Если б я был султан! эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 2)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Если б я был султан!

Многоженство принято считать исключительно исламской традицией, но на самом деле это явление выходит далеко за пределы одной конфессии. Многоженство — или по-научному полигиния — некогда было настолько распространено у разных народов России, что для борьбы с ним властям приходилось выпускать специальные постановления.  

У ненцев и хантов многоженство существовало в формах левирата и сорората. Первое — брак со вдовой брата, второе — брак с двумя сестрами. Это явление отразилось и в языке: ненцы и ханты называли детей младшего брата своими детьми даже при жизни родственника. В ненецких эпических сказаниях — ярабцах — тоже упоминаются вторые жены. 

Ненцы и ханты могли взять в жены и мачеху, и сноху, и двоюродную сестру по матери. Часто вторую жену в дом приводила первая. Многоженство у хантов было в том числе признаком богатства, а у ненцев — показателем социального престижа мужчины. 

Лесные ненцы не делили жен на первых и вторых: у них были старшие и младшие жены. Старшая считалась главной, если не была бездетной. Все жены между собой были в добрых отношениях. Каждая из них занимала половину чума или другой чум, а муж по очереди спал на разных сторонах (или в разных чумах) — чтобы никто из жен не обиделся. 

До середины XX века левиратные и сороратные браки были нередким явлением. В Обдорской волости (сейчас часть территории Ямало-Ненецкого АО со столицей в Салехарде) по ревизорской переписи 1795 года было зарегистрировано 465 браков. Из них по одной жене было в 84% семей, по две — 13,8%, по три — 2%. Был зафиксирован единичный случай брака с четырьмя женами. 

Русский Север

Не редки были истории многоженства и на Русском Севере. Некоторые из них зафиксировала экспедиция Российского государственного гуманитарного университета в Каргопольский район Архангельской области в разные года XX века. О таких случаях учеными рассказывали почти в каждом селе —  где равнодушно или даже с сочувствием, но, что по нынешним временам удивительно, всегда без осуждения и гнева. 

Вторую жену в дом приводили по разным причинам: из-за бездетности первой, ее болезни или старости, что мешало работать по хозяйству. Все супруги жили в одном доме, у каждой были свои обязанности: например, одна занималась огородом, другая — скотиной, третья работала по дому. С мужем спала обычно самая молодая — это было такой же обязанностью, как уход за домом или животными. Но в некоторых случаях муж старался не обделять вниманием ни одну из своих жен. 

То, что это было далеко не редким явлением, говорит и такой интересный факт. В заговорах на защиту человека или скота вне дома упоминаются многоженцы: "...от всякого врага, еретика, от мужика одногозубого, от мужика двоезубого, от мужика троеженного...". 

Башкирам тоже был не чужд левират. Причем у полукочевых башкир многоженство встречалось чаще, чем у оседлых. Знаменитый башкирский поэт и писатель Мустай Карим положил обычай левирата в основу коллизии в пьесе "Ночь лунного затмения". Напомним трагический сюжет: по решению старейшин 18-летнего Акъегета женили на вдове старшего брата. Его ровесницу  Зубаржат, которую он любил, отдали замуж за 12-летнего брата жениха. Старейшины считали, что нужно следовать обычаям предков даже вопреки интересам молодых, иначе родники пересохнут и скот падет. Возлюбленные не захотели расстаться, их привязали друг к другу, посадили на лошадь и отправили в степь на растерзание волкам. У самого Мустая Карима было две матери — младшая его родила, старшая "была близким другом", как говорил он сам. Старшая сама сосватала мужу вторую жену. 

Многоженство сохранялось у башкир до середины прошлого века, хотя полигиния была запрещена постановлением ВЦИК еще в 1924 году. Чтобы обойти этот закон, мужчины формально разводились с женами, кроме первой, но жить продолжали со всеми. Хотя бы потому, что остальным некуда было идти, за них уже был уплачен калым и проведен обряд никах. 

На Кавказе многоженство, вопреки стереотипам, не было так уж сильно распространено. Вторую жену обычно брали из-за бездетности первой — или если рождались одни девочки. В большинстве случаев многоженство было доступно только элитам, хотя в Чечне были зафиксированы случаи полигинии и среди простых крестьян. Первая жена в таком браке всегда была старшей и в основном занималась воспитанием детей, даже рожденных от второй супруги. 

Осетинки за работой

Среди осетин (и мусульман, и христиан) полигинные браки тоже в основном были распространены среди состоятельных слоев населения. Часто вторую жену брали из низшего сословия — ее называли "номылус" ("именная жена"). Она считалась "неполноценной женой" и либо работала по хозяйству, либо была наложницей. Многоженство себе позволяли и некоторые христиане Северного Кавказа: в середине XIII века адыгский феодал-христианин содержал на Тамани около 100 жен.

Возрождение института полигинных браков на Северном Кавказе произошло после Великой Отечественной войны. Но когда со временем демографический дисбаланс мужчин и женщин сгладился, то и само явление практически сошло на нет — в 80-х годах прошлого века. Этому способствовало и новое законодательство, запретившее многоженство, о котором уже было сказано выше. 

Многоженство в разные исторические периоды и в разных формах встречалось у удмуртов, марийцев, алтайцев, нанайцев, чукчей, морвды, причем у последних в семье могло быть до семи жен! Они существовали и у славянских народов: в частности, многоженство упоминается в Повести временных лет. Практически у всех народов причины полигинии в основном заключались в бесплодии первой жены, демографическом положении после войн и катаклизмов, а также в хозяйственно-экономических интересах. 

При написании статьи использовались материалы: статьи "Семейное право в записях осетинских адатов" Елены Кобахидзе, "Семейно-брачные отношения в Дагестане: ретроспектива и векторы развития" Зайнаб Курбановой, "Семейно-брачный статус женщин у разных народов России в XVIII–XIX вв. Опыт сравнительного анализа" Виктории Доржеевой, "Многоженство у башкир как этносоциальное явление в прошлом и настоящем" Ф.Г. Галиевой, издание "Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре" (составитель И.А. Морозов).

Тэги
Поделитесь статьей