Слоёный пирог и 99 душ

Слоёный пирог и 99 душ

Происхождение, верования и обычаи тазов

 
 
 
 
11 ноября 2019

Появление этого народа можно сравнить с изготовлением слоеного пирога, который выпекли относительно недавно, но рецепт - забыли…

"Ингредиентами" стало "наслоение" трех кровей: удэгейцев, нанайцев и китайцев. Уссурийский край стал "кухней", на которой это "кровосмешение" и произошло.

В XIX веке даров сибирской природы хватало всем для охоты, рыболовства и собирательства (особенно – женьшеня). Этим и промышляли как коренные народы Севера, так и гонимые нуждой крестьяне из Китая. С их появлением стали развиваться земледелие и торговля.  Разумеется, стали возникать смешанные семьи. Тех, кто в них рождался, сами китайцы называли "дацзы" - туземцы.

В 1858 г. был заключен Айгунский договор, по которому установили русско-китайскую границу по реке Амур. Уссурийский край стал частью России, где и жили представители "дацзы".

Русские люди стали именовать местное население "тазами". Так и появился новый этнос.

Впервые об этом народе было упомянуто во время амурской экспедиции Г. И. Невельского в середине ХIХ века.  Исследователь Дальнего Востока В. К. Арсеньев новую этническую группу  рассматривал как "окитаенных" удэгейцев.

В 2000 г. тазы были наделены статусом коренного малочисленного народа. И статистика этот статус красноречиво подтверждает. В 1872 г. насчитывалось 638 представителей этой общности. Перепись 2010 года выявила 284 таза. Совместное проживание тазов, удэгейцев и нанайцев способствовало увеличению смешанных браков, что привело к стиранию этнических различий.

Языковой коктейль

Язык – это дрожжи, на которых всходит любая человеческая общность. В случае с тазами он имеет структуру взбитого белка из-за краткосрочности употребления: один из диалектов китайского, северо-китайский, значительно обогатился заимствованиями из удэгейского и нанайского языков. Известны факты, когда  тазы с легкостью исполняли роль переводчиков во время переговоров с китайцами. И это было большим подспорьем!

Поскольку с годами тазы рассеивались среди других национальностей, то и необходимость иметь свой язык утратила свою актуальность. Сейчас тазский язык остался только в преданиях старины, которая не так уж и глубока… Все, кто причисляет себя к этой общности, общаются на русском языке.

тазы

Вишенка на торте

Сочетание трех кровей древних народностей наложило свой отпечаток на способности, мировоззрение и характер тазов. Доскональное знание окружающей их флоры и фауны позволяло выживать в весьма суровых условиях. Занимаясь охотой, рыболовством и собирательством, они наблюдали за образом жизни и повадками животных, отслеживали их миграцию.

Наследием китайского "вливания" стали навыки врачевания. Тазы научились использовать растения в качестве лекарств и ядов. Из поколения в поколение передавалось знание народной медицины, которая помогала не только лечить, но и предупреждать болезни. Среди тазов появились опытные специалисты, знающие технику иглоукалывания.

На религиозные представления тазов большое влияние оказал буддизм. В частности, они полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами. От удэгейцев тазы сохранили веру в божество Онку, которое управляет горами, за реки и озера отвечает Ганихи, а за рыбу кету — Мамаса. Они считают, что каждый зверь подчиняется воле богини Тагу.

Попутно с духовными принципами они исповедовали и строго соблюдали законы и обычаи предков, которые основывались на гуманном  отношении людей к природе и друг к другу.

…В 1936 году их оседлый образ жизни подвергся тектоническому сдвигу: тогда  началась депортация корейцев и китайцев на их историческую родину. Под эту наковальню попали и тазы. Но благодаря опять же В.К. Арсеньеву (именно он дал разъяснение по национальным принадлежностям местного населения) части тазов удалось избежать депортации, и в 1938 году они были заселены в деревне Михайловка Ольгинского района Приморского края.

тазы

В этом селе, расположенном в тайге среди сопок, тазы продолжают оберегать свою историю. В школе детям рассказывают о культурном наследии тазов. В качестве дополнительного образования учениц обучают вышивать старинные узоры и символы.

В местном клубе есть музей, в котором собраны кухонная утварь, одежда и другие предметы быта, которыми пользовались предки.


Материалы по теме:
1956