Не считая за подвиг

Не считая за подвиг

Как карачаевцы спасали евреев от фашистов

 
 
 
 
28 апреля 2012 1

В этом году исполняется 65 лет со дня победы советского народа над фашистской Германией и ее сателлитами. Каждый юбилей является поводом для того, чтобы вернуться к этому величайшему не только российской, но и в мировой истории событию, вспомнить, осмыслить то, какой ценой досталась эта победа для советского народа, в том числе и народам Карачаево-Черкесии.

Как известно, 19 тысяч сыновей и дочерей карачаевского народа геройски сражались на фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войны, еще 2 тыс. посланцев служили в тыловых частях, на военных заводах. 9 тысяч лучших представителей карачаевского народа погибли или пропали без вести.

Многие сыны Карачая совершили героические подвиги. Более 25 человек были представлены к присвоению высокого звания Героя Советского Союза, однако из них этого высокого звания удостоились лишь 11 человек, многие из них с большим опозданием в связи с тем, что они были представителями репрессированного народа. По этой же причине до сих пор многим выдающимся защитникам Родины - карачаевцам это высокое звание не присвоено, несмотря на то, что они своими подвигами, кровью, потом, ценою своей жизни заслужили это.

Вызывает великое чувство гордости, когда вспоминаешь, что 5 славных сынов Карачая командовали крупными партизанскими отрядами на территории Белоруссии, один на Украине, еще один на территории Словакии.

Не меньший по значимости трудовой подвиг совершали мирные жители в тылу. Они, ущемляя себя, благополучие своих семей, близких, собирали и сдавали деньги в фонд обороны страны, выделяли продукты продовольствия, теплую одежду, белье и т. д. для фронтовиков.

Основная же масса карачаевцев, в период фашистской оккупации, в меру своих возможностей боролась против врага, одни сражаясь в рядах партизан, другие всячески помогали партизанам и подпольщикам, саботировали распоряжения фашистского оккупационного режима. Наряду с этим, благодаря гуманизму, патриотизму и мужеству местного населения Карачая были спасены жизни многих патриотов, которых преследовали фашисты, эвакуированных детей, женщин - русских, евреев и представителей других народов СССР.

Даже из среды отдельных карачаевцев, завербованных для услужения оккупационным властям, встречались смельчаки, которые спасали коммунистов и евреев, предупреждая их о фашистских облавах. Например, народ с благодарностью хранит в памяти имя начальника жандармерии Усть-Джегутинского района Дадау Батчаева, который не допустил ни одного ареста и убийства фашистами патриотов в районе, старосту аула Джегута Юсуфа Борлакова, его заместителя Кази Бытдаева (последний прятал в своем доме две еврейские семьи Пенхасовых), бургомистра Теберды Абдул-Малика Джанибекова, помогавшего питанием детям, больным костным туберкулезом, эвакуированным из Евпатория и находившимся в годы оккупации в Теберде. Он предупреждал подпольщиков об облавах на коммунистов, уводил в сторону следствие гестапо, спас много еврейских детей, "распределяя их по семьям местных жителей, которым он доверял и которые ему доверяли, выкрал у фашистов список членов советского партийного актива, подлежащих ликвидации" и т. д.

Люди помнят также старосту Верхней Мары Ачахмата Эбзеева, прятавшего у себя дома разведчика Мурата Хутова и чекиста Локмана Узденова, старост аулов Нижней Теберды - Каншау Эбзеева, Сары-Тюза - Нори Мамчуева, защищавших интересы народа, атамана станицы Красногорской Мудалифа Айбазова, спасшего от расстрела ребят, помогавших партизанам, и т. д.

Что касается детей, эвакуированных из временно оккупированных врагом районов (Ленинграда, Крыма, Белоруссии, Украины), то в Карачае проявили о них большую заботу. Они размещались в лучших помещениях, в санаториях города Теберды, обучались в школах, а многие из них были усыновлены в карачаевских семьях и окружены родительской заботой. Так, работница детского санатория им. Розы Люксембург усыновила мальчика Колю. После освобождения от немецких захватчиков территории Карачаевской автономной области прилетел на военном истребителе его отец и увез сына. Сотрудница санатория им. Боброва Хаджат Гаппоева, спасла мальчика и его мать Веру.

В 1957 г. когда карачаевцы вернулись на историческую родину, пастухи нашли в полузасыпанной яме останки людей. Когда раскопали яму, то обнаружили в полуистлевшей одежде исписанную тетрадку директора Ленинградского детского дома Анны Николаевны Одинцовой, которая сопровождала ребят. В ее дневнике были описаны трагические события о том, как они уходили от фашистов из дивизии "Эдельвейс", о том, как пастух-карачаевец Хусей Лайпанов спас 45 детей, а, сам при этом погиб.

Работницы санатория им. Семашко Файруз Бибертовна, ее подруга Мадина спасли двух близнецов. Нюрджан Алботова из аула Каменномост удочерила пятимесячную девочку из Ленинграда, которая живет со своими новыми родственниками и в настоящее время.

Семья Сеит-Батдала и Разимхан Чомаевых работала в школе Учкекен Малокарачаевского района. Он был директором, а супруга учительницей. Когда началась война Сеит-Батдал добровольно ушел на фронт. Разимхан одна воспитывала четырех своих детей. Когда в село привезли эвакуированных из Ленинграда детей, то многодетная мать взяла на воспитание еще пятерых детей: русскую Анну Жернову, белоруску Валентину Бурун, Ирину Стельмахову и др. Весь период оккупации мужественная мать кормила и воспитывала всех девятерых детей, не разделяя их на своих и чужих. Хотя фашисты не раз ее вызывали на допрос, она их не выдала и увела от верной гибели.

"И вовек не забудутся их выразительные, полные сострадания глаза, их старческие и молодые руки, которые давали мне выпить кружку айрана или съесть кусок лепешки, испеченной для своей (обычно многодетной) семьи. Если быть точнее, они давали мне шанс на спасение, на жизнь", - пишет о карачаевцах бывший детдомовец из Евпатория, чудом выживший в те суровые годы, писатель из города Ленинграда Юрий Логинов, который умер недавно.

Это же подтверждает в своем письме Вера Михайловна Лакшина, бывший главврач санатория им. Крупской. Она сообщает, что дети не умерли с голоду потому, что население окрестных аулов снабжало детские санатории продуктами питания. "Оставляем слабеющих детей в семьях горцев в аулах Учкекен, Первомайский, Верхняя Мара (это карачаевские аулы). Кормят нас горцы. Без их помощи нам бы не выжить", - писала в своем дневнике та же А. Н. Одинцова, сопровождавшая ленинградских детей.

Карачаевцы спасали от верной гибели не только детей, но и взрослых. Так, в период оккупации территории области фашистами в курорте Теберда семья Шамаила и Фердаус Холамлиевых спасла от неминуемой гибели сестер-евреек Брониславу, Фаину и Марию Гейдеман. Они приехали в Карачай в 1941 г. после эвакуации из города Киева.

Бронислава устроилась на работу в госпиталь, а младшие сестры учились в пединституте г. Микоян-Шахар (ныне Карачаевск). В августе 1942 г. когда немцы дошли до Карачая, они решили вместе с госпиталем эвакуироваться вслед за частями Красной Армии в Сухуми. Но перейти через перевал не успели, немцы заняли Теберду. Их нашел в лесу сын Холамлиевых Мухтар, водитель грузовой автомашины. Он привез девушек домой. Все полгода оккупации они жили в этой семье. Их прятали в дальнем коше в ущелье Джамагат. Кто-то донес на Холамлиевых, но ни угроза, ни истязания не заставили их сдать фашистам новых дочерей. Благодарные сестры разыскали своих спасителей даже в ссылке. Мария ездила к Холамлиевым в Киргизию. Они сейчас живут в Киеве, переписываются со своими спасителями, не порывают связь.

Весь период оккупации в доме Хадижат Канаматовой в Теберде скрывалась учительница из Днепропетровска Софья Абрамовна Голод. После войны она вернулась к себе на родину, и долгое время держала тесную связь с семьей Канаматовых.

Карачаевцы спасали детей и взрослых от немецких фашистов не только в Теберде. Так, супруга горного инженера Чеккуева Махмуда, ушедшего в 1942 г. добровольцем на фронт, в период фашистской оккупации в Микоян-Шахаре прятала у себя дома еврейку Розалию Вульфовну Юровскую, эвакуированную из Ставрополя. Мусса Узденов, ныне житель города Усть-Джегута, спас еврейского юношу, назвав своим родственником. Пожилой мужчина из аула Архыз спас от расстрела еврейскую семью. В ауле Старая Джегута карачаевец Къады Бытдаев, рискуя жизнью, прятал в своем доме четырех красноармейцев и двенадцать евреев.

В ауле Сары-Тюз мать троих детей, супруга фронтовика Койчуева Мухаммата Нану в августе - сентябре 1941 г. приняла в свою семью и содержала в доме семерых еврейских девочек 9-12 лет, эвакуированных из г. Житомира. Соседи-родственники Койчуева Кулистан, Доюнова Ханымсат (которая отправила на фронт своих пятерых сыновей) притащили из дома для семерых девочек матрацы, одеяла, подушки, постельное белье и устроили в одной из комнат спальню, кормили картошкой, карачаевскими лепешками, айраном, молоком, фруктами. За два месяца жизни у Нану и ее соседей истощенные дети поправились и окрепли. Они так привыкли к новой многодетной маме Нану, что при прощании обнимали ее, говорили со слезами: "Мы вас никогда не забудем, вы наша вторая мама". В этот же период недалеко от дома Койчуевых в доме Узденовых жили 5 еврейских мальчиков. Они часто встречались с девочками и играли вместе.

Для детей аульчане организовали обоз и через перевал Гум-башы отвезли в г. Кисловодск для дальнейшей эвакуации т. к. осенью 1941 г. немцы взяли г. Ростов-на-Дону и нависла угроза оккупации Северного Кавказа.

Много и других карачаевцев, которые в тяжелое для всего советского народа время спасли жизнь десяткам детей, взрослых, красноармейцев. Мы обо всех их пока не знаем, так как они стараются не афишировать свои поступки, считают, что выполнили свой гражданский долг.

В тяжелых условиях войны, когда сыны и дочери Карачая геройски сражались на фронтах Великой Отечественной войны в тылу старики, подростки, женщины, заменив ушедших на фронт мужчин, работали на колхозных полях и фермах, на станках, на фабриках и промартелях, выпускали боеприпасы, выращивали продукты земледелия, животноводства, собирали и отправляли в фонд обороны страны денежные средства, теплые вещи, белье и многое другое.

Матери семейств, пожилые люди до и в условиях оккупации спасали жизни сотен эвакуированных из территории Украины, Белоруссии, Ленинграда русских и еврейских детей. Сколько лет прошло с тех пор. Но они об этом не кричали, не трубили, не считали, что они совершили героические поступки, думали, что они поступают по человечески, по-горски, выполняли свой интернациональный долг. Сделали то, что бы сделали русские, евреи и другие народы окажись на их месте.


Материалы по теме:
5662