилие базируется на сугубо политических расхождениях, а не на цвете кожи. Креолы националисты из колумбийского MVN (Движение Национального Авангарда) даже проводили акции рука об руку с негритянскими общинами.
Так, в эквадорской скинхед организации Acción Revolucionaria Nacionalista (Национальное Революционное Действие) состоят, как рассказал автору один из ее членов, "белые и инки, гордые своей кровью и идентичностью". А вот негров туда не берут. Судя по их сайту, группа находится под влиянием итальянских и испанских националистов, культуры инков, и даже скандинавского язычества. Противники ARN – банды красных скинов из Кито, также расово неоднородные. Есть и другие бригады – "Кровь за кровь", "Черный Легион".
А вот скинхед братство из Перу, Эквадора и Колумбии MNSVN (Национал-социалистическое Движение Национальный Авангард) придерживается иной точки зрения. Это испанцы, гордые колонизацией, но единственное, в чем они отметились, – вандализм после торжественных попоек в честь фюрера.
Интересная картина сложилась в Колумбии, где дружно сосуществуют неонацисты (но не расисты) креолы Tercera Fuerza ("Третья сила"), UNSC (Единые национал-социалисты Колумбии), интегралисты Orden Patriota Bogota (Орден Патриотов Боготы) и Negro Bogotá, а также нацисты-индейцы. Их враги — расово смешанные бригады анархо-коммунистов и антирасистов. Из трех, погибших от рук красных экстремистов, двое были белые субкультурщики и один метис обыватель. Террор красных банд привел к тому, что против RASC-Bogotá выступило колумбийское студенчество из Alianza Estudiantil Nacional.
В Мексике налицо явный расизм в отношении белого меньшинства. Преобладающая часть политизированных скинхедов – это индейцы, у которых в почете ацтеки, эсэсовцы и викинги. Корни этого, думается, в популярности среди них идей "превосходства бронзовой расы". Под их влиянием креолы скинхеды сколотили союз Troops of Tomorrow.
Отличительно, что неонацисты имеют широкое распространение в государствах с преобладанием белых, метисов и индейцев. В Бразилии, где проживает огромная африканская община, скинхеды превратились в причудливый гибрид патриотизма, гомофобии, антисемитизма, интегрального национализма и ненависти к коммунистам. Все это сдобрено модой на европейскую модель развития и желанием "дружить" с белыми за океаном. Одновременно используются перечеркнутые свастики и лозунги "Стоп фашизм". Три четверти бразильских скинхедов – интегралисты, причем большинство из них креолы. Интегралисты нещадно преследуют ЛГБТ, "красных", панков и бомжей-негров с нищего севера страны. Белые сепаратисты ограничены микро-клубами.
Завершая экскурс, хочу обратить внимание на важную деталь: расистская риторика сторонников белого господства не мешает им контактировать с "цветными" скинхедами Третьего мира и ездить друг к другу в гости. Не все европейцы такое поддерживают, но факты налицо.
Якутский стиль
Ситуацию со скинхедами в Якутии похожа на бразильскую. Долгое время с начала 2000-х в скины шли все подряд: и якуты, и русские, и сахаляры (метисы). К примеру, лидером местного отделения Национал-большевистской партии был чеченец.
Русский скинхед по имени Иван, член бригады Hiperborean 88, сообщил автору: "Многое зависело от города, района: так в Мирном, сугубо русском городе, скины были русскими и ненавидели якутов". Доставалось от них якутскому аналогу гопоты — "мамбетам".
Этот интернационал преследовал кавказцев и китайцев. В далекие края скин-культура попала через западные кинофильмы про скинхедов и информацию о подъеме движения бритоголовых в столице. Тематика расового превосходства при этом заменялась патриотизмом малой родины с некоторой примесью антисемитизма.
Первая волна "скиновья" сменилась иными симпатиями. В середине 2000-х под влиянием якутов, вернувшихся из московских вузов, усилились позиции антифа, куда отпочковались массой сахаляры и якуты в поисках нового драйва, и одновременно активизировались русские сепаратисты. Возросло влияние ультраправой "Партии Свободы". Были зафиксированы первые "идейные" нападения скинхедов на представителей титульного народа республики. Политика шовинизма якутских властей вызвала обострение сепаратизма. Тогда часть русских скинхедов посадили, "большинство занесены в базы экстремистов, и об активности говорить не приходится", как писали в скинхед журнале "Предельная Ненависть". Многие скины эмигрировали из республики. Однако до начала 2010 года в Якутии номинально еще действовал Superskins Front.
В целом серьезной роли русские радикалы в Якутии не сыграли, оставшись малозаметным явлением. Интересно, что республиканское отделение ДПНИ стояло на позициях российского интернационализма, а его лидер Сергей Юрков был женат на якутке и публично осуждал белых расистов, участвуя в антифашистских митингах.
Русские и булгары против ислама
Владимир Басманов, вдохновитель ДПНИ и ЭПО "Русские" уверен: "Половина скинхедов в Татарстане – татары". Вместе с русскими они нападали на приезжих "определенной национальности". Культовая русская скинхед рок-группа "Спецшкола" из Набережных Челнов в интервью ставропольскому фанзину "Русский ратник" уверяла, что их расизм распространяется только на приезжих. "С татарами отношения нормальные", – заявил анонимный исполнить песни "Гитлер Made in Tatarstan". Тогда на стенах в городах республики появились лозунги "власть белым".
Почти все члены пошедшего под суд за избиение выходцев из Средней Азии в 2011 году "Фронта Казанских патриотов" – татары, и лишь некоторые чуваши и русские. Как так получилось?
Артем Веселов, участник казанского отделения левонационалистической "Народной воли", считает, что в молодежных группах никаких разграничений по нацпризнаку нет. По его словам, татарские скинхеды тяготеют к европейской культуре и осознают себя европейцами.
Объясняя причины такого причудливого синтеза и некомплементарности татар к мигрантам Веселов заявил: "Я бы не сказал, что волжские татары восточный народ. Азиатами их точно назвать не получится. Татары не считают себя потомками монголов. Они идентифицируются как потомки волжских булгар. Население смешанное. Не всегда можно определить национальность человека по виду. Соответственно, проблемы и их восприятие – общие для русских и татар. Здесь и кроется секрет этого явления".
Если в остальной России вливание "нерусских" в ряды скинхедов проходило как бы за компанию, то в Татарстане, эта культура массовая и уже без ограничения принимает в свои ряды русских и татар. Мотивы ухода к скинхедам, по словам Веселова, лежат в "стандартной риторике: иммигранты приносят с собой наркотики, преступность, а татары не считают приезжих из Средней Азии родственными народами, потому здесь конфессиональный вопрос отходит на второй план".
Более идейные татарские скинхеды и автономные националисты с годами начали отходить от гитлеризма. Выходцы из движения стараются обосновать дистанцию от Азии, находя путь, который ближе к Европе, в булгаризме. Казанское отделение почившей в бозе "Вольницы" идентифицировало себя как булгары, а некоторые его члены приняли славянское язычество. Уже популярен на улицах слоган "Русские и булгары против ислама" — в пику пропаганде исламистов из "Азатлыка" и политике республиканских властей.
Реинкарнация булгаризма в субкультурах, по информации Артема Веселова, началась недавно. "Как молодежное движение – булгаризм появился в 2008 году. До этого булгаризм был уделом людей более зрелого возраста. Движения стоят на антикапиталистических, социалистических, народнических позициях", – говорит он.
Культура для всех
Все написанное выше про скинхед-движение по большей части уже относится к области нашей истории или реалий зарубежных стран, их городского политического ландшафта. Никакого политического и численного значения скинхеды сейчас уже не играют, как, впрочем, и националисты, и антифа. Однако по инерции, арестованных по "экстремистской" статье правоохранительные органы и желтая пресса продолжают называть скинхедами, а радикальную группировку записывать в "русских фашистов", даже если большинство ее членов – нерусские. Слова о "белом превосходстве" самозваных идеологов – это одно, действительность улиц – иное.
Этнические различия народов России не являются препятствием для союзов молодежи, не терпящей мигрантов или увлеченных нацизмом.
Тэги