В ночь на 2 ноября хакасская общественная этнокультурная организация "Асхыр" выложила в сети свое обращение, где заявила, что намерена заняться политикой и найти достойного кандидата на место главы региона из числа достойных представителей своей "титульной нации". Заявление вызвало неоднозначную реакцию в местном сообществе, и ее вполне отражают сотни комментариев в сети: от "надо отделяться от этой Рашки" до "сепаратисты-экстремисты, сажать вас надо". С чего это вдруг тихая, спокойная Хакасия так забурлила?
Предыстория
Выборы главы Хакасии и депутатов Верховного Совета республики имели все шансы войти в историю современной России, как пример того, что честное, неподдающееся административному давлению голосование возможно.
Это наглядно продемонстрировали результаты первого тура, в котором с большим отрывом победил мало кому известный кандидат от КПРФ на должность главы Хакасии Валентин Коновалов, оставив далеко позади действующего руководителя региона и кандидата на новый срок Виктора Зимина.
Параллельно с этим мандаты на депутатство в парламенте получило большинство из представителей КПРФ, ЛДПР, СР и других партий, обогнав соперников из "Единой России".
А дальше началось то, что в республике стали называть выборным цирком. Один за другим перед предстоящим туром выборов участники стали снимать свои кандидатуры: во втором раунде – Виктор Зимин, в третьем – Андрей Филягин, в четвёртом – Александр Махяр. Последний, как думало большинство жителей Хакасии, пятый тур должен был состояться 11 ноября. В бюллетене оставалась лишь одна фамилия – коммуниста Валентина Коновалова, и для придания альтернативности выбора, исключительно редкая по нынешним временам графа "против".
Народная альтернатива?
Но 22 октября предвыборное пространство республики вновь было взорвано очередным поворотом: откуда ни возьмись появилась инициативная группа, предложившая новый электоральный проект, так называемый "Народный глава".
Суть его в том, что избирателям 11 ноября предлагается проголосовать против Валентина Коновалова, а на выходе из участков, заполнить бланк, поставив галочку напротив фамилии понравившегося альтернативного кандидата с тем, чтобы на следующий этап выборов пошёл именно этот человек.
Как писали в своём обращении инициаторы альтернативного проекта, в бюллетенях "мы напишем фамилии всех уважаемых или хотя бы известных людей. Николая Булакина, которого носят на руках в Абакане. Михаила Валова, вынырнувшего в лидеры в Саяногорске. Самого Валентина Коновалова, тоже набравшего много голосов в первом туре. Яны Метельской из "Шанса" — пишет честно, понятно. Короче, любого, кого предложат сами люди".
Примечательно, что "альтернативщики" смогли заручиться весомой поддержкой провластных СМИ. Сразу после объявления старта очередной кампании по государственным и муниципальным телеканалам прошла масса сюжетов с призывами голосовать за альтернативного "народного главу".
В процесс активно включились всевозможные общественные организации – спортсмены и предприниматели, "Волонтёры Победы" и руководители национальных диаспор, землячеств. Впрочем, через несколько дней с сайтов и ютуба пропали все видеосюжеты, в которых шла агитация.
Национальный компонент
В последний выборный бой инициаторы альтернативного голосования бросили, в том числе, и национальные общественные организации. И вот тут обычная риторика стала приобретать совсем иную окраску. Появились тревожные симптомы. К примеру на "общественном совещании", когда альтернативщики решили впервые презентовать свой проект широкому кругу лиц (кругу настолько широкому, что большинство приглашённых попросту не вошло в конференц-зал, и было вынуждено топтаться в коридоре, тщетно пытаясь хоть краем уха услышать, о чём же говорят в зале). И если спортсмены, волонтёры и представители разных профессий и увлечений стоически переносили своё некомфортное, вертикальное положение, то некий не представившийся молодой человек стал громко предъявлять свои этнические претензии: мол, отчего в президиум не пригласили представителей титульной нации? Во-вторых, заявил о необходимости ввести на альтернативных выборах обязательно представителей титульной нации. В-третьих, призвал всех обязательно помнить, что лицом Хакасии являются представители титульной нации…
И вот тут-то миролюбивое настроение собрания дало трещину. Кто-то указал, что главное заключается в том, что все мы живём в России. Кто-то подчеркнул, что из 22 кандидатов пять – титульной нации.
А в социальных сетях перманентные предвыборные холивары стали вспыхивать огоньками национализма. Одни припоминали промахи руководителей-представителей титульной нации, другие потихоньку начали шептать заклятие: "Чемодан-вокзал-Москва" и вспоминать обиды, пережитые Тамерланом…
Минувшим летом была попытка также развернуть волну межнационального конфликта, когда в отношении жительницы Абакана было возбуждено уголовное дело по статье "Экстремизм". Лидия Баинова опубликовала сообщение в сети "ВКонтакте", в котором заявила об унижении её детей по национальному признаку. Местные удивились и в общем-то оставили сообщение без внимания. Да и как было отнестись к нему иначе, если каждый живёт здесь, каждый знает, что уж чего-чего, а межнациональной розни у нас в регионе нет. И про "вход кроликам и хакасам, или хомячкам и русским – запрещён", даже шуток не ходит. Зато крайне активно вопрос "межнациональной напряжённости в Хакасии" стали обсуждать люди, проживающие на значительном удалении от региона.
Впрочем, особо далеко и бурно круги от брошенного национального камня не разошлись. Не та республика. Хакасия на самом деле, пожалуй, один из наиболее спокойных в отношении межнационального напряжения, регионов страны. Но испытывать на прочность отношения – думаю, дело неразумное, в конце концов, могут и сломаться.
Тэги