Мужественный, но малочисленный

Мужественный, но малочисленный

Традиции и обычаи алеутов

 
 
 
 
24 декабря 2019

Среднестатистический россиянин знает про алеутов совсем немного. Разве что то, что живут они на Дальнем Востоке, в России и в Америке, на Командорских и Алеутских островах. Некоторые, возможно, вспомнят странную "птичью" шапку с сивучьими усами, развевающимися на ветру, как трава. Что нужно знать, чтобы народ этот жил не только на крошечном участке суши, но и в нашей памяти?

Алеутов образно называют "мужественным народом Аляски". В самом имени народа звучит название этой, некогда российской земли. Но больше все-таки оно созвучно с Алеутскими островами. А это значит, что название алеуты получили от первооткрывателей этих земель. Есть три версии происхождения имени народа: от алеутского слова аллитхух – "команда, община", от чукотско-корякского слова аляв-вытэ – "те, у кого на голове обод" и от чукотских алиат – "остров" и алиут "островитяне". Сами себя алеуты называют унанган или унангас. Кроме того, локальные группы имели еще с десяток самоназваний.

Антропологи относят алеутов к арктической расе с примесью южных элементов тихоокеанской ветви монголоидов и отмечают более бледный тип кожи в сравнении со смуглыми чукчами и эскимосами.

алеуты

Островитяне

Будь закон о статусе коренных малочисленных народах принят в XVIII веке, алеуты и тогда бы его получили: их насчитывалось всего 8 – 10 тысяч. А уже в начале XIX века из-за эпидемий и локальных геополитических потрясений численность алеутов сократилась до двух тысяч. Согласно последней переписи, сегодня в России проживают чуть менее пятисот представителей народа. Уходит и язык. Когда-то, четыре тысячи лет назад, с эскимосами они говорили на общем праэскимосоалеутском языке. Сегодня алеутская ветвь представлена собственно алеутским с диалектами и медновско-алеутским языком. Последний – русско-алеутский пинджин, который русские не понимают, а алеуты – с трудом. Впрочем, по данным 2004 года, владели им всего пять алеутов. 90 лет назад для алеутского языка разработали было латинское начертание, да так и не ввели. С 1990 года алеутский преподают на кириллице.

алеуты

Непростые отношения

История изучения алеутов начинается с открытия экспедицией Беринга Алеутских островов в XVIII веке. Десятилетия ушли на то, чтобы наладить контакт с коренным народом, который вовсе не обрадовался появлению на своих землях чужаков. Видимо, не случайно в первые тридцать лет контактов алеутов с русскими численность аборигенов сократилась втрое. Не желая мириться с присутствием на островах непрошеных гостей, алеуты заранее разрабатывали план и нападали на купцов в надежде, что те покинут остров. В первые годы им удалось уничтожить сразу три судна русской артели. В ответ промышленники предприняли карательную операцию, уничтожая алеутские селения и истребляя жителей.

Однако со временем взаимоотношения устоялись настолько, что русские купцы даже начали жениться на алеутках. Выгоду от дружбы народов почувствовали и алеутские мужчины, став поставщиками пушнины, китового уса и жира для российско-американской компании.

С легкой руки русских промышленников алеуты появились и на нынешней территории России: с 1826 года Российско-Американская компания стала завозить на Командорские острова промысловых рабочих-алеутов, а позже и креолов. Брокгауз и Эфрон в конце XIX века сообщают о 493 алеутах и всего пяти европейцах на островах. После продажи Аляски Соединенным Штатам в 1867 году алеуты-российские подданые были заняты на котиковом, бобровом и песцовом промыслах, ловили рыбу и птиц, разводили ездовых собак.

алеуты

Зверобои и рыболовы

Алеуты – морские охотники. Когда-то стремительно передвигались на каяках и байдарках, которые настолько низко выдавались из воды, что это позволяло северным индейцам называть их "подводными людьми". От удачливости и ловкости алеутского охотника зависил их рацион и состоятельность. Еще в начале XIX века капитан военного шлюпа "Камчатка" Василий Головин, летом 1817 года предпринявший экспедицию в Северо-Американские колонии России, писал о них: "Алеут, едущий в своей лодке, утерпеть не может, чтоб не бросить стрелы во что бы то ни было: в морское животное, в рыбу, в птицу или в клочок носящейся травы".

алеуты

Зверобои с байдар охотились на морских животных с помощью копий и гарпунов, на суше – на морских котиков и тюленей. Нерп выманивали на берег манками, имитирующими голос самки.

Рыболовы орудовали на море удочками из водорослей с крючьями, а на реках – сплетенными из китовых жил мешкообразными сетями. Сети шли в ход и во время охоты на птицу. Сеть с грузилами на концах, раскручивая, бросали в стаю. Иногда орудовали сачком на длинной палке.

Алеутки тоже не оставались в стороне от общего дела: они собирали по берегу моллюсков и морских ежей, а также ягоды и травы, из которых делали предметы быта.

алеуты

Уходящий народ

Ситуация с относительно закрытым образом жизни алеутов изменилась уже при советской власти. По декрету ВЦИК от 1932 года Алеутский район Камчатского края получил статус национального, но русских с каждым годом становилось все больше, и вскоре их количество превысило число представителей коренных народов в несколько раз. С одной стороны, начался прирост численности населения, с другой, - активный процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке.

Писатель и путешественник Леонид Пасенюк, более тридцати лет изучавший Командорские острова, в 1991 году на страницах некогда популярного журнала "Северные просторы" писал:

"К сожалению, так и не выработан у алеутов определенный социальный механизм передачи наследственной культуры, полезных традиций и навыков, который помог бы им устоять в столкновении с ныне утвердившимся способом производства. Нет народных промыслов, которые немало могли бы значить в их самосознании, питать его национальные корни".

Верю в Бога, зверя и птицу

Кстати, именно русские промышленники, а не христианские миссионеры обратили их в православие, однако следы прежних верований живы у алеутов до сих пор. С середины XVIII века алеуты охотно принимают православие, а некоторые из них даже сами становятся миссионерами. Русской православной церковью к лику святых как мученик причислен один из них – Пётр Алеут.

алеуты

Православию предшествовал распространенный среди северных народов анимизм. Алеуты почитали духов предков, а их изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Алеуты уважали и охотничью магию: исполняли обряды вызывания зверя, соблюдали особые охотничьи запреты, носили амулеты, охраняющие владельца от неприятностей на охоте. До сих пор анимизм гармонично сочетается в верованиях алеутов с православием. Шаманизм был менее распространен среди алеутов, шаманский костюм символизировал птицу как посредника между разными мирами.

До установления православия законы гостеприимства позволяли "попотчевать" гостя женой алеута-хозяина. Не возбранялись многоженство и многомужество, а при захоронении знатных алеутов вместе с ними на тот свет отправляли и их рабов. Погребение существенно отличалось от христианского. Покойника хоронили в гроте, предварительно бальзамируя сухими травами и подвешивая в сидячем "гамаке" между двух столбов. После 15-дневного пребывания в жилище одетое в погребальную одежду и в камлейку тело заворачивали в травяную рогожу и в шкуру, снятую с обтяжки байдары умершего, усаживали покойника, подогнув ему колени, и наглухо увязывали ремнями. Сверток с умершим обматывали сетью из сивучьих сухожилий.

Человек-птица

Возможно, кто-то запомнил алеутов благодаря головному убор, делающему их похожими на птицу. Называется он чугудек. Эта чудо-шапка, подобно лодке, выдалбливается из цельного куска дерева, распаривается, чтобы придать ему форму треуголки со скошенной задней частью. Затем чугудек раскрашивается, отделывается резными пластинками из моржового клыка, краской, бисером, шкурой ластоногих. В боковые отверстия вставляют усы сивуча, свидетельствующие о количестве добытых зверей.

алеуты
Расписанный чугудек с развевающимися "нитями" напоминает голову птиц семейства чистиковых. Несмотря на свою красоту и экзотичность, чугудек считается промысловым головным убором охотников-алеутов. Шляпа-маска, по свидетельству ученых, носила ритуальное значение. По представлениям алеутов, она олицетворяла морского хищника касатку, не случайно чугудек окрашивался в черный цвет с имитацией глаз на боковых поверхностях. Некогда по количеству бусин, нанизанных на китовый ус, можно было судить об отваге и охотничей удаче хозяина.

Шляпу с закрытым верхом, надетую на капюшон верхней одежды, носили только вожди, без верха – обычные охотники.

Что касается одежды, мужская и женская не отличалась между собой ни покроем, ни украшениями. Традиционной была парка из меха морского котика или калана, птичьих шкурок. Капюшон и рукава затягивались шнурками. Поверх нее надевали "непромокайку" из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (правда, похоже на современную ветровку?). Как сделать праздничную одежду? Украсить повседневную яркими полосами и бахромой. Готово.

алеуты

Летом, учитывая климат, можно было носить старую зимнюю одежду. А можно сшить и специальную летнюю — из кишок морских животных и птичьих шкурок. В XVIII веке изобретательные алеуты плели из травы дождевики.


Материалы по теме:
1468