Поморы и ненцы – дружба сквозь столетия эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Поморы и ненцы – дружба сквозь столетия

Из очередного похода, на сей раз из Ненецкого автономного округа, вернулись шестеро путешественников из архангельской региональной общественной организации "Поморская экспедиция" во главе с Александром Шаларевым. Знаковый момент, ведь таким образом энтузиасты завершили проект по исследованию поморских сел, начатый еще четыре года назад, и привезли домой уникальный этнографический материал.

- В Северодвинске мы точно первые, кто прошел все побережье Белого моря, - не без гордости рассказывает Александр Шаларев.

Нынешняя экспедиция "Российская Арктика: поморы и ненцы - дружба северян сквозь столетия" состоялась благодаря программе целевых проектов областного министерства по региональной политике и местному самоуправлению. Путешественники высадились на мысу Канин нос. До конечной точки - ненецкого села Несь по тундре предстояло пройти пешком 400 километров.

Таких маршрутов у видавших виды путешественников еще не было. Шли по жуткому бездорожью: скалы, каньоны, водопады, болота, перемежались километровыми полями еры" (переплетение карликовой березы), преодоление которых не обошлось без растяжения мышц. Дальше шла так называемая "няша" - глиняные поля с канавами, простиравшиеся на 10-12 километров. И, под конец, самая северная песчаная пустыня в районе поселка Шойна.

На рисковую экспедицию, за время которой проводились исследования по программам этнографической, социально-экономической и биологической направленности, ушло почти три недели. Путешественники побывали в четырех населенных пунктах: Шойне, Кие, Чиже и Неси.

- Ожидаемого уныния и запустения мы там не увидели, - рассказывает руководитель экспедиции Александр Шаларев.

И, правда: в социально-экономическом плане представители Ненецкого округа живут гораздо лучше, чем обитатели иных поселков на берегу Белого моря. Например, практически любой выходец из ненецкого села может построить себе жилье за счет субсидий. На каждого члена семьи приходится по 18 квадратных метров жилья, в том числе и нового, со стопроцентной выплатой. Причем в каждом доме есть Интернет и мобильная связь. Жизнь здесь кипит. Так, в поселке Шойна, где всего 200 жителей, выложены новые мостки, везде стоят краны, наготове лежат стройматериалы. В малонаселенном селе Чижа возведен новый клуб, а школу, в которой учится всего пять детей, никто не закрывает. При том, что везде на других берегах Белого моря такие учреждения перестают существовать: старинные поморские села укрупняют, они превращаются в дачные поселки, вымирающие зимой. Богатые москвичи или петербуржцы массово стоят здесь дома отдыха или дайвинг-центры.

Почти ничего поморского не осталось и в увиденных ненецких поселениях. Даже этно-хор в Неси и тот уже далеко ушел от своих корней.

- Мы теряем мощный пласт поморской культуры. Здесь идет мультисплав всех представленных этносов: русские, коми, ненцы. Слава богу, не на китайском еще разговаривают, - сетует Александр. - Зря, кстати, смеетесь, китайцы сюда активно продвигаются. Уже собираются открывать производство по переработке оленя. Есть здесь и вьетнамские предприятия.

В целом все представленные этносы в НАО, по его словам, существуют достаточно мирно. Однако без локальных конфликтов между ненцами и жителями ближайших регионов по вопросам выпаса оленя и ловли рыбы, конечно, не обходится. Взаимные претензии есть у каждой из сторон. Например, жители Мезени видят ущемление своих прав в запрете традиционного для них промысла - рыболовства на полуострове Канине. По мнению же ненцев запрет не случаен: соседи вылавливали все подчистую, не оставляя молодняка.

Помимо социальных дотаций жителей НАО спасает такой доходный промысел, как сбор морошки.

- Это не сказки, что можно за день три 12-литровых ведра ягоды набрать. Там целые желтые поля! - удивляются увиденному путешественники.

Ягоду реализуют по 550 рублей за килограмм. Некоторые жители за лето таким образом зарабатывали до 300 тысяч.

- Был бы у них тупик, не ездили бы бабушки здесь на квадроциклах с подвесными японскими двигателями, - уверен Александр. - А сейчас там еще и канадские вездеходы по 700 тысяч рублей появляются. Спрашиваем - откуда? На морошке заработали!

Хотя в Ненецком округе, конечно, хватает своих проблем, но ситуация в целом не столь плачевна, как в других поморских поселениях. И уникальная информация, собранная путешественниками за четыре года существования проекта "Поморские берега" может пригодиться региональными и федеральными властями для принятия программ по развитию русского севера.

- За все это время мы прошли 65 поморских сел на территории четырех субъектов РФ. И только здесь, в НАО, почувствовали реальную поддержку местных властей. Мы увидели, как может быть, если власти хотят сберечь село. И поняли: исчезновение деревень - субъективный процесс. Нужно просто создать условия для развития. Тогда и рождаемость пойдет в рост.

И вот подтверждение: в том году на 60 жителей деревни Кия, например, пришлось семь новорожденных. В селах на остальных берегах Белого моря и один ребенок - событие.

Передохнув, путешественники оформят все свои мысли и наблюдения по итогам завершившегося четырехлетних проекта в отдельную книгу в продолжение хрестоматийных краеведческих работ Сергея Максимова и Ксении Гемп.

Справка:

Александр Анатольевич Шаларев - действительный член Русского географического общества, председатель АРОО "Поморская Экспедиция", сотрудник "Поморского института малочисленных и коренных народов Севера" Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, автор ряда публикаций краеведческого характера.

Поделитесь статьей