ТУВА: УЗЕЛ СЧАСТЬЯ эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 3)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
ТУВА: УЗЕЛ СЧАСТЬЯ фото НацАкцент

В небольшом уютном аэропорте Кызыла, кажется, все друг друга знают. Практически каждый посетитель пока дойдет до того, кого приехал встречать, не меньше пяти раз с кем-то поздоровается, обнимется и поинтересуется «как дела».

Это и не удивительно: республика небольшая, всего 336 тысяч человек населения, подавляющее большинство – 83% – тувинцы, у которых до сих пор принято хорошо знать всех родственников до седьмого колена.

Аэропорт

Когда на стенах аэропорта что внутри, что снаружи видишь замысловатый узор – сложно переплетенный узел – то поначалу думаешь, что это просто элемент дизайна. Но когда такой же орнамент замечаешь на деревянных и металлических заборах, на балконах и лацканах пиджаков, да и вообще практически на любой поверхности, понимаешь, что это не спроста.

Орнамент

Все становится понятно, когда заходишь в буддистский храм – там этот орнамент буквально на каждом шагу. Символизирует он счастье и благополучие! А на самом деле это ключ к пониманию взгляда на мир местных жителей самых разных национальностей.

ГОСТЕПРИИМСТВО ТАЗИКАМИ

Несмотря на обилие полезных ископаемых – от редкоземельных металлов до золота, и развитое скотоводство – здесь разводят лошадей, коров, овец и даже яков, живет республика небогато. Зато радушно, неторопливо и со вкусом.

Во дворе каждого официального учреждения от Хурала (местного парламента) до центра тувинской культуры можно обнаружить… юрту. И это не для антуража, это рабочее помещение.

Ни один день рождения сотрудника или праздник не обходится без угощения коллег. А это не только тортик и салатик, а прежде всего мясо и бульон. Причем целыми казанами и тазиками - в буквальном смысле слова! И не важно, знакомы вы с именинником или нет. Всю нашу команду буквально под руки завели в кабинет юриста центра тувинской культуры, которого мы видели в первые в жизни, но он отмечал юбилей.

Сначала в кабинет внесли казан с отварной бараниной. Не притрагиваясь к еде, все начали петь благопожелания. После добрых песен и хороших слов в адрес виновника торжества, мужчины лихо принялись разрезать мясо и раздавать его всем присутствующим. Мне досталось ребро с увесистым куском. Чтобы не отрываться от коллектива, ели мы мясо руками. Было неожиданно, но невероятно вкусно и… весело.

Потом в кабинет внесли большой алюминиевый тазик с дымящимся национальным бульоном. Его положено было пить из пиал и кружек. Причем оказалось, что этот наваристый мясной бульон был еще и с талканом – жареным толченым ячменем. Без талкана здесь даже чай не пьют.

И где же в условиях современного города готовить аутентичные национальные угощения – казанами и тазиками – конечно, в юрте на заднем дворе!

В ресторане тоже порции немаленькие. Если заказать тувинское национальное ассорти, то вам принесут огромный поднос и скромно пояснят, что это блюдо вообще-то на двоих. Овощи в наборе – дань современной гастрономической моде, но самое вкусное тут – традиционные блюда из мяса: бузы на пару, мини-чебуреки жаренные в масле и цуйван – мясной рулет из теста. Все блюда из прекрасной тувинской баранины.

ДЕРЖИТЕ ДИСТАНЦИЮ!

Но не стоит думать, что все без исключения в Туве рады гостям. Русские староверы живут в этих краях с середины 19 века. Ради права верить и молиться Богу так, они считали для себя единственно правильным, готовы были многим пожертвовать.

Веками их предки уходили все дальше от крупных поселений. Да и сейчас староверы в Туве живут в основном обособленно, никого к себе особо не подпуская. Хотя к рыночным реалиям приспособились, пожалуй, успешнее всех в республике. Умеют и любят работать, хваткие в организации бизнеса. Но опять же такого, который позволяет им держать дистанцию со всеми остальными: пасеки, сбор трав и кедровой шишки, производство сельхозпродуктов.

Наладили даже туристический бизнес: летом к ним едут любители дикой природы из крупных городов, больше всего из Красноярска и Новосибирска.

До ближайшего к Кызылу села, где живут староверы, ехали больше 4 часов. Дорога непростая, если бы не суперпроходимый отечественный УАЗ-Патриот и опытный водитель-тувинец Сергей, то могли бы и не добраться. Большая радость, когда удавалось выехать на зимник – замерзшее русло реки.

Зная, что староверы, мягко говоря, гостей не всегда ждут, предупредили о своем приезде заранее. Но что-то пошло не так, и нашей главной провожатой в селе не оказалось.

Эржей - арбан (посёлок) в Каа-Хемском кожууне (районе) Республики Тыва, входит в состав Сизимского сумона (муниципалитета). 70 дворов, молельный дом, небольшая деревянная начальная школа, магазин и недавно построенный за федеральные средства современный комплекс из детского сада и дома культуры. Вот и вся нехитрая инфраструктура села.

Дома в селе сплошь крепкие, основательные и непривычно большие: двух-трехэтажные не редкость. У каждого двора стоят машина, в основном повышенной проходимости, и снегоход, причем очень недешевых зарубежных марок. Хотя был и отечественный легендарный «Буран» – один и очень бывалый.

Удивило какое-то невероятное количество ребятишек на улицах: семьи здесь все еще многодетные, хотя пожилой сельчанин Иван, которого застали за укладкой дров, посетовал, что рожают в последнее время меньше, чем раньше.

Зато молодежь из этого села не уезжает и старшие не видят в этом ничего необычного: «А кому они там нужны? Здесь семья и вера».

А еще нам не встретилось ни одной женщины в брюках, и ни одного мужчины без окладистой бороды. Но фотографировать или снимать на видео практически никто из них себя не разрешил, да и вообще разговаривать с нами – пришлыми – особо желанием не горели.

Переходя от двора к двору, мы все-таки смогли пообщаться с шестью местными жителями. Несмотря на двадцатиградусный мороз, и то, что мы долго были в дороге, никто из наших собеседников не предложил войти в дом и согреться чашкой горячего чая. В единственном в селе магазине кипяток тоже оказался не предусмотрен. Ну что ж, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

И путешественникам важно знать, что если путь лежит через село русских староверов в труднодоступном районе, то надо брать все необходимое с собой, ведь даже с кипятком могут возникнуть проблемы.

И здесь важно удержаться от негативных оценок. Понять и принять, что русские, если они веками таились и укрывались от мира, могут быть и такими вот максимально закрытыми. При этом они не перестают быть частью большого и очень разнообразного русского народа.

СЧАСТЬЕ В ГЛАЗАХ

Холодный прием староверов привел к простуде у нескольких участников нашей команды. Но мы дружно сошлись во мнении, что все это мелочи по сравнению с тем, какие добрые, открытые и веселые глаза были практические у всех, с кем нам удалось побеседовать в Эржене.

Кстати, название села переводится с тувинского как «река со сложным характером». И это тоже не случайно.

В Туве живут люди разных национальностей. Живут при этом дружно, каждый занимает наиболее подходящую ему нишу. Но объединяет всех этих людей удивительное спокойствие и счастье в глазах.

Словно жители географического центра Азии – каковым является Тува – знают что-то потаенное о жизни и поэтому никуда не торопятся.

Тэги
Поделитесь статьей