Русская республика - мифы и реальность эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Русская республика - мифы и реальность

Принципы территориального устройства с россыпью национальных автономий сегодняшняя Россия унаследовала от СССР. При этом этническое большинство – русские – в новейшей истории своей страны по-прежнему лишены такого бонуса. Отсюда требование русских националистов либо создать, наконец, русскую республику, либо ликвидировать другие национальные автономии.

Территориальный казус

До революции 1917 года малые народы, жившие в Российской империи, пользовались правами на сохранение культурных особенностей. Например, и Финляндия, и Польша как части империи при довольно большой степени культурной автономии не имели права на свою армию или внешнюю политику. Да и в целом по стране очагов сепаратизма не наблюдалось. Хотя этнические проблемы имели место, но по большей части это были отголоски исторической  вражды некогда воевавших между собой кавказских народностей. 

Большевики в популистских целях создали десятки автономных республик, обозначая границы весьма произвольно. Так были заложены предпосылки для целого ряда последующих территориальных конфликтов в Абхазии, Дагестане, Нагорном Карабахе и так далее. Хуже того, к национальным автономиям широким жестом присоединили земли с преобладающим русским населением. Так, города Грозный, Владикавказ, Казань, Уфа формально перестали быть "русскими".

Впрочем, не будем забывать, что большевики старались компенсировать свои спекулятивные внутриполитические шаги тем, что укрепляли нацреспублики русскими, в частности, через парторганизации. Сейчас, когда этот административный рычаг больше не существует, именно в нацрегионах мы имеем сепаратистские настроения и прочие "этнические" проблемы в виде  клановости в органах власти и коррупции.

К моменту распада СССР статистика красноречиво свидетельствовала, что национальные автономии населяют в основном русские. Башкирская АССР – русских 40 %; Бурятская – 72 %; Калмыцкая – 43 %; Карельская – 71 %; Коми – 57 %; Марийская  – 48 %; Мордовская – 60 %; Удмуртская – 58 %; Якутская – 50 %; Адыгейская – 71 %; Карачаево-черкесская – 45 %; Горно-алтайская АО – 63 %; Еврейская – 85 %; Хакасская – 80 %. Ни в одном из этих образований "титульные" народы не были в абсолютном численном большинстве. На севере страны доля русских в национальных автономиях составляла от 60 до 95 % населения. В Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии треть жителей были русскими. В Татарстане русских и татар проживало поровну.

Спустя два десятилетия численность русских резко упала во всех кавказских республиках и Туве. В Чечне результатом этнических чисток стали убийство десятков тысяч и бегство трехсот тысяч русских. Часто приходит информация о фактах дискриминации русских в Татарстане и Башкирии. Эксперты не исключают, что вскоре и эти республики станут моноэтничными.

Такое положение дел вкупе с особо щедрыми бюджетными вливаниями в республики, стало причиной рождения дискуссии о необходимости реформы территориального устройства. Прежде чем рассмотреть выдвигаемые аргументы, обратим взор на иные государства.

Заграничный опыт

Раздача автономий - исключение, нежели правило в мировой политике. Так, во Франции 10 % меньшинств - бретонцы, савойские итальянцы, баски, немцы Эльзаса - не имеют никаких автономий. Политикой французских властей по отношению к ним была и остается ассимиляция. Корсика – единственное исключение, где де-факто власть Парижа уже под вопросом из-за активности корсиканских националистов.

В Италии полтора миллиона тирольских немцев и фриульских славян тоже не наделены никакой формой автономии. Еще хуже обстоят дела в Румынии, где отрицаются любые права на идентичность для венгров, русских, болгар и немцев, а это 15 % населения. Причем, Трансильвания, Буковина и Добруждна в состав Румынии вошли лишь в конце 19 – начале 20 веков. Отличие нынешней Румынии от коммунистической в том, что национальные меньшинства перестали преследовать: сажать по концлагерям и расстреливать их демонстрации.

В Испании положение дел несколько иное. После смерти Франциско Франко, который свирепо подавлял басков и каталонцев, правительство опрометчиво разделило страну на автономные провинции. С тех пор сила освободительного движения басков и каталонцев настолько возросла, что теперь они не просто уважения требуют, а независимости!

Да и за пределами Европы ни одного государства идентичного по территориальному устройству с РФ тоже нет. Автономные округа в Китае – формальность. Арабы Израиля живут по еврейским правилам. Берберы Марокко и Алжира ограничены в возможностях самоопределения. Точно так же чилийцы не стремятся дарить арауканам особые права. 

За тысячелетия истории в мире сложился принцип отношений больших и малых этносов – ассимиляция, если не кровная, то как минимум культурной. Там, где этот принцип не работал или заменялся раздачей автономий, дело неизбежно кончалось сепаратизмом.

Русские националисты ищут решение проблемы

Пока федеральные власти занимаются разгоном оппозиционных митингов и борьбой с "русскими фашистами", в национальных республиках зреют сепаратистские настроения. Ставрополье и другие южные области постепенно заселяют выходцы с Северного Кавказа. В Казани весьма уютно себя чувствуют исламисты. В то время, как русские постепенно уходят из национальных автономий, чиновники продолжают рассуждать о межнациональном мире. Симптоматично, что иностранцы уже начинают воспринимать нацреспублики как независимые от России государства.

Между тем русская нация оказалась лишена собственной государственности в отличие от других народов, чьими именами были названы национальные автономии.  С одной стороны, власти вещают о многонациональной России и россиянах, а с другой отказываются признавать русских отдельным этносом. В этом и заключается главная претензия русских националистов, несмотря на то, что их взгляды по поводу нацреспублик расходятся.

"Державные" правые, вроде "Великой России" и движения "Русские" выступают за сохранение влияния над меньшинствами, но уменьшение их суверенитетов. Представители НДП говорят, что пора перестать "кормить Кавказ" и отправить кавказские республики "в свободное плавание". Левые националисты из "Вольницы" предлагают всероссийское голосование по автономному вопросу. "Другая Россия", исходя из принципа территориальной целостности, обещает предоставить кавказцам право жить по законам традиционного адата. Одновременно Эдуард Лимонов призывает вывести из юрисдикции Чечни и Дагестана казачьи районы. А казачьи деятели просят о воссоздании Терской казачьей области. Есть и националисты-регионалисты, рассуждающие о перспективах выхода из РФ Ленинградской области или Сибири. Примечательно, что последние годы регионализм из обычной интернет-болтовни перерос в целое культурное движение.

История показывает, что от нации могут откалываться целые группы, формируя новые общности: три века назад никто ведь не предвидел, что появятся американцы, канадцы, аргентинцы.

Вот и русские до сих пор жили компактно, не имея искушения отделиться. Может быть, отчасти причина в том, что заявители прав на создание "русской республики" – русские националисты - пока представляют собой весьма аморфную массу. Но, кто знает, может быть, завтра миграционные процессы в стране заставят ситуацию сильно измениться. Ничто так не подрывает и расшатывает страну, как неустроенность большинства. А вот в том, каким должно быть государство для русских, мнения националистов сильно расходятся.

Русская республика – на бумаге

Одними из основных вопросов остаются: "Как должна выглядеть Русская республика?" и "Станет она доминировать над национальными автономиями, поглотит их или отгородится?" Однако внятных программ на этот счет у националистов нет.

В постперестроечное время, когда под русским национализмом понимали махровый антисемитизм, речь шла о реанимации губерний Российской Империи. Именно так себе представляли "русскую республику" в движении РНЕ и обществе "Память". Национал-большевики агитировали за присоединение к России русских регионов Казахстана, Прибалтики и Украины. К слову, теперь наследница НБП "Другая Россия"  уже не покушается на федеративное устройство РФ.

Национально-демократический альянс имеет по вопросу "русской республики" довольно провокационную позицию. Кружок нацдемов отрицает наличие русской нации и пропагандирует развал страны на независимые государства. После чего, по их мнению, образуются демократичные нации европейских русских.

В программе Национально-демократической партии говорится о "равноправном федерализме" - уравнении областей и национальных автономий в правах. При этом они обещают не отнимать полномочия у национальных регионов, но параллельно собираются повышать права областей до республиканских. НДП также активно пропагандирует лозунг "Хватит кормить Кавказ!", за который в конце января к исправительным работам приговорили лидера организации Константина Крылова.

Партия "Великая Россия" выступает за унитарное русское государство и присоединение русских земель, находящихся сейчас в составе соседних государств.

Националисты из движения "Русские" - наследники ДПНИ ратуют за пересмотр внутренних границ, ликвидацию или отделение национальных автономий, а также за ограничение передвижения выходцев с Кавказа по стране. Правда, пока неофициально. Согласно их программе, Россия должна превратиться в Русскую республику с Исламской автономией внутри.

 

Поделитесь статьей