Храм раздора

Храм раздора

Что не поделили российские буддисты на Поклонной горе

 
 
 
 
9 мая 2013 1

В День Победы 9 мая многие москвичи и гости столицы принимают участие в народных гуляниях на Поклонной горе. Граждане с улыбкой и уважением смотрят на совершающих променад ветеранов Великой Отечественной войны, чьи ордена на груди блестят от солнечного света днем и от яркой иллюминации вечером. На что еще обращают внимание гуляющие по Поклонной горе? Прежде всего, взгляд привлекает 140-метровый обелиск Монумент Победы работы Церетели, затем - музей Великой Отечественной. А вот дальше внимание переключается на здания, которые напоминают посетителям не только о великой Победе, но и о традиционных религиозных конфессиях России…  Православный Храм Святого Георгия Победоносца, Мемориальная синагога, Мемориальная мечеть и… чего-то не хватает.  Где-то "потерялся" буддийский храм, а ведь в России буддизм исповедуют почти около миллиона человек и приверженцы этой религии доблестно защищали свою страну во время Великой Отечественной!

Буддистам вообще не очень везет в российской столице. Одна из четырех признанных традиционными в России конфессий до сих пор не имеет своего "места" не только на Поклонной горе, но и где бы то ни было в Москве вообще. Строительство первого буддийского храма в столице откладывается уже много лет и отнюдь не только из-за внешнего противодействия.

"НацАкцент" попытался выяснить, кто и почему "потерял" символ буддизма на Поклонной горе. Сделать это было непросто, потому что многие буддийские организации отказались давать комментарии на эту тему.

Заниматься строительством буддийского символа на Поклонной горе должно было Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов Департамента градостроительной политики города Москвы. Эта организация ранее уже занималась строительством православного храма и мечети на Поклонной горе, а в данный момент курирует программу по возведению 200 православных храмов в столице. Однако, в управлении комментарии относительно строительства буддийского символа давать отказались, сославшись на занятость и то, что говорить в общем-то не о чем. В Буддийской традиционной Сангхе России также не стали комментировать ход решения данного вопроса. В свою очередь, в Московской общине буддистов сказали, что их организация данным вопросом не занимается, но известно о том, что из-за строительства буддийского сооружения на Поклонной горе "все переругались".

Как рассказал "НацАкценту" Александр Койбагаров - президент  Российской Ассоциации буддистов Алмазного пути Традиции Карма Кагью, вопрос возведения на Поклонной горе буддийского сооружения решается аж с 2006 года. Уже несколько раз власти Москвы выделяли для этой цели участок. Но каждый раз между буддистами возникали споры. "Что же, в конце концов, надо строить: ступу или храм? Как это должно выглядеть, какие размеры иметь, надо ли туда вставлять алтари всех буддийских школ? В конечном итоге, пришли к решению, что постройка будет называться буддийским мемориалом", - рассказал глава ассоциации.

Вопрос о строительстве буддийского мемориала не раз обсуждался на собраниях в Департаменте  регионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы. Последнее такое собрание было ровно год назад - в мае 2012 года. На нем присутствовали буддийские лидеры Бурятии, Калмыкии, Тувы и представители нескольких московских буддийских "неэтнических" организаций, которые представляли разные школы.

"От лица московских властей  нам тогда сказали, что пора уже прекратить внутриконфессиональные разногласия, так как уже неприлично не иметь этого памятника", - вспоминает Койбагаров. По его словам, на том же собрании руководитель департамента Юрий Артюх заявил, что время для строительства буддийского мемориала давно пришло и принято политическое решение. Как отметил глава ассоциации, до этого российские буддисты также утверждали, что "стыдно не иметь этого памятника, когда все уже конфессии поставили свои мемориалы на Поклонной горе", ведь таким образом, у населения могло создаться впечатление, что буддистов просто игнорируют.

Как пояснил Койбагаров, вопрос "стыда" во многом возникает из-за истории калмыков, которых некоторые до сих пор считают предателями. Существует версия о том, что во время Сталинградской битвы часть калмыков перешла на сторону врага и, в том числе, из-за этого их в дальнейшем Сталин подверг депортации. "Если нет этой ступы, то значит есть по этому поводу еще какое-то подозрение и ощущение среди народа, что их не реабилитировали полностью. Поэтому чиновники c этим пафосом и говорят, что им надоело терпеть всевозможные подозрения", - уточнил президент ассоциации Койбагаров.

В результате, как вспоминает Койбагаров, на собрании в правительстве Москвы заявили, что в скором времени необходимо собраться и заложить камень на месте будущего строительства, а также начать само возведение мемориала. На встрече присутствовал один из руководителей Управления по реконструкции и развитию уникальных объектов Департамента градостроительной политики города Москвы, который заявил, что его организация займется разработкой проекта буддийского сооружения и даже поможет собрать на это деньги. 

"Многие были очень воодушевлены такими обещаниями, но потом все снова затихло. Я много раз спрашивал в этом департаменте о ситуации со строительством, мне предлагали подождать, так как решение это должно быть якобы везде согласовано, а самое главное должны договориться главы конфессий и администраций национальных республик. Вот таким образом все это усложнилось и запуталось", - рассказал буддийский деятель "НацАкценту".

Наученные горьким опытом разногласий в буддийской среде, чиновники сейчас пытаются избежать обид и скандалов и потому решили согласовать проект строительства со всеми: и с главами национальных республик, и с представителями буддийских организаций. Однако лидер Ассоциации буддистов заявил, что "храм всегда источник ссоры". Так как, в процессе обсуждения должны принять участие, как минимум, 6 человек (три главы республик и три буддийских лидера тех же республик), то окончательная точка в строительстве буддийского мемориала будет поставлена еще не скоро.

"Все эти республики очень амбициозны и их лидеры тоже. Как я понимаю, если не будет "приказа" сверху со словами "Все! Заканчиваете споры о том, кто будет главный, давайте строить!", это будет тянуться неограниченно долго", - печально констатировал Койбагаров.

Долгие обсуждения и споры между представителями трех российских республик неизбежны еще и потому что буддисты разных республик, оказывается до сих пор решают вопрос о том, кого считать "главными буддистами" страны.

"Буряты считают, что они главные буддисты, потому что их больше, чем всех остальных, и им Елизавета указом специальным от 1741 года разрешила вести проповедь буддизма. Калмыки считают, что они вообще раньше всех российских субэтносов начали исповедовать буддизм и у них существовали все 4 главных традиции тибетского буддизма. Они подписали договор еще в 1609 году с Василием Шуйскими и считают себя главными, потому что они самые древние. А тувинцы говорят, что они ничем не запятнали себя во время Великой Отечественной войны, во всем только помогали России и готовы одни построить мемориал. Поэтому для того, чтобы строительство наконец произошло одного нашего желания и попытки всех собрать пока, увы, недостаточно", - сказал в заключении президент Российской Ассоциации буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью.


Материалы по теме:
4012