Казаки XXI века: "ряженые" или стражи православия?

Казаки XXI века: "ряженые" или стражи православия?

Кем себя считают представители самого спорного российского субэтноса

 
 
 
 
27 декабря 2019

67573 жителя Российской Федерации заявили во время последней переписи населения, что считают себя "казаками" по национальности. Впрочем, это в два раза меньше, чем во время переписи 2002 года.

При этом в итогах обеих переписей "национальность" "казак" была учтена как субэтнос в составе русского народа. Хотя зафиксированы случаи, когда слово "казак" вписывают даже в графу "национальность" свидетельства о рождении ребёнка.

В то же время многие привыкли считать казаков кем-то вроде неформальных полицейских, потому что в последние годы многие из них небезвозмездно помогают правоохранительным органам поддерживать порядок на массовых мероприятиях.

Чтобы как следует разобраться в природе такого уникального явления, как казачество, журналисты и блогеры из разных регионов России отправились в медиаэкспедицию на родину русских казаков – в Дикую Степь, хотя и там казаков пришлось ещё поискать.

Терминатор с шашкой

Считается, что до революции казаки составляли чуть более 40% донского населения. Во время переписи 2010 года в Ростовской области казаками себя назвали менее 30% жителей региона.

казаки

Казачий художник и музыкант Максим Ильинов утверждает, что зато это очень сплочённая общность. По его словам, русские "слишком разобщены", а у казаков "единый адат": они все не только православные, но также исповедуют одни и те же духовные ценности. В первую очередь, семейные. Поэтому ростовские казаки, утверждает Максим, как правило, многодетные.

Накануне Всероссийской переписи населения 2010 года Максим Ильинов вместе со своей рэп-группой "Атаманский дворец" запустил в интернете флешмоб "Национальность – казак":

Кроме того, Максим успешно продвигает казачьи традиции в современное искусство, поскольку убеждён, что у донского казачества во всех сферах человеческой деятельности большое будущее.

На его картинах и Дональд Трамп одет в казачью папаху, и Терминатор вооружён шашкой, а любовь Григория Мелехова и Аксиньи служит духовным ориентиром для покорителей Марса.

казаки

Максим также убеждён, что казаки придумали самую совершенную форму демократии (казачий круг).

По его словам, российская власть, конечно, пыталась перевести казаков в сословие, но ей это так и не удалось.

Родовой донской казак, а по совместительству известный москвовед Павел Гнилорыбов в отличие от Максима Ильинова считает, что казаки бывают очень разные. Например, когда судили "Пусси Райот", сам Павел оделся в казачью одежду, взял свою нагайку и пошёл на митинг в защиту девушек, которые устроили панк-молебен в Храме Христа Спасителя.

казаки

А Максим Ильинов на это рассказал, как он и другие казаки сорвали концерт украинской группы Kazaky в Ростове-на-Дону: ведь на его взгляд, эти артисты пропагандируют гомосексуальность и тем самым оскорбляют казачество.

Но и Павел, и Максим убеждены, что журналистам неплохо бы усвоить одну непреложную истину: не всякий, кто надел папаху и брюки с красными лампасами – казак, даже если у него в руках нагайка или он демонстрирует чудеса фланкировки, размахивая шашкой.

Сучка в башлыке

И кстати, фланкировка, объяснял нам Павел Гнилорыбов, вовсе не является "национальным" казачьим видом спорта. Казаки исстари состязались в искусстве рубки, а фланкировка – это новомодный казачий "фольклор" того же свойства, что и в знаменитом фильме "Кубанские казаки", с которого, как утверждает Павел, и началась мифологизация казачьей культуры.

казаки

И запомните, что правильно говорить "казакИ", а не "казАки", учил журналистов Павел. А ему можно верить, ведь сама его фамилия (Гнилорыбов) свидетельствует о его казачьей родовитости. Потому что донские казаки всегда любили прозвища. До такой степени, что даже своим станицам напридумывали смешных неофициальных наименований.

Например, станицу Каменская они называли "Сучка в башлыке ощенилась", рассказывает Павел Гнилорыбов. История происхождения этого прозвища такова: один из станичников подобрал в походе щеночка, а потом так долго воевал с турками, что собачка успела не только подрасти, но и обзавестись потомством.

Что касается фамилии Павла, то его предок в середине XVIII века накупил на Азовском море тараньки (для перепродажи), но до ярмарки, как вы догадались, свою рыбку не довёз.

Многоликий мир казачества

Казаки неспроста пристрастились к прозвищам, рассказывает академик Всемирной славянской академии, секретарь Шолоховского круга Союза писателей России, ещё один идеолог донского казачества Юрий Круглов. Ведь изначально это были лихие люди, которые кормились набегами или наёмничеством. Вот они и вынуждены были скрывать своё происхождение.

казаки

В своей книге "Многоликий мир казачества" Юрий Круглов подробно рассказывает о том, сколько разных значений было у слова "казак". "Например, татарские ханы в XV веке называли казаком молодого принца, когда посылали его в степь на полгода…" Принцу выдавали лук, нож, огниво, а дальше выживай как знаешь – то есть "казакуй".

"Половецкие бабы" тоже были казаками, судя по нагрудным бляхам, которые защищали их от вражеских стрел и копий, утверждает Юрий Круглов. Казаками, пишет он в своей книге, называли себя и золотоордынские разорители Древней Руси, и азовские работорговцы, которые угоняли русских пленников на Восток, и татары, оборонявшие Казань от войск Ивана Грозного…

казаки

Первые православные городовые казаки появились в Рязанском княжестве, где Русь граничила с Диким Полем. Они служили наёмниками у князя, но промышляли также набегами на ничейную землю. Не зря же до наших дней дожила игра "казаки-разбойники".

Но разбойниками казаки разных национальностей и веры оставались до той поры, пока в их среде не начали появляться великие подвижники, которые сплачивали вокруг себя людей не для того, чтобы собрать "ватажку за зипунами", а ради чего-то большего.

казаки

Мало-помалу донские казаки стали воевать с турками не столько за добычу, сколько за весь православный мир. И служили они при этом не самодержцам, а самой Руси. Поэтому когда турки вздумали жаловаться царю на донских казаков, царь им отписал, что и сам будет не против, если те поймают донского атамана и повесят: "Он как вам вор – так и нам".

А когда донские казаки пошли в Крестовый поход на Азов и покорили его, несмотря на во много раз превосходящие силы противника, русский царь убоялся принять Азовскую крепость под свою юрисдикцию и не помог казакам удержать её.

казаки

Спустя много лет другой русский царь, Пётр Первый, всё-таки установил свою власть в Диком Поле. Но вместе с тем положил конец казачьей вольности и стал сам назначать казакам атаманов.

Во время Гражданской войны донские казаки снова начали выбирать себе атаманов и даже попробовали создать собственную государственность, но это, как известно, закончилось расказачиванием Дона.

казаки

Вот почему от родовых казаков, которые живут в других регионах России, нередко можно услышать, что на Дону и казаков-то настоящих не осталось: они либо эмигрировали, либо были казнены, либо были сосланы в Сибирь, либо сами разбежались по стране кто куда и постарались скрыть своё происхождение.

А если копнуть

Когда в кулуарах III московского Медиафорума этнических и региональных СМИ речь зашла о казаках, одна представительница южного региона России высказалась ещё резче: казак без земли – это вообще не казак, а те, которые городские, – так и вовсе "асфальтовые" казаки, одно название.

казаки

В поисках неасфальтовых казаков медиаэкспедиция заехала в самую что ни на есть ростовскую глубинку – на Каныгин Хутор, посреди которого стоит церковь Рождества Богородицы, построенная когда-то на деньги, что император лично пожаловал здешним казакам за доблесть.

Один из сегодняшних жителей Каныгина Хутора Иван Торопов, даром что является потомком первого атамана станицы Раздорской, сказал, что ни в реестре, ни в дружине принципиально не состоит и считает современных казаков "ряжеными". По его словам, нынешние казаки только "себе кресты вешают".

казаки

Казачий атаман Каныгина Хутора Сергей Абышкин, впрочем, вышел к нам без крестов, которых, как он объяснил, "пока не заслужил". Не то, что его пращур, герой Бородинской битвы Михаил Черевков, имя которого выбито на мраморной плите храма Христа Спасителя.

казаки

Донские казаки сегодня "нищие и босые", подтвердил казачий атаман, и по этой причине возрождением казачества заниматься не в состоянии. Ведь им даже казачью форму себе не на что купить, если они не подрабатываю дружинниками.

Люди идеи

В указе 1991 года казаки были причислены к репрессированным народам России. По мнению Юрия Круглова, это и послужило катализатором для возрождения национального самосознания казаков.

Сам академик Всемирной славянской академии не имеет однозначного ответа на вопрос, считать казаков этносом или нет. Но уверен, что "казаки" – это гвардия православного мира, "люди большой идеи", которые борются за геополитические интересы России. Неважно, в какой сфере деятельности.

казаки

А ещё он заметил, что в последние годы "на этих прогоревших дровах снова возникают огоньки пламени…"

Вот только власть пока не может предложить казакам ничего соразмерного их потенциалу, считает Юрий Круглов: "Большинство казаков справедливо говорят:

 

"Мы, что, шпану должны нагайками гонять?"

 


Материалы по теме:
2174