Новая мифология для столицы

Новая мифология для столицы

Мерянские этнофутуристы хотят изменить культурное пространство Москвы

 
 
 
 
4 апреля 2013

Мерянские этнофутуристы из творческого объединения Metsa Kunnta ("Братство Леса") придумали новую мифологию и дизайн для московского района Куркино. 3 апреля в районной библиотеке Куркино при участии местного муниципалитета открылась выставка картин художника Андрея Малышева (Мерянина) и дизайна "Новая мифология Малой Родины". 

На работах - придуманные художником первые поселенцы Куркино: мощные позитивные образы предков, их боги, народное православие, традиционная культура, орнаменты, архитектура и неизменная среднерусская природа с хвойным лесом, березовыми рощами, полями по берегам рек. Конечно, речь не идет о научной реконструкции облика и культуры куркинцев. Однако фантазия и творческое начало художника преодолели эти условности путем обращения к мифами и архетипам российского народа.

"Как сделать мегаполис дружественнее человеку? Только почувствовав его своим родным городом, - рассказывает участник Metsa Kunnta Александр Трифонов. - Среди первых жителей Москвы были меряне. Меря - коренные жители, аборигены волго-окского междуречья. Чтобы прочувствовать эту землю как свою настоящую Родину, нужно вспомнить о мерянских корнях русского народа помимо славянских. Мерянское начало есть почти в каждом россиянине, ведь колонизация России началась с наших земель, и она объединяет нас в единый народ. Меряне были спокойными, трудолюбивыми людьми, жившими в гармонии с природой. Нам приятно осознавать себя их потомками". 

Кто такие новые меряне

Группа этнофутуристов "Metsa Kunnta" (Братство Леса), члены которой актуализируют мерянское наследие в русской культуре, была основана в 2010 году. Один из активистов группы представил на VI Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Шиофоке в начале сентября выставку картин на тему мерянской мифологии. В начале апреля 2013 года Андрей Малышев издал первый меряно-русский словарь

Меряне - древнее финно-угорское племя, ныне считающееся вымершим. Этот народ жил на территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской и Тверской, части Вологодской и западе Костромской областей. По данным филологов и этнографов, меряне полностью вошли в состав древнерусского народа, составив одну из его этнических основ. Мерянский язык как самостоятельный предположительно вымер на рубеже XVII–XVIII веков. 

Почему Куркино?

Куркино - особый район Москвы. Это единственный субурб, то есть территория, сочетающая в себе элементы городской застройки с большими пространствами и природными ландшафтами, со своей атмосферой. Именно здесь, по сравнению с другими районами мегаполиса, возможна наиболее непротиворечивая реконструкция мифологических образов земли. И, возможно, интеграция древних русских символов, орнаментов в современную среду на уровне дизайна, арт-объектов. 

"В Москве какой-то только экзотики в оформлении улиц, магазинов, рекламных конструкций не встретишь, а вот своего исконного, русского, днем с огнем не сыщешь, - говорят новые меряне. - Мы хотели бы исправить это положение. Пусть будет место и для современного русского дизайна на основе традиционных орнаментов, вышивок". 

Один раз увидеть

На выставке представлены знаковые для Андрея Малышева (Мерянина) полотна. Среди них - "Вечность". На работе изображен переход от древнего, старого и ветхого к будущему - маленькой девочке, чей портрет как будто разорван двумя линиями. В этом напряженном образе будущего читается вопрос: а сможет ли новое поколение унаследовать и адаптировать огромный пласт традиционной российской культуры, трансформировать и адаптировать его к жизни в мегаполисе в XXI веке?

"Великая Мать Мира" - схематическое изображение женского начала выполнено с помощью геометрического орнамента - древнейшей русской изобразительной техники. Подобные изображения встречаются на полотенцах до второй половины XIX века. Как мать охраняет свое дитя, так и мы, создавая это полотно, видели в нем новый оберег, который при желании можно обратить в элемент дизайна и использовать в городской среде. 

"Видение" - молодая девушка как бы появляется из-за старого фактурного деревянного крыльца с архаическими символами. Так современный человек, остановившись, отказавшись на некоторое время от суеты, соприкасаясь с осязаемой древностью, приобретает способность сопрягать бывшее, нынешнее и будущее .

Выставка "Новая мифология Малой Родины" продлится до 26 апреля по адресу: ул. Родионовская 9 (пнд-пт с 12 до 19, сб 11-18). Организаторы выставки: Государственное учреждение культуры города Москвы "Централизованная библиотечная система №1 Северо-Западного административного округа" Библиотека №246,  Муниципалитет округа Куркино города Москвы и галерея современного искусства "С-Арт" Петра Войса.


Материалы по теме:
3163