Свастика: священный или запрещенный символ?

Свастика: священный или запрещенный символ?

Возможно, в скором времени в России под запрет сможет подпасть ...

 
 
 
 
10 февраля 2012

Возможно, в скором времени в России под запрет сможет подпасть любое изображение свастики. Вместе с нацистской символикой вне закона могут оказаться и свастичный орнамент на предметах традиционного быта народов РФ.

В Госдуму в конце января текущего года был внесен законопроект, ужесточающий ответственность за использование нацистской символики. Об этом 26 января на международной конференции памяти жертв Холокоста заявил член Совета Федерации Борис Шпигель.

Тогда Борис Шпигель также отметил, что в настоящий момент он готовит законодательную инициативу по ужесточению наказания за "экстремизм". По мнению Шпигеля, проявления экстремизма должны быть приравнены к тяжким и особо тяжеским правонарушениям. Член Совфеда также считает, что нужно ужесточить наказания за националистическую пропаганду.

Под использование нацистской символикой естественно, попадает и изображение свастик. А формулировка "за использование" предполагает, что и начертанные или изображенные другими способами подобные знаки становятся вне закона. И тут мы можем попасть в весьма опасную ловушку погони за чистоту нашей страны от нацистов. 
Свастики, в различном своем исполнении, - один из древнейших частотных символов. Один из стилей традиционного орнамента, распространенного по всему земному шару, не зря называется свастичным меандром.

Исследователь свастики Роман Багдасаров в своем объемном исследовании "Свастика: священный символ" достаточно аргументированно показал, что свастичный орнамент был присущ индоевропейскому и финно-угорскому населению России со времени их появления на исторической арене. 

Культ свастики в отдельных местах Европейской России фиксировался до времен коллективизации в 30-х годах XX века. Например, в Русской Мещере он назывался "конитницей" или "коситницей", изображался на избах и был связан с культом белого небесного коня. На Русском Севере красный свастичный орнамент вышивался на женских рубахах примерно до того же времени - примеры этих изделий находятся во многих музеях, вплоть до Эрмитажа.

Между тем, в России в последнее время преследование за графическое изображение свастики или коловрата даже без ужесточения правового режима осуществляется регулярно. Вот несколько последних примеров.

Несовершеннолетний житель Чебоксар обвиняется в совершении действий "экстремистской направленности". Об этом 10 января сообщал "НацAкцент". С августа 2010 по апрель 2011 года в городе Чебоксары 17-летний молодой человек нанёс маркером на стены подъездов нескольких домов, на скамейки и информационный щит знаки свастики, а также "надписи экстремистского характера".

24-летнего жителя Калуги признали виновным в  административном правонарушении за изображение коловрата на заднем стекле автомобиля в конце 2011 года. В октябре 2011 года жителю Республики Марий Эл было вынесено обвинение в вандализме за изображения свастики "коловрата" и надписи "Слава Руси", которые он нанес на стенах 2-х магазинов поселка Мариец.

Конечно, тут необходимо отметить, что нанесение свастики или коловрата в этих случаях явно не было вызвано любовью к историческому наследию народов России.
Впрочем, вместе с люлькой можно выплеснуть и ребенка - запретив всякое изображение священного для части этносов в очень недалеком прошлом символа. А если правоприменение за изображение настоящих нацистских символов и их производных идет более чем успешно, то зачем же ужесточение?

Александр Трифонов

Материалы по теме:
5876