Назвался козой – колядуй, не стой!

Назвался козой – колядуй, не стой!

Колядование до сих пор живо среди российских белорусов

 
 
 
 
28 декабря 2011

Мало кто отказался бы отмечать Новый год не неделю, а две. Иркутские белорусы именно так и поступают – празднуют аж с 24-го декабря по 7-е января. Называется это Колядами. Двухнедельный загул отнюдь не следствие гедонизма, а имеет вполне практические предпосылки.

Белорусы много веков назад решили, что раз к концу декабря ночь становится все длиннее, а день наоборот – короче, не иначе как темные силы пытаются победить светлые. Стало быть, нужно помочь солнцу справиться с тьмой. И тогда белорусы придумали делать "зорку" - фигурку символизирующую солнце. Внутрь ставилась горящая свеча, и колядовщики гурьбой ходили с зорками от дома к дому, пели песни, веселили народ. День действительно начинал понемногу становиться длиннее. И седьмого января, убедившись, что силы света уже и сами одержат победу, помощники солнца возвращались к мирским делам.

"Именно увеличение продолжительности дня и считается у белорусов началом нового года, - рассказывает председатель региональной общественной организации "Иркутское товарищество белорусской культуры им А.Черского" Олег Рудаков. - А сами Коляды называют еще перерождением Божича – бога солнца. Люди прибирались в домах, готовили угощение и ждали прихода колядовщиков. Те, в свою очередь, наряжались, как могли: в коней, свиней, в диких зверей, а то и во всякую нечисть. На Колядах должна была обязательно присутствовать "коза" – символ плодородия и здоровья".

Если человек надевал маску, то он как бы перерождался в того, кого она изображала. Назвался козой - должен вести себя соответственно: бекать-мекать, а дебоширов – бодать.

"Привязанность к язычеству обусловлена тем, что национальная идентичность белорусов формировалась не столько вокруг религии (среди представителей этого народа издавна были, как православные, так и католики, протестанты, евангелисты, и даже униаты - Прим. ред.), сколько вокруг языка и традиционных праздников", - считает Рудаков.

Колядование до сих пор живо среди российских белорусов. Но одно дело - деревня, где все друг друга знают, другое – город. Здесь особо не поколядуешь. Чего доброго с лестницы спустят! Вот и приходится иркутским белорусам договариваться заранее со знакомыми. Те готовят угощение, а колядовщики, как в старые добрые времена, наряжаются в костюмы и приходят в дом пожелать отцу семейства благополучия, дочерям его – богатых женихов, сыновьям – красивых невест, а жене, чтобы запасы в доме не переводились.


Материалы по теме:
статьи
28.12.2017 12 старцев
29.12.2015 Год роста
2734