Война за языки

Война за языки

Куда ведет закон о родных языках

 
 
 
 
Этот материал в сюжете: Национальные языки в школах
27 июля 2018

"Этот закон забивает последний гвоздь", "Противники татарского языка обнародовали планы по его искоренению из школ", "Родной язык воспринимается как элемент экстремизма" — такие эмоциональные заголовки появились в СМИ в связи с принятием закона об изучении родных языков. Какие изменения на самом деле вводятся, и чего боятся в республиках — в материале "НацАкцента".

Активная борьба за то, чтобы школьники из русских семей могли отказаться от обязательного изучения национального языка, началась в 2011 году в Татарстане. Тогда родители провели первый массовый митинг. До этого возмущение несколько лет копилось в социальных сетях. После того, как переписка с официальными лицами не принесла успеха, люди вышли на улицу с плакатами.

Обязательное изучение национальных языков в школах действовало на тот момент в нескольких республиках РФ. Однако именно в Татарстане и Башкирии акции русскоязычных родителей повторялись последние семь лет, пока в июле 2017 года президент не заявил, что нельзя принуждать школьников учить не родные для них языки.

Законопроект с поправками в закон "Об образовании" был принят в третьем чтении спустя год, 25 июля, и направлен в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Согласно новым поправкам, предмет "Родной язык" остается в обязательной части школьной программы, но выбирать, какой именно язык учить, будут родители школьников. Раньше такая возможность тоже была, но до этого момента русский не входил в перечень родных языков.

Устранить эту несправедливость с 2012 года пробовал Комитет Госдумы по делам национальностей. Возглавлявший его тогда Гаджимет Сафаралиев не оставлял попыток вплоть до 2016 года. Тогда, перейдя в новом составе Госдумы в Комитет по образованию, депутат признался, что у законопроекта о родном русском языке туманные перспективы, поскольку за годы он устарел и требовал обновления. 

"Видимо, тогда еще не созрело общественное мнение", — прокомментировал теперь принятие новых поправок Сафаралиев, отметив, что почва всё-таки была подготовлена. В беседе с "НацАкцентом" он пояснил, что в первоначальном варианте, который проходил первое чтение, была допущена стратегическая ошибка.

В названии закона говорилось о добровольном выборе родных языков. Из-за этого казалось, что родной язык станет вовсе не обязательным предметом, что и напугало людей. В новой редакции закона закрепляется свободный выбор: то есть изучать язык обязательно должны все, но каждый выбирает сам, какой это будет язык.

Депутат считает, что до 1 сентября не успеют поменять Федеральные государственные образовательные стандарты. Скорее всего, это произойдет до конца года. В то же время глава Комитета ГД по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов отметил, что ничто не мешает родителям школьников в этом учебном году выбрать родной язык для изучения. Он напомнил, что в ряде республик соответствующие заявления в школы начали писать ещё в прошлом году, и на основании такого подхода уже сформирован учебный процесс.

"Не хотим стать русскими"

Против закона активно высказывались в Татарстане, Башкирии, Калмыкии, Якутии, Коми, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Главный и вполне обоснованный страх республик — представители титульных этносов перестанут учить родной язык, будут выбирать русский и со временем потеряют национальную идентичность. В первую очередь это связано со сдачей Единого госэкзамена. Однако критики закона забывают, что все предыдущие годы в тех республиках, где родной язык был обязательным предметом, дети всё же сдавали ЕГЭ. В 2017 году в Татарстане даже заявили, что результаты экзамена по русскому языку в республике лучше, чем у остальных российских школьников. 

Еще один страх — это потеря той степени самостоятельности республик, которая у них имеется. У этих регионов есть свои конституции и государственные языки, и наступление на последние выглядит как посягательство на особые права республик в Российской Федерации.

Хотя текст нового закона, по задумке его авторов, к окончательному чтению должен был удовлетворить протестующих, в обществе сохраняется напряжение.

Здесь действуют те же механизмы, которые заставляли россиян легко верить в небывалые цифры жертв пожара в "Зимней вишне". Из-за того, что реальность часто далека от слов, которые говорятся с трибун и по телевизору, общество не доверяет официальным заверениям.

Причем скепсис наблюдается даже в сообществе тех родителей, которые выступали за принятие закона. Ведь ещё неизвестно как новые поправки будут реализовываться на практике.

Общее дело

"Закон не носит запретительного характера — это главное. А выберут или не выберут язык — это дело самих людей и чиновников в республиках", — отмечает Гаджимет Сафаралиев. Депутат ГД рекомендует начать в регионах активную работу с родителями и детьми: создавать условия для использования языков, давать преференции тем, кто учится на профильных отделениях, отдавать предпочтение при найме на госдолжности тем, кто сможет объясниться с любым жителем республики на его родном языке.

Ильдар Гильмутдинов поддерживает своего коллегу: "Субъекты должны сами делать учебные программы, принимать решения, которые бы стимулировали изучение родных и государственных языков. Надо работать, а не ждать, что один закон всё решит".

Оценить работу закона можно будет только через несколько лет. А вот позитивный эффект от его принятия виден уже сейчас. В Госдуме собираются создать концепцию преподавания родных языков и литератур, учредить президентский Фонд поддержки родных языков. Кроме того, что эта действительно острая тема вышла на федеральный уровень, в самих республиках произошла "языковая мобилизация". На этой волне в особенно активных регионах открылось множество курсов изучения языков, местные власти стали уделять этому вопросу больше внимания, а некоторые интернет-активисты просто решили учить языки из духа противоречия. В конце концов, жизнь национальных языков зависит не от законов, а от самих людей.

 

Из-за того, что многие национальные активисты, спекулируя на острой теме, часто дезинформируют аудиторию о положениях нового закона, коротко резюмируем, что же он вводит:

- закон не запрещает учить родные языки

- предмет "Родной язык" останется в обязательной части школьной программы

- выбирать родной язык для школьников будут их законные представители

- русский язык теперь тоже можно выбрать в качестве родного

- для выбора родителям нужно будет написать заявление



Фото: Тюмень - Наш город


Материалы по теме:
1189