Ученые и культурные деятели Кабардино-Балкарии выступили против законопроекта о добровольном изучении национальных языков республик РФ в школах. Открытое обращение к федеральным властям, подписанное 29 специалистами, опубликовано 23 апреля на сайте Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра.
Законопроект "грубо нарушает конституционные права КБР и других национальных республик Российской Федерации", говорится в тексте. Авторы заявляют, что республики имеют законное право на самоопределение внутри России и на выбор модели по сохранению и развитию родных языков.
По их словам, кабардинский и балкарский языки находятся в "глубоком кризисе". В тексте отмечается, что ЮНЕСКО объявил северокавказские языки вымирающими. "Казалось бы, в этой ситуации мы вправе ожидать государственной поддержки и защиты, но вместо этого нам предлагается принять сомнительный законопроект, который несет реальную угрозу в отношении национальных языков не только КБР, но и всей России", – заявляется в тексте. Авторы сравнили законопроект с ситуацией, когда тяжелобольному не оказали лечение, а в его критическом состоянии ввели закон о легализации эвтаназии.
"На этом основании мы категорически возражаем против принятия данного законопроекта, требуем незамедлительно снять его с повестки, так как помимо деструктивности, нацеленной на окончательное нивелирование национальных языков, он способен серьезно дестабилизировать общественно-политическую обстановку многонационального государства", – заключили авторы обращения.
Ранее Минобразования Кабардино-Балкарии признало наличие проблем в области преподавания языков в республике.
Законопроект о добровольности изучения национальных языков уже не раз критиковали в Татарстане. Там заявляли, что он носит "потенциально конфликтогенный характер".
Изучение государственных языков республик РФ в школах перестало быть обязательным с ноября 2017 года, когда прокуратура проверила добровольность обучения этим предметам в регионах России. Теперь в школах преподается предмет "Родной язык", и сами родители выбирают, какой именно язык будут изучать их дети.