7993

Коми этнофутуризм

События

Политики и общественные деятели не один десяток лет ведут неспешные публичные разговоры о том, что бы такого надо было бы сделать, чтобы сохранить и преумножить народные традиции. Художники решение нашли давно: этнические мотивы становятся отправной точкой, из которой появляются вдруг совершенно особые произведения, сочетающее в себе прошлое, настоящее и будущее. Один из таких художников, этнофутурист Павел МИКУШЕВ, рассказал «НацАкценту» о творчестве, поиске себя и современном подвижничестве.

- В девяностом году я оканчивал сыктывкарское училище искусств, факультет дизайна. Дипломная работа была посвящена древней коми-азбуке. В архивах наткнулся на образцы коми-мифологии и заинтересовался. В тот же период мне попал в руки альбом "Пермский звериный стиль". Позднее пробовал разные техники, искал себя, и эта тема всплыла. В конце концов решил, что не нужно пытаться работать в реалистической манере живописи, т.к живописных традиций у моего народа - коми - не было. Были традиции росписи по дереву, бересте – прикладное искусство. Именно на основе традиций народного декоративного искусства стал строить собственный авторский стиль.

- Декоративное искусство – понятие широкое. Что именно из этого пласта вы переносите в живопись?

- Отталкиваюсь от народного декоративного искусства. Изучаю ткачество, вышивку. Беру целые орнаменты, или их фрагменты, и трансформирую в нечто свое. К примеру, пытаюсь в одной работе использовать элементы вышивок и приемы пермского звериного стиля. Пермский звериный стиль – это в основном изделия из бронзы. Большая часть предметов найдена в Пермском крае, отсюда и первая часть названия. Звериный – потому что в основном изображаются животные: птицы, медведи, лоси.

- Вы себя считаете продолжателям коми-традиций?

- Да. Может это несколько амбициозно звучит, но я очень хотел бы создать некую национальную традицию в живописи, которая прямо выходит из народного искусства. Не новаторство, а, наоборот, естественное продолжение традиций прошлых поколений.

- У Вас есть последователи?

- Одно время преподавал в гимназии искусств, занимался с детьми, передавал свои знания ученикам. Будут ли они ориентироваться на мой стиль – покажет время.

- Многие Ваши работы – своего рода иллюстрации к мифам и легендам коми. Как начинается работа над картиной - с научного или культурологического исследования?

- Все работы появляются по-разному. Был период, когда очень много читал. Дружил с этнографами и фольклористами, которые познакомили меня с большим количеством материала. Иногда пишу картины отталкиваясь от конкретного текста, но такое бывает редко. В основном, первым рождается образ. Практически никогда не делаю эскизов, сразу работаю на чистовую. В моих картинах обычно 1-2 четких образа, все остальное, что вокруг, появляется само собой уже в процессе работы. И уже потом, когда картина написана, вспоминаю подходящий миф, который мог бы стать своеобразным пояснением к картине.

- Получается, что Ваши картины – для узкого круга лиц, знакомых с коми-мифологией?

-Я стараюсь подтолкнуть зрителя к тайне картины. Названием или небольшим пояснением. Но естественно пропагандой мифологии, знакомством с народным искусством нужно с публикой заниматься особо. У нас был замечательный опыт с группой друзей-единомышленников. Мы совершили полуторамесячное турне по республике, посетили около 10 населенных пунктов с передвижной выставкой. Я работал на ней экскурсоводом. За день получалось около 10 групп!

Записала Болеслава Юлина