Этот документ - "не Библия и не Коран", он требует актуализации. Так в конце 2017 года прокомментировал замглавы Администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов ближайшие планы обновить Стратегию государственной национальной политики.
В принципе, ничего особенного в этих планах и нет. Каждый стратегический документ в нашем государстве должен проходить реновацию раз в пятилетку. Но вокруг действующей стратегии было в свое время столько сломлено копий, что дежурная вроде бы информация о стандартной процедуре вызвала серьезную ажитацию заинтересованных и примкнувших к ним лиц.
Одни специалисты поспешили назвали действующую Стратегию "мертворожденной" и призвали переписать полностью, другие требовали приблизить ее к жизни и прописать, наконец, внятную терминологию, третьи предлагали заложить некую схему, при которой "стало бы невозможно смешивать самобытность, культуру и госполитику".
"НацАкцент" попросил экспертов с большим практическим опытом в сфере национальной политики дать оценку того, что именно и как надо изменить в стратегическом документе, чтобы он был максимально полезным и эффективным в ближайшие 5 лет.
Заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений РАНХиГС Вячеслав Михайлов:
"В Стратегии госнацполитики упущена проблема федерализма. Многонациональная страна вынуждает во многом обустраиваться как федерация.
Одна из причин распада Советского Союза – национальные конфликты, возникшие на почве того, что СССР назывался федеративным государством, а на деле был унитарным. Главная беда в сфере национальной политики состояла в том, что не работали рычаги и все возможности федеративных отношений.
Сегодняшняя Стратегия государственной национальной политики тесно связана с тем, как работают наши федеративные отношения. Поэтому в документ нужно добавить несколько позиций, связанных с федерацией и федеративными отношениями".
Глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов:
"В Стратегии должны найти отражение актуальные вопросы, связанные с Крымом, с погружением этнокультурного содержания в образование. Но в целом Стратегия — грамотный, сбалансированный документ, который не имеет смысла кардинально менять, нужна легкая корректировка с акцентом на сегодняшние реалии".
Заместитель директора института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин:
"Когда принималась Стратегия, не было крымских событий, не было ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации), не было нашего присутствия в Сирии и помощи сирийскому народу, не было фактора санкций. И эти новые реалии должны быть отражены в новом документе.
Кроме того, появились новые акценты в миграционной политике. Мы понимаем сегодня, что миграция – это не только трудовой и демографический ресурс. Она несет и определенные риски с точки зрения проникновения деструктивных идей и криминальных элементов на нашу территорию, что тоже ставит определенные задачи и требует определенных корректировок.
Серьезного уточнения в новой Стратегии требует вопрос федерализма как дальнейшего развития нашей федерации. В качественной доработке нуждаются те позиции документа, которые касаются гражданского общества".
Председатель Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Республики Бурятия Михаил Харитонов:
"Национальную политику нужно рассматривать как отрасль наравне с культурой и образованием. Все эти отрасли имеют свои учреждения, подведомственные структуры, коллективы. А национальная политика сегодня представлена, к сожалению, одним Федеральным агентством по делам национальностей на федеральном уровне, где работают меньше ста человек, да еще небольшими коллективами в регионах, которые зачастую лишены своих сетей, позволяющих решать вопросы.
Измененная Стратегия государственной национальной политики должна касаться постановки новых институциональных задач".
Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков:
"Вопрос не в том, чтобы что-то "убрать" или "изменить" в Стратегии. Ее основные положения необходимо развивать, разрабатывать новые формы и методы ее реализации.
В Стратегии необходимо закрепить положение о разработке субъектами РФ своих региональных стратегий с учетом отличительных особенностей межнациональных отношений.
Ряд наших предложений также касается создания экономических условий для снижения зависимости экономики от иностранной рабочей силы, содействия обеспечению стабильности межнациональных отношений".
Директор Ресурсного центра в сфере национальных отношений Евгения Михалева:
"В новой Стратегии государственной национальной политики должна найти отражение тема повышения квалификации сотрудников и активистов этнокультурных некоммерческих организаций, а не только государственных служащих.
Очень важна тема превентивных мер по разрешению конфликтов. Этномедиация сейчас популярна, но я говорю не о борьбе, когда костер уже разгорелся, а именно о различных превентивных программах, тренингах и работах.
Стратегия, конечно, хороша. Но нужно прописать и законодательно закрепить инструменты ее успешного воплощения. Чтобы этот важный документ стал обязательным для исполнения, чего пока нет".
Основные обсуждения добавлений и уточнений стратегии уже практически завершены, сообщила "НацАкценту" руководитель Центра исследования межнациональных отношений Леокадия Дробижева. Федеральное агентство по делам национальностей аккумулировало предложения регионов, Общественной палаты и профильных учреждений типа Института этнологии и антропологии РАН и Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН.
"Предложения главным образом касались объединения вокруг общих целей, ценностей и задач, преодоления неравенства возможностей людей разных национальностей и более активного включения общественных объединений и общественности в реализацию этнонациональной политики, – рассказала она, – ФАДН, ответственный за подготовку документа, уже представил его в Совет при Президенте РФ".
По данным "НацАкцента", обновленная Стратегия должна появиться в нынешнем году не позднее Дня народного единства - 4 ноября.
Тэги